В своей истории Институт раннего вмешательства прошёл три этапа.
В начале деятельности институт сосредотачивался на проведении исследований и адаптации технологии раннего вмешательства для детей с различными особенностями развития. Н втором этапе активно развивались образовательные программы и практические курсы повышения квалификации для специалистов и родителей, ориентированные на реализацию разработанных методик в реальной практике.
Третий этап в развитии института характеризуется укреплением сотрудничества с другими образовательными и научными организациями, а также активным внедрением инновационных технологий для улучшения качества помощи детям и их семьям.
Давайте рассмотрим этапы развития Санкт-Петербургского института раннего вмешательства более подробно.
Этапы развития Санкт-Петербургского института ранней помощи
Первый этап развития пришёлся на 1992–2002 года
В это время институт располагался в здании детской поликлиники на улице Чайковского. Это было время понимания и развития в институте помощи семьям по технологии раннего вмешательства. В институт приезжали ученые, исследователи и практики из многих стран мира и передавали знания и опыт. Была создана междисциплинарная команда специалистов, было много обсуждений и споров о том, как должна строиться работа, сотни семей начали получать помощь в самом раннем возрасте их детей. Стремясь распространять знания, специалисты института получили права на перевод и адаптацию многих важных книг и инструментов диагностики. Шла очень объемная и напряженная работа, чтобы выпустить эти книги и снабдить специалистов страны важнейшими знаниями. В институте начали проводиться обучающие семинары, информация про раннее вмешательство стала распространяться в другие регионы России, начали открываться службы раннего вмешательства.
Второй этап пришелся на 2002–2012 годы
Для института это был очень тяжелым период. Помещения института понадобились поликлинике и всему институту пришлось переехать в здание на улице Чехова. Здание было не приспособлено для приемов семей, но специалисты сохранили это направление работы, перенеся небольшое количество приемов в реабилитационный центр на улице Благодатной. В эти годы сотрудники института проводили много обучающих мероприятий, участвовали в проектах и научных исследованиях, а новое здание ремонтировалось, хотя и очень медленно. Работать, не имея помещения, было трудно, но удалось сохранить команду института.
Третий этап начался в 2012 году с важного события – торжественного открытия института после ремонта
С того времени институт ведёт три направления:
- клиническое, работа направлена на помощь детям и семьям;
- образовательное, работа направлена на обучение и поддержку специалистов
- инновационная деятельность
С 2012 года и по настоящее время специалисты института реализуют индивидуальные программы ранней помощи для семей с детьми с ограничениями жизнедеятельности или риском возникновения ограничений. В рамках индивидуальных программ ежегодно 300 семей с детьми раннего возраста получают услуги ранней помощи в ИРАВ.
Сейчас в Институте работает междисциплинарная команда специалистов: психологи, педагоги, специалисты по коммуникации, сурдопедагог, аудиолог, офтальмолог, физиолог зрения, педиатр, физические терапевты, эрготерапевты.
Для оказания качественной помощи детям и их семьям, специалисты Института регулярно проходят обучение на семинарах и стажировках, осваивают новые методы и технологии работы.
Одновременно в институте проходят внедрение новые научные подходы оказания помощи детям и их семьям.
Программа «Ранняя помощь, основанная на биопсихосоциальном подходе и МКФ»
Так с 2012 года реализуется программа «Ранняя помощь, основанная на биопсихосоциальном подходе и МКФ». В рамках этой программы были разработаны: бланк и технология проведения первичного приема, бланки протоколов углубленных оценок по основным областям функционирования ребенка, бланк Индивидуальной программы ранней помощи. Бланки использовались специалистами ИРАВ, затем в пилотном проекте со специалистами 14 субъектов РФ, а далее данная технология была положена в основу Методических рекомендаций по ранней помощи (разработаны рабочей группой при Минтруда) и теперь специалисты ранней помощи в РФ используют её. Собственно, через эту работу ранняя помощь в РФ получила научно-обоснованную технологию. В настоящий момент вся работа с детьми и семьями в ИРАВ строится на основе МКФ, продолжается создание инструментов работы, создана компьютерная программа «Автоматизированное рабочее место специалиста ранней помощи», которая является частью Единой информационной системы для осуществления межведомственного подхода в субъектах РФ.
Программа «Направляемый диалог»
Начиная с 2015 года в институте отрабатывается программа «Направляемый диалог» по развитию у родителей чуткого бережного понимающего отношения к ребенку. Программа реализуется с разными группами семей: с детьми с ограничениями жизнедеятельности, с приемными семьями. На основе обобщения работы была создана образовательная программа «Направляемый диалог», которая сейчас широко транслируется в субъекты РФ.
Программы «Эрготерапия» и «Сенсорная интеграция»
В 2016 году специалист ИРАВ прошел обучение и стал дипломированым эрготерапевтом, далее он стал сертифицированным специалистом по сенсорной интеграции и адаптировал свои знания для оказания помощи детям раннего возраста. Сейчас программы «Эрготерапия» и «Сенсорная интеграция» внедрены в практическую работу специалистов ИРАВ, создано подразделение «Эрготерапия». На основе полученного опыта составлены программы повышения квалификации и регулярно проходят курсы обучения и стажировки для подобных специалистов.
Программа «Коммуникация в повседневной жизни»
В ИРАВ также реализуется программа «Коммуникация в повседневной жизни». Все специалисты ИРАВ прошли программы обучения по альтернативной коммуникации и использованию альтернативных средств в общении с детьми в ежедневных ситуациях. В ИРАВ имеются коммуникативные кнопки, карточки, альбомы, коммуникативные коврики, коммуникаторы, для того чтобы в процессе занятий любой ребенок был включен в коммуникацию. Оборудование выдается в семью во временное пользование, чтобы ребенок и его родители закрепили полученный опыт. Данный опыт также зафиксирован, обобщен и передается.
Программа «Обучение ребенка через игру и его собственную активность»
Еще одной основой деятельности специалистов ИРАВ является программа «Обучение ребенка через игру и его собственную активность». Толчком послужила философия Мильё, все специалисты, начинающие работать в ИРАВ, проходят обучение технологии следования за ребенком и обучения его новым навыкам через игру и с удовольствием. На встречах с семьями каждый специалист транслирует родителям данную технологию, обучает родителей практическим приемам. Также имеется аналогичный образовательный курс «Игровой подход при обучении ребенка новым навыкам»
Программа помощи детям раннего возраста с нарушенным слухом
Почти 20 лет работает программа помощи детям раннего возраста с нарушенным слухом, которая является комплексной и включает в себя: точную оценку слуха, индивидуальные встречи с семьями, Родительский клуб для детей с нарушенным слухом. В Родительском клубе работают 2 типа групп: для семей со слышащими родителями и неслышащими детьми; для семей с неслышащими родителями и детьми. Это уникальный опыт для РФ, поскольку помощь семье начинается очень рано, с 3-4 месячного возраста их детей. Специалисты клуба владеют жестовым языком для детей и развивают у них ранние формы коммуникации.
Подход «Обучение, основанное на использовании повседневных рутин (Routine based early intervention)»
Начиная с 2013 года ИРАВ приступил к исследованию и освоению инновационного (но уже научно-доказанного и принятого международным сообществом) подхода «Обучение, основанное на использовании повседневных рутин (Routine based early intervention)». Для этого была переведена (для внутреннего использования) книга об этом подходе, переведен и адаптирован инструмент оценки активности и участия ребенка в домашних рутинах. На основе дистанционного взаимодействия со специалистами из других стран данный подход внедрен в практике ИРАВ. Для разъяснения данного подхода специалистам и родителям сняты 2 коротких фильма. Практические приемы реализации принципа обучения ребенка в естественных жизненных ситуациях представлены в образовательных курсах для специалистов ранней помощи.
Другие проекты и наработки специалистов института раннего вмешательства ИРАВ
С 2017 года ИРАВ реализует проект по разработке и внедрению в собственную практику различных методов помощи детям с РАС. Так был приобретен инструмент для диагностики (ADOS-2), 6 специалистов обучены Денверской модели раннего вмешательства, трое из них прошли сертификацию. 2 специалиста овладели программой PROJECT IMPACT (Содействие развитию социальной коммуникации у детей с РАС). В ИРАВ создано отделение помощи детям с РАС, получен большой опыт, разработана образовательная программа, опыт передается в регионы.
С 2019 года и до сих пор специалисты института осваивают стратегии коучинга, применяя их в работе с семьями, что развернуло понимание специалистов о практической реализации семейно-центрированного подхода.
Случившаяся пандемия внесла коррективы в работу специалистов, в 2020 году они освоили и применяют в своей работе с семьями дистанционный формат. Далее была совместная работа со специалистами 20 субъектов РФ по осмыслению данного опыта и с окончанием пандемии данный формат был описан и вошел в работу специалистов на регулярной основе.
Одновременно в ИРАВ стало активно развиваться направление онлайн обучения специалистов, было создано несколько образовательных курсов, к настоящему моменту эта форма обучения переросла в большое направление образовательной деятельности института.
Сегодня институт – это ведущая организация по направлению ранней помощи детям и их семьям. На стажировки в институт приезжают руководители и специалисты из многих регионов России. Тысячи специалистов участвуют в конференциях и мастер-классах, стабильно работает мастерская профессионального роста. Откликаясь на потребности семей, специалисты осваивают новые технологии помощи, за последнее время это вопросы нарушений пищевого поведения у детей, вопросы нарушений психического здоровья у детей и эмоционального истощения у родителей.
Институт никогда не стоит на месте, все 30 лет его существования именно в институте начинали развиваться новые направления помощи, поэтому уже через год эта история дополнится.
Автор статьи: Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО СПБ ИРАВ, клинический психолог
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.