Почему в ранней помощи должен применяться коучинг
Современное определение ранней помощи, которое содержится в законодательстве Российской Федерации, включает в себя очень важную цель – повышение компетентности родителей и других членов семьи в вопросах развития, воспитания и ухода за ребёнком. Каким образом чаще всего специалисты работают над повышением компетентности родителей? Они используют такие методы как проведение семинаров или вебинаров для родителей, участие в родительской группе, буклеты, статьи, которые родителям дают почитать. Однако исследователи отмечают, что данные методы обучения взрослых людей и повышения их компетентности не являются в достаточной мере эффективными. А также исследования подчёркивают, что наиболее эффективными являются активные формы обучения взрослых людей, когда взрослый человек мотивирован научиться чему-то новому, когда он активно и самостоятельно отыскивает необходимые ему знания, тренируется, чтобы приобрести новый опыт. Такими возможностями обладает коучинг. Соответственно если задача специалистов – повышать компетентность родителей, то они должны использовать в своей работе наиболее эффективные методы, а именно использовать родительский коучинг.
Что такое коучинг в ранней помощи
Не существует общепринятого определения коучинга. Однако есть общие важные характеристики процесса коучинга, как стратегии взаимодействия специалиста и родителя, чтобы помочь родителю:
- понять, что влияет на возникновение трудностей в жизни с ребенком,
- осознать, в чем его потребности,
- выявить, что он уже знает, каких навыков ему не хватает, чтобы взаимодействие с ребёнком было развивающим и комфортным.
Специалист, использующий стратегии коучинга, помогает родителям искать идеи относительно того, как они могли бы помочь своему ребёнку овладеть новыми навыками, а также помогает практиковать новые навыки, обеспечивает родителей качественной обратной связью в процессе обучения, обсуждает с ними полученные результаты.
Целью специалиста является устойчивая совместная работа с родителем, при которой родитель приобретает новые компетенции, уверенность в себе, необходимые для саморефлексии, самокоррекции и распространения новых навыков и стратегий на другие ситуации по мере необходимости.
Какие основные стратегии используются в коучинге
В литературе приводится довольно много разных стратегий коучинга для родителей, однако в ранней помощи наиболее часто используется шесть, и это следующие стратегии: совместное планирование, наблюдение, обратная связь, моделирование, практика и рефлексивная беседа.
Задача специалиста, владея данными стратегиями и размышляя о том, какая из них на том или ином этапе взаимодействия с родителями будет более подходящей, применить её.
Например, если родитель затрудняется в том, какую программу использовать для обучения ребёнка навыкам коммуникации, специалист может дать родителю исчерпывающую информацию о том, какие существуют программы, на что направлены, какова специфика каждой. Также они вместе обсудят потребности и особенности ребёнка, какая программа будет наиболее эффективной. Специалист будет использовать стратегии рефлексивной беседы, помогая родителю размышлять.
Ещё один пример: родители затрудняются обучать ребёнка указательному жесту, в этом случае специалист будет использовать стратегию, которая называется моделирование, когда специалист может показать родителям, что и как нужно делать, объяснить принцип действия, а дальше предложить родителям попрактиковаться в самостоятельном выполнении этого действия. При этом специалист находится рядом, поддерживает родителя, дает обратную связь, а дальше они обсуждают как у родителя получилось выполнить действие и обязательно договариваются, где и когда в ежедневном распорядке дня родитель сможет использовать новые навыки и тем самым помочь ребёнку тренировать что-то новенькое, это стратегия совместного планирования.
Опасения специалистов
Когда специалистам говорят о том, что им необходимо использовать стратегии коучинга, специалисты высказывают целый ряд опасений. Они переживают, что у них нет психологического образования и они не смогут правильно использовать стратегии коучинга. Второе опасения заключается в том, что они привыкли заниматься с ребёнком и у них нет навыков обучающего взаимодействия со взрослыми людьми. Третье опасение — это то, что у специалиста на занятии нет времени для того, чтобы поговорить с родителем, все время специалиста уходит на то, чтобы заниматься с ребёнком.
Конечно, важно учесть все опасения специалистов и откликнуться на них. Отсутствие психологического образования не является причиной, чтобы не использовать стратегии коучинга. Безусловно каждому специалисту, который хотел бы использовать коучинг, нужно специальным образом учиться. И это не прочтение книги, это не отдельный маленький полутора или двухчасовой семинар, это достаточно длительное обучение, которое включает в себя этап мотивации, этап объяснения, этап наблюдения за работой опытного коуча, этап собственной практики и получение обратной связи. То есть освоение стратегий коучинга занимает определённое время. Но известно, что как только специалист овладел этими стратегиями и начал использовать их в своей работе, эффективность его работы значительно повышается. Почему? Потому что родители продолжают обучать своего ребёнка между встречами со специалистом и таким образом количество обучающих возможностей у ребенка значительно увеличивается.
Второе опасение касается того, что у специалиста нет навыков обучать взрослых людей. Конечно, многих в институте учили тому, как нужно заниматься с ребёнком и это новые навыки для многих специалистов, но очень важно понимать, что любой навык специалист может приобрести. Поэтому если специалист начинает работать, используя стратегии коучинга, он параллельно приобретает навыки взаимодействия со взрослыми людьми.
Третье опасение в том, что у специалиста на занятии нет времени поговорить с родителями или обучать родителя. Важно про это подумать. Когда специалист занимается с ребёнком один-на-один, он может, обучая ребенка новому навыку, потренировать его 3-5 раз, но этого мало, чтобы ребёнок уверенно освоил навык. На занятии специалист не может обеспечить ребёнку тренировку нового навыка много раз и в большом количестве разнообразных ситуаций. Лишь родители в естественных жизненных ситуациях смогут предоставить ребенку возможность многократно тренировать новый навык. И поэтому специалист изменяет структуру своего занятия, он уменьшает количество времени, которое он проводит один на один с ребёнком. Теперь его цель не прямое обучение ребёнка, его цель таким образом организовать активность родителя, чтобы именно он учился в это время, как можно учить ребенка в повседневной жизни.
Для этого специалист использует разные коучинговые стратегии: объяснение, наблюдение родителем за тем, как специалист что-то выполняет, предложение родителю попрактиковаться в присутствии специалиста. Таким образом у специалиста естественным путем появляется время для общения с родителями, и это не время только в начале или в конце занятия, это время внутри занятия. Общение с родителями пронизывает все занятие.
Роль коуча
Следует отметить, что в практике существуют разные подходы к коучингу. Выделяют поведенческий, гуманистический, когнитивный подходы, а также подход, ориентированный на достижение цели и подход обучения взрослых. Главное в любом подходе то, что коучинг основан на желании «клиента» осознать цели и достичь их. «Коуч» — это фасилитатор и эксперт по ПРОЦЕССУ коучинга, а не по предмету, который является предметом коучинга.
Отношения коучинга занимают центральное место во всех подходах, поскольку они помогают клиенту достичь самоактуализации. Когнитивный коучинг сосредотачивается на мыслях, связанных с восприятием, установками и убеждениями клиента, и помогает клиенту преодолеть трудности, которые могут ограничить успех. Ориентированный на достижение цели коучинг предполагает помощь клиенту в разработке целей и планов действий, необходимых для повышения общей эффективности. Подход к обучению взрослых в коучинге основывается на теориях обучения взрослых. Он предназначен для использования с целеустремленными, самостоятельными клиентами, чтобы помочь им осмыслить предыдущие знания и опыт и разобраться с тем, что происходит в текущих ситуациях реальной жизни.
Рассмотрим, какие подходы коучинга применяются в ранней помощи. Ранняя помощь – это очень экспертная область, специалисту, чтобы помочь семье, нужно владеть большим количеством специфических знаний. Поэтому наиболее распространенным типом коучинга, используемым в ранней помощи, является экспертный коучинг. При таком подходе к коучингу специалист, обладающий знаниями и навыками в определенной области, применяет такой СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с родителем, чтобы помочь ему осознать то, что он уже знает, а затем развивает его предыдущие знания или навыки, применяя обмен новой информацией и развитие новых навыков, основанных на знаниях и опыте коуча.
В качестве примера экспертного коучинга рассмотрим ситуацию работы физического терапевта. Данный специалист обладает знаниями и опытом в области двигательного развития, моторного обучения и вспомогательных технологий, которые могут поддерживать двигательное развитие маленьких детей. Также этот специалист обладает специальными знаниями в области типичного развития ребенка и поддержки родителей. Наконец этот физический терапевт выступает в качестве коуча для матери 10-месячного ребенка с синдромом Дауна, которая хочет научить ребенка садиться на его стульчик для кормления и присоединяться к семье за общей едой. Роль специалиста, когда он использует стиль коучингового взаимодействия, заключается в том, чтобы выяснить, что мама уже пыталась сделать, чтобы усадить ребенка на стульчик для кормления, и как эти усилия сработали. Используя эту информацию в качестве отправной точки, физический терапевт просит маму показать, как она сажает ребенка на стульчик для кормления. Затем специалист и родитель анализируют положение ребенка на стульчике и совместно проводят мозговой штурм. Специалист делится своим опытом (например, знаниями о мышечном тонусе, позиционировании, движениях, координации, необходимыми для самостоятельного сидения во время еды), в то же время, признает и развивает то, что уже знает и делает родитель. Вместе они разрабатывают совместный план, как усадить ребенка на стульчик для кормления, физический терапевт помогает маме научиться это делать и договариваются, что она будет использовать этот способ, когда специалист не присутствует во время приема пищи.
Таким образом, мы видим, что коучинг, применяемый в ранней помощи, кардинально изменяет процесс оказания помощи, помогает родителям стать увереннее, смелее в том, как они учат своих детей. Специалисты работают над тем, чтобы помочь родителям взять на себя больше ответственности в принятии решений относительно своего ребенка.
Автор статьи: Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО СПБ ИРАВ, клинический психолог
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.