История института

Будьте в курсе

институт раннего вмешательства
Международный ресурсный центр знаний по раннему детскому развитию

Инициативная группа ученых из Института физиологии им. И.П.Павлова АН СССР под руководством проф. Л.А. Чистович начинает собирать информацию о методах раннего выявления нарушений слуха и зрения у младенцев, методах точной оценки и программах помощи детям с нарушениями слуха и зрения.

К сбору информации привлекаются зарубежные коллеги, в область интересов включаются дети с нарушениями двигательного, речевого и интеллектуального развития. 

В рабочую группу привлекаются представители практического здравоохранения (в том числе, главный педиатр и главный детский невропатолог города) и университетские преподаватели (РГПУ им. Герцена, ЛГУ). На базе ЛГУ начинает действовать семинар «Развитие мозга ребенка». Привлекаются политики города. 

В мае 1990 года на городском совещании «Дети и старики в Ленинграде: ситуация и пути ее улучшения», организованном «Демократическими выборами – 90» и Ленинградским Обществом Потребителей принимается решение о необходимости создания специальной программы, направленной на помощь детям первых трех лет жизни с отставанием или нарушением в развитии. Временный творческий коллектив под руководством проф. Чистович подготавливает программу «Абилитация младенцев». В Швеции создается дружеская ассоциация поддержки программы «Абилитация младенцев» (далее Ассоциация поддержки Института раннего вмешательства).

В 1992 году Ленсовет принимает решение о создании и финансировании городской приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев», руководителями которой утверждаются Л.А. Чистович и Е.В. Кожевникова. Специально для реализации программы создается негосударственная организация «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». Инициатива по развитию служб абилитации /раннего вмешательства поддерживается также администрацией Дзержинского района СПб; Институту раннего вмешательства предоставляется помещение одного этажа в детской больнице (ул. Чайковского, 73), на базе детского сада № 41 под научным руководством Института открывается русско – шведская Лекотека (библиотека игрушек для детей со специальными потребностями).

Междисциплинарная команда специалистов Института, состоящая из врачей, педагогов, психологов, физиологов слуха, зрения и речи начинает практическую работу с младенцами и детьми первых лет жизни с различными видами функциональных нарушений. (Включая детей, которых традиционно считают в нашей стране «необучаемыми» и «безнадежными» и которых родители, по настоятельной рекомендации специалистов, до сих пор отдают в дома ребенка и психоневрологические интернаты). В тесном сотрудничестве с зарубежными специалистами осваиваются современные методы работы с детьми и семьями, отрабатывается методическое обеспечение служб раннего вмешательства (в частности, единственные в РФ нормативные шкалы психического развития детей первых трех лет жизни). Неврологами Института осваивается новая для России специальность – физическая терапия, без которой оказание адекватной помощи детям с двигательными нарушениями невозможно. Логопеды и педагоги Института становятся специалистами по ранней коммуникации, а психологи – специалистами по психическому здоровью младенцев. Нарабатывается опыт работы в междисциплинарной команде. Устанавливается связь с учреждениями здравоохранения (в частности, с городским медико-генетическим центром). Наработанный опыт междисциплинарной команды раннего вмешательства оказывается востребованным. В 1994 году при методическом руководстве Института в Калининском районе СПб в детской поликлинике № 59 открывается отделение раннего вмешательства.

Специально для финансовой поддержки практической работы с детьми и семьями в 1995 году Институтом совместно со шведской игрушечной фирмой «Калика» был начат проект «Честная игра» (надомное производство игрушек). Вначале этот проект приносил некоторую прибыль Институту, в дальнейшем он стал бесприбыльным проектом социального бизнеса, главной целью которого стало являться обеспечение рабочими местами матерей детей – инвалидов, вынужденных находиться со своими детьми дома и поэтому часто живущих в нищете.

Несмотря на финансовую нестабильность, помощь семьям и детям в эти годы оказывается бесплатно или очень дешево (при этом оплачиваются только диагностические и консультативные приемы, систематическая работа для семей бесплатна).

В 1998 году в рамках городской приоритетной медико-социальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды» начинается распространение опыта Института по районам Санкт-Петербурга. За период 1998 – 2003 года при методическом руководстве Института в Санкт-Петербурге создается система служб раннего вмешательства: в 23 детских поликлиниках города и в городском центре восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией открываются отделения абилитации. Институт проводит теоретическое и практическое обучение специалистов отделений абилитации (месячный курс интенсивного обучения основам раннего вмешательства, затем еженедельные семинары и супервизии специалистов районных служб). Совместно с 17 детской больницей Институт отрабатывает «вход» в программу раннего вмешательства: на базе больнице аудиологи Института отрабатывают скрининг слуха новорожденных, на отделении интенсивной терапии новорожденных отрабатывается программа раннего вмешательства для глубоко недоношенных младенцев с дальнейшим сопровождением их на базе Института. Совместно с детским садом № 15 отрабатывается модель «перехода» детей с нарушениями развития, включая детей с множественными нарушениями, из службы раннего вмешательства в детское дошкольное учреждение, детский сад № 15 становится городским ресурсным центром по инклюзивному воспитанию детей-инвалидов.

Практические службы Института выступают центральным звеном городской системы служб раннего вмешательства: здесь проводится точная оценка слуха, зрения и психического развития детей, проводятся консультативно- диагностические приемы детей с нарушениями двигательного и коммуникативного развития и с социально-эмоциональными и поведенческими проблемами. Институт также ведет интенсивную практическую работу с семьями и детьми, в среднем за год несколько тысяч детей получают в Институте консультации, и около ста детей включены в интенсивные программы раннего вмешательства. На базе Института создается Родительский клуб, действуют различные виды «открытых сред» для детей и родителей, работает Информационно-правовой центр по правам детей-инвалидов. Институт ведет интенсивную издательскую деятельность, переводится зарубежная литература по вопросам раннего вмешательства, инвалидности, поддержке и терапии семей, публикуются работы сотрудников Института. Институт в сотрудничестве с правительством Санкт-Петербурга (Комитет по труду и социальной защите и Комитет по здравоохранению) и российскими и зарубежными университетами проводит конференции по раннему вмешательству.

Междисциплинарная модель раннего вмешательства отрабатывается в тесном сотрудничестве с шведскими специалистами (сотрудничество поддерживается Шведским агентством международного развития и сотрудничества Сида). Институт совместно со своими зарубежными партнерами сотрудничает с государственными университетами Санкт-Петербурга, помогая им реформировать подготовку специалистов в области реабилитации и образования детей – инвалидов. Результатом этого сотрудничества является открытие магистратуры по раннему вмешательству на факультете коррекционной педагогики РГПУ им. Герцена и подготовка специалистов по физической терапии на базе СПб ГМУ им. Павлова.

В 2002 году после письма Президенту РФ В.В. Путину с предложением использовать опыт Санкт-Петербурга для предотвращения социального сиротства разработанная Институтом междисциплинарная программа раннего вмешательства выбирается в качестве модели для страны (в рамках проекта сотрудничества между Евросоюзом и правительством РФ «Сотрудничество в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты»).

Институт ведет интенсивную преподавательскую работу, помогая создать службы раннего вмешательства в различных регионах РФ, в Белоруссии и Украине.

Финансирование работ Института осуществляется в рамках программы «Дети-инвалиды» Комитетом по труду и социальной защите населения, а также различными зарубежными фондами и организациями. Основным зарубежным партнером Института становится организация «Спасите детей, Швеция». Относительно стабильное финансирование и специально приспособленные помещения позволяют Институту оказывать бесплатную помощь детям и семьям на высоком профессиональном уровне, соответствующем международным стандартам.

В конце 2002 года Института сообщается, что в связи с оптимизацией системы здравоохранения Центрального района Санкт-Петербурга он должен освободить занимаемые им помещения по адресу ул. Чайковского, 73. В эти помещения переводится районная детская поликлиника № 8, находившаяся до этого на ул. Фурштадтской (в настоящий момент «оптимизация» здравоохранения продолжается, и детская поликлиника № 8 по адресу ул. Чайковского, 73 закрывается). После многочисленных обращений российских и зарубежных официальных лиц к администрации Санкт-Петербурга (в частности, письмо специального представителя по делам инвалидов в ООН Б. Линдквиста) и при поддержке представителя Президента в Северо-Западном округе В.И. Матвиенко Институт получает новое помещение. В 2004 году КУГИ Санкт-Петербурга предоставляет Институту в аренду на льготных условиях на 10 лет здание по адресу ул. Чехова, д.5. Здание находится в очень удобном месте, в центре города и недалеко от метро, так что родителям с детьми – инвалидами должно быть удобно туда добираться. К сожалению, здание находится в полуаварийном состоянии и по соображениям безопасности вести в нем приемы детей невозможно.

Также прекращается городское финансирование работы Института. Несмотря на это еще несколько лет Институт продолжает проводить еженедельные, затем ежемесячные семинары и супервизии для специалистов районных служб раннего вмешательства. Эта деятельность прекратилась только осенью 2008 года.

Институт вынужден заниматься в основном консультативной деятельностью в международных проектах. Так, в российско-британской программе «Содействие сокращению бедности в Ленинградской области» Институт выступает основным российским исполнителем по компоненту «Социальная исключенность: Семьи и дети группы риска», под научным консультированием сотрудников Института создается российско-британский фильм «Путь домой» (о детях в домах ребенка и возможности их возврата в родную семью), осуществляется проект Тасис «Привязанность у детей раннего возраста».

На некоторое время работа с семьями и детьми практически прекращается – только аудиологическая служба Института продолжает работать в этот трудный период. Приемы ведутся на базе детской больницы № 17 и на базе СПб ГМУ.

Многочисленные обращения к городским властям и российским и международным фондам с просьбой помочь с проведением ремонта длительное время остаются безответными.

Наконец , «Лукойл – Нева» за свой счет проводит оценку состояния здания на ул. Чехова и после этого шведское агентство международного развития СИДА принимает решение о выделении финансирования на «создание доступной среды для инвалидов в помещениях Института» (обязательным условием выделения зарубежного финансирования является российское со-финансирование). Однако, выделенного шведами финансирования очевидно не хватит на проведение ремонта. К поискам финансирования подключаются друзья Института – известные петербургские артисты Анна Алексахина, Лариса Луппиан и Михаил Боярский поддерживают обращение Института к председателю ЗАКС Тюльпанову. После того как и это обращение остается безответным, артисты театра Ленсовета приглашают Институт устраивать на его базе сбор благотворительных средств на Институт. Было проведено две таких акции, в результате собрано менее семи тысяч рублей.

В Институт продолжают обращаться семьи с маленькими детьми с серьезными нарушениями развития, которые нигде не могут найти помощь. Профессиональное сообщество Санкт-Петербурга поддерживает сотрудников Института в их попытках начать оказывать помощь детям, предоставляя бесплатно помещения для приемов. Междисциплинарная команда раннего вмешательства ведет приемы на базе городского центра восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией. Там же действуют родительские клубы Института (общий и специализированные для семей с детьми с нарушениями слуха) и центр ранней социализации «Зеленый остров».

В 2009 году была начата реконструкция здания с целью сделать его доступным для детей с различными нарушениями.

Львиную долю финансовой помощи для осуществления капитального ремонта здания Института оказала российско-финская клиника «Скандинавия» (ООО «АВА-ПЕТЕР»).

За это время была полностью проведена реконструкция здания на ул. Чехова д. 5, помещения Института были оборудованы как для проведения образовательных мероприятий (библиотека, учебные аудитории, конференц-зал, оснащенный системой для проведения телеконференций), так и занятий с детьми (кабинеты для индивидуальных и групповых занятий и консультаций). Отдельное пространство выделено для выставки технических вспомогательных средств для маленьких детей.

15 февраля 2012 года прошло торжественное открытие здания Института после его реконструкции. В настоящий момент возоблена клиническая и образовательная деятельность Института, междисциплинарная команда специалистов ведет приемы детей имеющих риск отставания или нарушения в развитии, проводятся групповые занятия, открыта Лекотека.


За последние 10 лет ИРАВ является основным научно-методическим и образовательным центром по поддержке развития системы ранней помощи в нашей стране и странах СНГ. Благодаря усилиям ИРАВ петербургская модель ранней помощи была взята за основу национальной политики в области абилитации. В данный момент согласно Комплексному межведомственному плану по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям от 16.12.2022 года АНО ДПО СПБ ИРАВ является ответственным исполнителем по вопросам обеспечения методического и образовательного направления развития системы ранней помощи в РФ.
ИРАВ проводит разработку и реализацию образовательных программ по подготовке специалистов в области работы с детьми раннего возраста и их семьями. Специалисты ИРАВ являются ведущими экспертами и представляют ИРАВ в различных комиссиях, комитетах и экспертных советах при исполнительных органах государственной власти и общественных объединений.

За 20 лет успешной работы сотрудниками Института было обследовано более 20 000 детей раннего возраста.

Свыше 2000 семей были включены в интенсивные программы раннего вмешательства, ежегодно порядка 700 семей получали консультации специалистов Института.

Специалистами Института были отработаны методы раннего выявления нарушений слуха и зрения у детей, собраны нормы и создана русская версия компьютерной программы для оценки уровня развития детей от рождения до 3,5 лет, основанная на KID и RCDI шкалах, отработаны методы работы с детьми с различными нарушениями, детьми групп биологического и социального риска и их семьями.

ИРАВ помогает обеспечить качественный кадровый потенциал системы ранней помощи в стране!

Мастерская

профессионального роста

Закрытый клуб для специалистов

Вместе выгоднее

Доступ к сборнику

«‎Методики диагностики и оценки для работы с детьми раннего возраста с риском РАС»

Записи 9 эфиров и раздаточные материалы по теме

«Методики диагностики и работы с детьми раннего возраста с РАС»

2300 руб.

1 990 руб*

Оформить по спец.цене можно на странице оплаты

Освойте Метод сенсорной интеграции и внедрите его в свою ежедневную практику

Присоединитесь к практическому онлайн-курсу за 24 900 руб. вместо 32 900 руб. (до 31.03 18:00 Мск)

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее