Специалист ранней помощи как трансдисциплинарный специалист

Система ранней помощи детям и их семьям развивается в Российской Федерации уже более 30 лет, благодаря научным открытиям и исследованиям в содержании ранней помощи произошли разные изменения.
Специалист ранней помощи

И в первую очередь они коснулись целей, над которыми работают специалисты и родители. В самом начале в ранней помощи работали узкие специалисты, которые развивали у ребёнка скорее академические навыки, например логопед мог учить ребёнка произносить слова, фразы, но при этом ребенок не использовал их дома. Специалист мог научить его говорить «киса», «собака», «мышка пи пи пи» и так далее. Но как этот набор слов должен был помочь ребёнку попросить пить или кушать, или сообщить маме, что ребёнок хочет спать или устал? В общем-то никак. Физический терапевт на занятии учил ребёнка стоять у опоры или передвигаться вдоль опоры, но дома мама не могла сама организовать такой же тренировки, а для перемещения ребенка по дому просто носила его на руках, поэтому все новые навыки ребёнка оставались там же в кабинете специалиста.

В настоящее время учёные и вслед за ними практики поняли очень важную вещь, а именно то, что маленькие дети лучше всего учатся не в кабинете. Маленькие дети лучше всего учатся в обычной естественной жизни, тогда, когда они кушают, играют, одеваются, купаются и так далее. При этом во время простых повседневных дел ребёнок может осваивать самые разные навыки: и навыки коммуникации, и двигательные навыки, у него могут развиваться познавательные способности и навыки социального взаимодействия. 

специалисты службы ранней помощи

Особенности и цели ранней помощи детям

Давайте представим, что малыш играет вместе с мамой. Это обычная повседневная ситуация, например ребёнок собирает простые пазлы. Какие навыки нужны ребёнку для этого? Это целая группа умений и навыков: нужно уметь слушать, что говорит мама, понимать её, уметь рассматривать картинки, поддерживать положение сидя или лёжа на животе, важно уметь совершать движения в целом руками и пальчиками, нужно уметь сообщать маме о том, что у него получилось, поддерживать с мамой социальное взаимодействие, когда он делится с ней радостью своего успеха.

Ребёнок может осваивать разные навыки и в других повседневных делах, например когда ребёнок моет ручки, стоя у раковины. Мы можем видеть, как ребёнок тренируется понимать указания, уверенно стоять, совершать крупные и мелкие движения руками и пальчиками, как поддерживает с мамой социальное взаимодействие, также у ребёнка развиваются познавательные способности, ему нужно запомнить последовательность действий, он использует зрение, слух, у него развивается понимание причинно-следственных связей, когда он видит, как он открыл кран и потекла вода, он закрыл кран и вода остановилась, он взял мыло и руки стали мыльными, он подставил руки под воду и мыло смылось. То есть такое простое повседневное дело, как мытье рук позволяет ребёнку развивать целый комплекс навыков из разных областей жизнедеятельности.

Соответственно главной целью ранней помощи стало улучшение функционирования ребенка в повседневной жизни, чтобы каждое его маленькое дело проходило легко с удовольствием, чтобы во время этих дел ребенок учился общаться, быть самостоятельным, мог проявлять инициативу.

Ещё один очень важный взгляд на систему помощи маленьким детям. В каждом направлении помощи ребенку есть свои специалисты. Например, когда маленькие дети ходят в детский сад, с ними работают воспитатели. Если дети болеют, помощь им оказывают врачи и медицинские сестры. Если ребёнок попал в трудную жизненную ситуацию, то помощь ему оказывает специалист по социальной работе либо социальной работник. Ребёнок может ходить в спортивную секцию. Там его встречает спортивный тренер. Если ребёнок посещает музыкальный кружок или музыкальную школу, с ним занимается преподаватель музыки. Также существует целый ряд профессий, специалисты которых могут помочь, если ребёнок имеет нарушения развития. Если у ребенка задержка в развитии речи – это будет логопед, если ребёнок имеет задержку познавательного развития – это будет специальный педагог, если у ребёнка есть трудности с передвижением – есть специалисты по адаптивной физической культуре.

Но оказалось, что в стране нет специалиста, который может помогать семье улучшать функционирование ребёнка в повседневных жизненных ситуациях.  Есть система ранней помощи, и это её основная цель. Но какой специалист будет рассматривать не отдельно речь или ходьбу, а ежедневную жизнь ребёнка и его семьи? 

специалист по ранней помощи детям

Кто такой трансдисциплинарный специалист?

Стало важно понять, какой специалист сможет помочь семье, маме, ребёнку таким образом использовать повседневные дела, чтобы развивать ребёнка. Безусловно домой к ребенку не может прийти целая команда специалистов, это выглядит очень абсурдно, если мама с ребёнком моет руки, а рядом находится физический терапевт и помогает ребёнку поддерживать положение тела, плюс специалист по коммуникации, который учит ребёнка говорить новые слова и поддерживать контакт с мамой, а еще педагог который помогает маме учить ребёнка тому, что мыло большое или маленькое, жёлтое или зелёное. Конечно, так не бывает и именно поэтому появился такой специалист, который называется трансдисциплинарный специалист.

Трансдисциплинарный специалист – это профессионал, который обладает знаниями о том, как у ребёнка развиваются навыки в самых разных областях: познавательной, двигательной, коммуникации, в области заботы о себе и социальном взаимодействии. То есть это специалист, который оснащен профессиональными инструментами, чтобы оценить, как ребёнок справляется с обычными повседневными делами, есть ли у него трудности в какой-либо области, относятся ли эти трудности к одной области или сразу к нескольким. А также этот специалист обладает компетенциями помогать семье развивать нужные навыки ребёнка сразу в нескольких областях прямо в повседневной жизни.

Роль специалиста ранней помощи

Безусловно существует определённая специфика трансдисциплинарного подхода. Трансдисциплинарный специалист не может обладать очень узкими специализированными знаниями по каждой области развития ребёнка, для этого есть такие специалисты как специалист по коммуникации, физический терапевт, эрготерапевт, специальный педагог. Именно они могут понять, как можно помочь ребёнку развивать отдельные навыки. В ранней помощи между узкими специалистами и трандисциплинарным специалистом поддерживается тесное сотрудничество. Начинает работу с семьей трансдисциплинарный специалист, именно он выясняет как протекают повседневные дела ребёнка, именно он помогает провести оценку ежедневных жизненных ситуаций, вычленяет потребности ребенка и его семьи, а далее он анализирует ситуацию, что определить, обладает ли он необходимыми знаниями и опытом, чтобы помочь семье или ему нужно обратиться за помощью к узкому специалисту.

Например, трансдисциплинарный специалист оценил такую ежедневную жизненную ситуацию как прием пищи и увидел, что ребёнок не умеет поддерживать положение сидя, поэтому мама кормит его на руках, при этом она держит его в полу лежачем положении, соответственно ребенку трудно жевать и проглатывать пищу, не подавливаясь при этом, также ребёнок может протестовать, крутиться в руках у мамы, он может закрывать ротик, выплевывать еду. Трансдисциплинарный специалист профессионально оценивает, что у ребёнка есть серьезные трудности в двигательном развитии и понимает, что он не сможет помочь семье сам. Поэтому он обращается к физическому терапевту, который также наблюдает за тем, как ребёнок функционирует, проводит свою узкую оценку, подбирает способы научить ребёнка сидеть, в том числе во время приема пищи. А далее помогает трансдисциплинарному специалисту организовать для  ребёнка положение сидя во время приема пищи, и именно трансдисциплинарный специалист взаимодействует с семьей и обучает её.

Как же может называться трансдисциплинарный специалист? Конечно, самым правильным названием для данного вида профессиональной деятельности будет «специалист ранней помощи». Этот специалист работает с семьей, как правило совершая домашние визиты, ведь ребёнок проживает ежедневные ситуации дома и задача данного специалиста – помочь семье наладить повседневные ситуации и показать, как можно развивать ребёнка во время ежедневных дел.

специалист в сфере ранней помощи

История развития такой специальности как специалист ранней помощи

Тут важно обратиться к истории развития командной работы в ранней помощи. Изначально специалисты работали на основе мультидисциплинарного подхода, суть его в том, что специалисты разных сфер работают в одной организации и, оказывая помощь конкретной семье, никак не пересекаются друг с другом, каждый имеет свою программу, семья посещает каждого специалиста отдельно в разное время. Результативность такой помощи не всегда была высокой, специалисты могли давать семье несогласованные рекомендации или дублировать работу друг друга. А семье приходилось тратить много времени и сил, чтобы координировать все мероприятия.

Впоследствии работа команды специалистов стала строиться на основе междисциплинарного подхода. Специалисты начали встречаться и обсуждать свои программы относительно оказания помощи конкретной семье. Они эпизодически делились информацией друг с другом, но цели всех программ не были интегрированы в одну. Семье все также было необходимо держать в голове несколько целей и рекомендаций, каждый специалист продолжал развивать у ребенка навыки по своей специальности: логопед учил ребенка коммуникации, эрготерапевт – навыкам заботы о себе и так далее. В итоге специалистов могло быть несколько, но собраться вместе и работать над актуальной для семьи трудностью они не могли. 

Изменение целей ранней помощи и ее направленность на развитие у ребенка жизненно важных компетенций требовало нового подхода. На первый план вышли такие ожидаемые результаты программ помощи, как вовлеченность ребенка в естественные жизненные ситуации, его независимость и самостоятельность во многих делах, способность поддерживать социальные отношения с другими людьми. В центре внимания специалистов оказались целостные жизненные ситуации и функциональные цели, например наладить купание, кормление, игру, чтение книжки и другие. Специалисты должны были начать согласовывать цели друг с другом, обсуждать, как достичь их, обмениваться профессиональными знаниями. В результате регулярного и интенсивного информационного обмена каждый член команды начал обладать трансдисциплинарными знаниями и способностью работать с целостной ситуацией. 

Так в раннюю помощь пришел трансдисциплинарный подход. Он доказал свою эффективность в оказании помощи ребенку и его семье. 

Однако в нем есть и ряд недостатков: для семьи довольно сложно взаимодействовать сразу с несколькими специалистами, ей приходится приходить в центр, а в центре нет условий воссоздать естественную жизненную ситуацию, и это невыгодно экономически, кроме того, готовить специалиста несколько лет, ожидая, что он спонтанно наберет знаний из разных сфер, довольно неэффективно.

Ранняя помощь двигалась за потребностями семей и в итоге сформировался новый профессионал – специалист ранней помощи, работающий на основе трансдисциплинарного подхода, но не только как член команды, а как ведущий для семьи специалист. Его первая функция – быть ведущим специалистом для семьи. Он является носителем трансдисциплинарных знаний, взаимодействует с семьей, строит с ней сотрудничество и ведет непрерывную линию помощи. Специалист делает домашние визиты, во время которых обучает и родителей, и ребенка. Это помогает ребенку осваивать новые навыки в той среде, где он живет, а родителям учиться непосредственно во время естественных жизненных ситуаций, так они могут сразу интегрировать свои новые родительские навыки в жизнь.

Часто мы слышим вопрос: разве может один профессионал овладеть таким огромным количеством знаний из разных областей, это же физически невозможно. На это есть один просто ответ – может. Приведем несколько примеров:

  • Учитель начальных классов – это трансдисциплинарный специалист, он обладает знаниями педагогики, психологии, физиологии, а также русского языка, математики, естествознания, рисования, пения, физического развития, он умеет учить детей читать, считать, рисовать, он обладает опытом общения с взрослыми людьми, умеет формировать детский коллектив и еще много чего другого.
  • Воспитатель детского сада – также трансдисциплинарный специалист, он тоже знает педагогику и детскую психологию, также умеет учить детей, а еще и умеет играть с ними, петь, танцевать и так далее.
  • Педиатр, а для взрослых терапевт – врач, который обладает знаниями по организму человека в целом, знает обо всех нарушениях здоровья, разбирается, как его поддерживать, лечит многие заболевания, но при необходимости – направляет человека к более узкому специалисту.

Специалист ранней помощи – аналогичная профессия, специалист осваивает знания по из разных областей: детская психология, педагогика, физиология, анатомия, изучает технологию раннего детского вмешательства, психологию семьи, основы психотерапии, приобретает опыт проводить оценку развития у ребенка разных навыков, обсуждать с родителями цели для программы, учить взрослых людей, обладает знаниями из области специальной педагогики и умеет учить детей с различными нарушениями, а при необходимости он обращается сам за консультацией или направляет семью к узкому специалисту. То есть «за его спиной» всегда есть междисциплинарная команда специалистов, которая помогает ему достигать целей для ребенка более специфическими методами.

Таким образом в настоящее время в ранней помощи актуальными являются несколько подходов к организации командной работы специалистов: междисциплинарная команда, трансдисциплинарная команда, специалист ранней помощи, работающий на основе трансдисциплинарного подхода.

Автор статьи: Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО СПБ ИРАВклинический психолог

Поделиться новостью:

Мастерская

профессионального роста

Закрытый клуб для специалистов

Вместе выгоднее

Доступ к сборнику

«‎Методики диагностики и оценки для работы с детьми раннего возраста с риском РАС»

Записи 9 эфиров и раздаточные материалы по теме

«Методики диагностики и работы с детьми раннего возраста с РАС»

2300 руб.

1 990 руб*

Оформить по спец.цене можно на странице оплаты

Освойте Метод сенсорной интеграции и внедрите его в свою ежедневную практику

Присоединитесь к практическому онлайн-курсу за 24 900 руб. вместо 32 900 руб. (до 31.03 18:00 Мск)

Форма связи

Здесь мы можете отправить заявку на курс, задать вопросы, оставить обратную связь.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее