Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
     

Полезная информация для родителей

Материалы:

Физическая терапия


Что такое физическая терапия?
     Физическая терапия - это медицинская специальность, в которой применяются физические (естественные или природные) методы воздействия на пациента, базирующиеся на движении, мануальной терапии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды.
     В настоящее время специальность "физический терапевт" существует более чем в семидесяти странах мира. Этот специалист занимается лечением функциональных, прежде всего двигательных, нарушений и использует для этого не медикаментозное лечение, а физические упражнения, мануальную терапию, массаж и воздействие различных природных факторов (тепла, света, ультразвука и др.). В отличие от системы организации реабилитационной помощи в России, при таком подходе с пациентом работает только один специалист - "физический терапевт", при этом нет разделения обязанностей между специалистами с высшим и средним образованием. Физический терапевт самостоятельно оценивает функциональных возможностей пациента и окружающей его обстановки, определяет цели вмешательства, планирует и проводит программы помощи, оценивает изменения в состоянии пациента и эффективность лечения, а также подбирает и адаптирует специальные приспособления и технические средства для людей с различными видами нарушений. Таким образом, вместо множества специалистов с пациентом работает один человек.
     Начиная с 1992 года, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства участвует в ряде международных проектов, направленных на развитие этой специальности в России.

Дополнительная коммуникация

 «Счастье – это когда тебя понимают»
из кф «В поисках радости»

Каждый знает, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен временно или постоянно — тогда мы прибегаем к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, значкам и т.д.). Новые возможности коммуникации дает нам современный мир — это иконки гаджетов и смайлики. Мы пользуемся разными возможностями передать и получить сообщение, максимально сократив скорость передачи по разным каналам коммуникации. И эта возможность многоканальности коммуникации приходит нам на помощь, когда мы имеет дело с людьми с проблемами вербальной речи и ограниченного понимания.

Дополнительные знаки (жесты, символы, письменные слова) реально облегчают процесс коммуникации, делая ее многоканальной (когда задействован, не только слух, но и зрение, а также кинестетическое чувство)

В области помощи людям с нарушениями развития такая коммуникация носит название дополнительной, альтернативной, аугментативной (augmentative - увеличивающий), тотальной. Иногда можно встретить аббривиатуру AAC - Аугментативная Альтернативная Коммуникация.

При каких нарушениях может быть полезна система альтернативной коммуникации   

Нарушение слуха. (Альтернативная коммуникация всегда была развита в среде глухих - это язык жестов).
Моторные трудности создают препятствия людям с двигательными нарушениями, церебральным параличом (дизартрия, анартрия, апраксия),
Интеллектуальные и эмоциональные проблемы могут влиять на механизм усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм).
Люди с синдромом Дауна часто имеют низкий тонус в том числе и мышц, участвующих в процессе артикуляции. Это мешает им овладеть вербальной речью.
Люди с расщелиной твердого и мягкого неба (ринолалия), иногда долго не могут пользоваться вербальной речью или эти возможности сильно ограничены.
Люди с парезом и параличом гортани, а также люди с трахеостомами, которые также ограничивают возможности вербальной речи.
Люди с различными множественными нарушениями, а именно сочетание нарушениями зрения (и, возможно, слуха) и двигательными нарушениями


Средства альтернативной коммуникации

В системе альтернативной коммуникации используются разнообразные символы и знаки - жесты, графические изображения, а также сами миниатюрные объекты.


Жесты

Широко используются в среде людей с нарушением слуха, в обучении детей с синдромом Дауна, аутизмом. Для работы с маленькими детьми и людьми с интеллектуальными нарушениями более всего используются простые жесты, которые широко распространены и доступны пониманию других людей без специальной подготовки. Важно помнить,  если  ребенок пользуется простыми жестами  на первых этапах овладения языковыми знаками совсем не будет означать, что будет пользоваться жестовым языком всегда и не овладеет речью. Именно это является распространенным опасением родителей детей с синдромом Дауна и аутистическими нарушениями, которые часто кладут много сил на то, чтобы найти специалиста, который научит ребенка «говорить словами». Жест в коммуникации с ребенком НИКОГДА не заменяет слово, а лишь дополняет его. Мы не прекращаем говорить с ребенком, пользуясь жестами. Опора на жесты дает ребенку возможность использовать все доступные ему каналы для запоминания и установления связей. А именно это и лежит в основе развития коммуникации и интеллекта.

В настоящее время многие родители нормально развивающихся детей учат их жестам, и это оказывается полезными для последующего развития речи. Использование жеста взрослыми не только дает образец для повторения ребенком, но и облегчает понимание и запоминание. Ведь крупные движения гораздо легче, чем мелкие артикуляционные движения. Кроме того, жест гораздо протяженнее во времени, чем быстро произнесенное слово. Опираясь на многочисленные современные исследования, можно сказать, как только ребенок может заменить словом то, что он раньше обозначал жестом, он отбрасывает жест и начинает пользоваться словом - более легким и более распространенным средством коммуникации. Важно использовать и подхватывать те жесты, которые дети спонтанно используют сами, а также предлагать им простые жесты из специально созданных для этого систем (Макатон,  Скандинавская система жестов, простые жесты из жестового языка)

Графические (двухмерные) изображения - фотографии, рисунки, пиктограммы, напечатанные слова

Картинки и написанные слова всегда использовались в педагогике. Когда картинки называются средством альтернативной коммуникации важно сделать акцент на том, что с помощью картинки можно сообщить о чем-то, проявить инициативу, ответить на вопрос, совершить выбор. То есть то, что без слов порой сделать трудно. Именно поэтому у детей с трудностями коммуникации часто есть проблемы в поведении и саморегуляции. Важно отметить, что для того, чтобы сделать картинку, фотографию или написанное слово реальным средством коммуникации нужно провести подготовительную работу, которая ложится на плечи как специалистов, так и родителей.

Миниобъекты( трехмерные изображения), рельефные изображения

Такие объекты наиболее важны для тех, у кого есть серьезные множественные нарушения (с нарушением зрения) и для установления связи необходимо использовать осязание. Также актуально и для тех, кто имеет трудности в запоминании. Такие связи важно устанавливать постоянно, чтобы миниобъект действительно стал знаком для ребенка. Например, перед тем, как идти гулять — дать подержать и пощупать ключ от квартиры или часть одежды для прогулки.

Как человек может пользоваться графическими системами, чтобы послание дошло до другого человека:

Указание. Человек самостоятельно выбирает символ, дотрагиваясь до него, берет или показывает его. Он также может нажать на картинку в техническом устройстве и озвучить его.
Сканирование. Для людей с серьезными физическими проблемами, которые не могут самостоятельно выбрать символы. Партнер или электронный курсор предлагает символы, из которых человек делает выбор, при помощи кивка или нажатия кнопки. При серьезных двигательных нарушениях это может быть выбор с помощью направления взгляда. Для этого существуют также специальные шлемы с электронными лазерными указками в том случае, если есть возможность двигать головой в горизонтальной плоскости.

Для использования в коммуникации в работе с детьми особенно необходимо провести подготовительную работу, чтобы ребенок понял связь между символом и объектом или действием. Это можно делать постоянно в быту и на занятиях.

Системы использования символов:

1.Система с минимальным использованием специальных технических приспособлений (Low tech система альтернативной коммуникации)
Визульное расписание которое помогает последовательно структурировать день или занятие. В нем обычно фотографии пиктограммы и другие цветные схематичные изображения (PSC).
Коммуникативные доски, разбитые на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.
Тематические книги, альбомы про семью с картинками и фотографиями
Коммуникативные карты - картинки, которые располагаются в доступной для пользователя зоне (специальная коробка, как брелки на поясе и т.д.)
Системы обмена картинками PECS — чаще применяется для людей с аутизмом и предполагает обучение тому, что передав нужную картинку или указав на последовательность картинок другому человеку, человек с аутизмом может получить желаемое.
Письмо — написание целых слов используется как отдельно, так и в сопровождении графических символов

2.Система с использованием простой техники (Medium Tech).
- Кнопки BIG MAG и другие — диктофоны с проигрыванием одного сообщения;
- Коммуникаторы - речевые тренажеры GO TALK и другие

3. Системы High Tech ( с использованием сложных технических приспособлений)
- синтезатор речи для замены или дополнения устной речи;
- планшетные компьютеры ipad и на базе андроид

Использование таких систем - трудная задача длительная работа. Она требует постоянного обучения семьи и людей, работающих с ребенком, постоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за пределы занятия и использовать в быту , что, собственно, и является основной целью использования системы коммуникации.


Как начинать использование альтернативной коммуникации?


Созданию системы обычно предшествует оценка состояния коммуникации, важно выяснить, есть ли у ребенка желание (намерение) вступать в коммуникацию, как он его выражает, в каких случаях он инициирует коммуникацию, какими средствами пользуется, умеет ли поддерживать диалог. Для этого необходимо получить информацию от семьи
 (лучше в виде заполнения структурированных таблиц можно в виде дневника ) от том, как ребенок выражает намерения и какие именно смыслы нуждаются в знаках ( например, любит машины, но не может сказать слово "биби", соответственно нужно дополнительное средство коммуникации).
Тому, кто собирается помогать семье вводить средства альтернативной  коммуникации, важно также сделать собственные наблюдения и сравнить их с информацией, полученной от родителей.

  • Пример: Саша Б. 2 года , расщелина губы и неба. Почти не издает звуков, обращенную речь понимает хорошо.

Саша хочет получить мишку – как это можно понять?
Он смотрит на мишку, хнычет,
Потом смотрит на маму, хнычет.
Потом тянется рукой к мишке и сморит на маму, хнычет.
Затем застывает и ждет.
Затем хнычет громче.
Потом делает рукой хватательные движения.
Ждет, смотрит на маму.
Когда цель достигнута - улыбается.

На основании этого мы может судить о том, что Саша может намеренно выражать желания. Он не может сказать "дай"," мишка", и он нуждается в знаках дополнительных, чтобы выразить этот смысл (мишка), + "дай" — жест.


Что важно оценить потом?
- может ли ребенок понять, что картинка может репрезентировать ( представлять) объект;
- может ли ребенок понять, что часть объекта может представлять объект;
- какие именно смыслы должны быть представлены отдельными средствами (картинки , жесты, звуки).

 
Когда начинать?

- Наш ответ однозначный – начинать как можно раньше, если вы понимаете, что это может помочь человеку общаться и делиться информацией. Важно учитывать принцип избыточности (давать разные обозначения одного предмета с опорой на разные каналы восприятия - слово, графическое изображение, жест, письменный образ). Кроме того, все, что входит в подготовительный этап развития системы, несомненно ПОЛЕЗНО любому ребенку (развитие символического мышления, повышение уровня абстракции, развитие ассоциативных логических связей и т.д.)


Не препятствует ли это развитию вербального языка?
Наш ответ: Нет. Этот вопрос много дискутируется среди сурдопедагогов, так как дети с нарушением слуха часто с большей охотой пользуются жестами, чем словами. Согласимся, что в отношении детей с нарушением слуха - этот вопрос сложный и требует индивидуального подхода. И все же мы еще раз хотим подчеркнуть, что жест в коммуникации с ребенком НИКОГДА не заменяет слово, а лишь дополняет его. Что же касается графических символов, то они всегда используются в педагогике и способность обозначать что-то с их помощью только способствует развитию речи, а не тормозит его.  Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
1. принцип - от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку)
2. принцип избыточности символов — жест, картинка, письменное слово, устное слово.
3. принцип постоянной поддержки мотивации .
4. принцип функционального использования в коммуникации.

Требования к символам системы дополнительной коммуникации для маленьких детей:

Жесты должны быть моторно-доступными, мотивированными, простыми ( то есть понятыми людьми из разных стран и разных возрастов, потому что они почти всегда изображают объекты, действия, признаки так , что каждому легко догадаться об их значении).
Картинки - яркие, с которыми есть возможность манипулировать, (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик - доставать из ящика).
Фотографии - соответствовать лицам и объектам, с которыми ребенок знаком.
Миниобъекты (если это игрушки) - простые, не слишком привлекательные, чтобы ребенок мог расстаться с ним и использовать лишь как средство коммуникации
Слово - написанное специальным простым шрифтом.
Поза для жестов - напротив, на уровне глаз, возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.

 

 

Игры, способствующие развитию системы коммуникации  и подготовке к использованию  её в быту:

- Совместное составление расписания с использованием символов;
- Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением;
- Совместное рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы, какому классу объектов относится);
- Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать рисовать его);
- Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции и написанным словом;
- Картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространенных местах, вводятся в рутину;
- Рассматривание коммуникативных книг;
- Составление фотоальбома про себя;
- Составление ритмических стихов с жестами.
 
Помните! Использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. А также дает возможность выражать себя и быть понятым. Ведь счастье – это когда тебя понимают...

Полезная информация для родителей на русском языке:

Группа Альтернативная коммуникация

http://vk.com/club17159821

Визуальные расписания и карточки

http://raspisanie.me/

Как начинать использовать PECS 

http://www.autism-aba.blogspot.ru/2012/06/pecs-mistakes.html

Альтернативная коммуникация

http://logo-rech.ru/ 

Детские жесты для всех

http://de-je.ru/  http://video.yandex.ru/users/doctor-zdorovie/view/640/

Планшетные компьютеры для поддержки коммуникации

http://autismtimeofchange.blogspot.ru/2011/10/ipad.html

http://autism-aba.blogspot.ru/2012/08/autism-ipad-apps-for-comunication.html

Большая база карточек (легко переводится на русский в ГУГЛ

http://papunet.net/tietoa/kuvatyokalu/fi#browse

©В.Л.Рыскина (  «Коммуникация – это  не только слова» )
 

 

Недоношенный ребенок

Зрение у детей раннего возраста

16.01.2017 Елена

Здравствуйте! Мы живём в Вологодской области, город Череповец. Моему сыну 1год 11мес, ему поставлены диагнозы: Мультикистозная лейкомаляция обоих полушарий головного мозга (преимущественно лобных долей, более выражено слева), ДЦП спастический тетрапарез.Грубое ЗПМР. Угрожаемый по эпилепсии. Сопутствующие: Сходящееся косоглазие. Пупочная грыжа. Атопический дерматит. В 2 месяца на УЗИ головного мозга были выявлены эти изменения. Малыш находится под постоянным наблюдением невролога поликлиники, проходим обследование и лечение в ДГБ г. Череповца Жалобы: по общему самочувствию жалоб нет. Беспокоит задержка развития ( голову держи невысоко,следит неуверенно, реагирует на отдельные звуки, не гулит, не захватывает игрушки, самостоятельно не переворачивается, не сидит, не ходит), держит ручки постоянно в кулачках, гипертонус в конечностях больше слева.. Хотели уточнить такие вопросы: Занимается ли ваш институт лечением и обследованием детей с такой патологией? Если нет, то как мы можем записаться на консультацию и попасть в ваш институт на реабилитацию?. Могут ли ваши специалисты дать прогноз, есть ли шанс на частичное восстановление функций, улучшение работы нервной системы, и дать рекомендации по обследованию,лечению и реабилитации?
Читать ответ

16.01.2017 Анна

Здравствуйте, проводится ли в институте диагностика зрительных вызванных потенциалов? Заранее спасибо за ответ.
Читать ответ

16.01.2017 Сергей

Здравствуйте, моя внучка живёт в Америке. Ей два года и два месяца и она до сих пор не ходит. Подскажите, где в Америке есть заведение подобное Вашему. Спасибо.
Читать ответ

16.01.2017

НОВОСТИ SAFE®

Уважаемые коллеги!

В начале следующего года будем рады встрече в Институте Раннего Вмешательства в Санкт-Петербурге.

Супервизия с д-ром Бришем для ведущих групп состоится 13 февраля.

14-15 февраля 2017 года мы также приглашаем всех сертифицированных ведущих SAFE на Спецкурс-SAFE®  по темам:

  • Недоношенные дети
  • Приемные родители и опекунство

25.10.2016

Конференция "Местное сообщество - семьям" состоялась.

Дорогие коллеги, это случилось! Конференция "Местное сообщество - семьям", к которой мы долго готовились, состоялась. Мы думали над её концепцией, приглашали выступающих, готовили доклады и ждали наших участников. Заявленная тема оказалась востребованной и интересной. К нам пришли почти 200 человек.