Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства
     

Диагностика

Оценка уровня развития по шкале KID и RCDI

В ИРАВ основными инструментами оценки уровня развития детей с 2 мес. до 42 мес. служат шкалы KID (Чистович, Ройтер, Шапиро, 2000) и RCDI-2000 (Шапиро, Чистович, 2000). Эти шкалы представляют собой вопросники, описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или другие постоянно общающиеся с ребенком люди.

Преимущество использования родителей для заполнения вопросника в том, что они наблюдают ребенка постоянно, в самых разных ситуациях, в то время как специалист должен оценить его за короткое время, часто в непривычной ребенку обстановке. Кроме того, отвечая на пункты вопросника, родители лучше узнают своего ребенка, начинают больше интересоваться его развитием, так что заполнение вопросника само по себе является одной из процедур ранней помощи. Для заполнения бланков специальных знаний не требуется — достаточно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы.

Основные принципы обеих шкал вполне аналогичны, различается возрастной диапазон применения.

Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев или старших детей, чей возраст развития не превышает 16 месяцев. Шкала Kent Infant Development Scale (KID Scale), является русской версией американской разработанной проф. Ж.Ройтер с сотрудниками и распространенной к настоящему времени в ряде стран Западной и Восточной Европы (Испания, Нидерланды, Венгрия, Чехия и др.)

Шкала состоит из 252 пунктов, разделенных на 5 областей: «когнитивная», «движения», «язык», «самообслуживание», «социальная». Вся совокупность 252 пунктов называется полной шкалой.

Шкала RCDI-2000 является русской адаптацией шкалы Child Development Inventory (CDI), разработанной Г.Айртоном (США). Шкала предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес.

Вопросник включает 216 пунктов, распределенных по 6 областям: социальная, самообслуживание, крупные движения, тонкие движения, развитие речи, понимание языка.   В ИРАВ разработано программное обеспечение, ориентированное на совместное использование обеих шкал.

KID и RCDI-2000 весьма удобны для скрининга развития, поскольку вопросники родители заполняют дома, а ввод в компьютер и распечатка результатов занимают не более 5 минут. На этапе скрининга основным результатом является решение о наличии или отсутствии отставания в развитии.

В отличие от специализированных скрининговых инструментов KID и RCDI-2000 состоят из большого набора пунктов, и поэтому позволяют не только обнаружить факт отставания, но и получить достаточно точные оценки уровня развития. Результаты тестирования всех детей накапливаются в базе данных, что позволяет отслеживать их развитие (в настоящее время в базе ИРАВ хранятся данные более 18000 детей).

Для нас поистине революционным открытием явилась та неоценимая информация о развитии детей, которую мы получаем на основании наблюдения родителей за их детьми в естественной домашней обстановке. Можно сказать, что для специалистов ИРАВ начало использования вопросников KID или RCDI явилось поворотным моментом позволившим признать полноправную роль родителей в программах вмешательства и принять тот факт, что большинство родителей знают о своем ребенке гораздо больше любого эксперта.

Скачать анкету

Точная оценка слуха

Точная оценка слуховых потерь у детей с первого месяца жизни и старше проводится объективными и субъективными методами. Используются следующие виды диагностики: регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии, импедансометрия, различные варианты игровой аудиометрии в зависимости от возраста.

Задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) используется и как скрининговый метод для выявления нарушений слуха и определения сохранности наружных волосковых клеток (НВК). Известно, что снижение слуха прежде всего обусловливается повреждением рецепторного аппарата (разрушением НВК). Метод регистрации (ЗВОАЭ) крайне чувствительный к малейшим изменениям в работе НВК, и в случае отсутствия эмиссии мы можем предполагать нарушения периферического отдела слуховой системы. Для регистрации эмиссии мы используем прибор EchoPortPlus (программное обеспечение ILO88) изготовитель Otodynamics Ltd., Великобритания.

Акустическая импедансометрия позволяет провести дифференциальную диагностику патологии среднего уха (экссудативного среднего отита, отосклероза, адгезивного отита, разрыва цепи слуховых косточек), а также получить представление о функции стволомозговых слуховых проводящих путей. В Институте мы используем два вида импедансометрии - тимпанометрию и акустическую рефлексометрию, измеряемые импедансным аудиометром AZ26 производства Дании.

Игровая аудиометрия (снятие аудиограммы) необходима для точного определения слуховых потерь, что является очень важным для подбора слуховых аппаратов. Для точной оценки нарушений слуха у детей мы используем методы, основанные на условно-ориентировочных реакциях (VRA-метод от 6 до 15 месяцев), условно-двигательных реакциях ребенка (от 1.3 до 2.4 лет), игровую аудиометрию (для детей старше 2,4 года, естественно в зависимости от развития ребенка). У ребенка вырабатывается условно-рефлекторная связь звук-картинка при предъявлении очень громких сигналов. В качестве картинок используются экран, за которым вспыхивает гирлянда цветных лампочек, или экран монитора, на котором появляются разнообразные картинки. После того, как у ребенка появляется устойчивая связь - он слышит звук - поворачивается к экранам, появляется картинка, мы уменьшаем интенсивность звука и определяем пороги слышимости. Аналогично вырабатывается и условно-двигательная реакция ребенка на звуковой сигнал.

Основные правила проведения обследования - установить контакт с ребенком, ему должно быть безопасно, интересно и задача специалиста предложить тот уровень игры, который бы отвечал развитию ребенка, чтобы ребенок не отвлекался и был по возможности внимателен к звуковым сигналам. Необходимо следить за поведением ребенка - устал он или нет, необходимо менять игру, менять звуковые сигналы, темп обследования.

Важным моментом для абилитации детей с нарушенным слухом является проверка правильности подобранных слуховых аппаратов и постоянный мониторинг за состоянием слуха слабослышащего ребенка. В Институте используются специальные компьютерные программы и установка (разработка ИРАВ), позволяющие в игровой форме проводить контроль за правильностью подбора слуховых аппаратов.

Аудиологическое обследование продолжается не менее одного часа и в том случае, когда не удается снять аудиограмму или провести регистрацию ЗВОАЭ, мы приглашаем ребенка с родителями на повторный прием, в ряде случаев мы осуществляем домашнее визитирование.

16.01.2017 Елена

Здравствуйте! Мы живём в Вологодской области, город Череповец. Моему сыну 1год 11мес, ему поставлены диагнозы: Мультикистозная лейкомаляция обоих полушарий головного мозга (преимущественно лобных долей, более выражено слева), ДЦП спастический тетрапарез.Грубое ЗПМР. Угрожаемый по эпилепсии. Сопутствующие: Сходящееся косоглазие. Пупочная грыжа. Атопический дерматит. В 2 месяца на УЗИ головного мозга были выявлены эти изменения. Малыш находится под постоянным наблюдением невролога поликлиники, проходим обследование и лечение в ДГБ г. Череповца Жалобы: по общему самочувствию жалоб нет. Беспокоит задержка развития ( голову держи невысоко,следит неуверенно, реагирует на отдельные звуки, не гулит, не захватывает игрушки, самостоятельно не переворачивается, не сидит, не ходит), держит ручки постоянно в кулачках, гипертонус в конечностях больше слева.. Хотели уточнить такие вопросы: Занимается ли ваш институт лечением и обследованием детей с такой патологией? Если нет, то как мы можем записаться на консультацию и попасть в ваш институт на реабилитацию?. Могут ли ваши специалисты дать прогноз, есть ли шанс на частичное восстановление функций, улучшение работы нервной системы, и дать рекомендации по обследованию,лечению и реабилитации?
Читать ответ

16.01.2017 Анна

Здравствуйте, проводится ли в институте диагностика зрительных вызванных потенциалов? Заранее спасибо за ответ.
Читать ответ

16.01.2017 Сергей

Здравствуйте, моя внучка живёт в Америке. Ей два года и два месяца и она до сих пор не ходит. Подскажите, где в Америке есть заведение подобное Вашему. Спасибо.
Читать ответ

16.01.2017

НОВОСТИ SAFE®

Уважаемые коллеги!

В начале следующего года будем рады встрече в Институте Раннего Вмешательства в Санкт-Петербурге.

Супервизия с д-ром Бришем для ведущих групп состоится 13 февраля.

14-15 февраля 2017 года мы также приглашаем всех сертифицированных ведущих SAFE на Спецкурс-SAFE®  по темам:

  • Недоношенные дети
  • Приемные родители и опекунство

25.10.2016

Конференция "Местное сообщество - семьям" состоялась.

Дорогие коллеги, это случилось! Конференция "Местное сообщество - семьям", к которой мы долго готовились, состоялась. Мы думали над её концепцией, приглашали выступающих, готовили доклады и ждали наших участников. Заявленная тема оказалась востребованной и интересной. К нам пришли почти 200 человек.