Методы работы с речевыми нарушениями у детей раннего возраста

В своей практике специалист часто сталкивается с вопросами от студентов и родителей детей раннего возраста: какой речевой диагноз у ребенка? Или как правильно поставить речевой педагогический диагноз ребенку? Давайте разберёмся.

Действительно постановка диагноза — это очень важно, это помогает нам выстроить правильный и эффективный маршрут сопровождения семьи и ребенка, я намеренно в тексте подчёркиваю педагогический диагноз, потому что в российской практике существует 2 классификации речевых нарушений: медицинская и педагогическая. 

Чтобы поставить медицинский диагноз – используют МКБ – 10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем десятого пересмотра), педагогический и тут у нас еще 2 варианта классификаций: педагогический (лингвистический) (см. классификацию Р.Е. Левиной) и клинико-педагогический (см. классификацию А.Куссмауль).  

Для детей раннего возраста (от 0 до 4) мы не говорим о логопедическом диагнозе. Все диагностики на территории Российской Федерации рассчитаны на детей от 4 и старше. 

Для постановки педагогического (лингвистического) диагноза у ребёнка должна быть речь (лепет), иначе анализировать нечего и выставлять диагноз по данной классификации ребенку неречевому – некорректно. Клинико-педагогический диагноз ставят на основе симптомов характерных для того или иного нарушения, а также анамнеза. 

речевые нарушения у детей

Понимание речевых нарушений у детей раннего возраста 

Общение – это не только слова, наше общение состоит из разных компонентов, таких как: понимание сообщений, продуцирование сообщений, поддержание диалога (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья).

Давайте рассмотрим часто встречаемые трудности в различных компонентах речи:

  1. Понимание речи: ребенок не понимает инструкции или понимает с подсказками.
  2. Продуцирование речи: речевая задержка (отставание от онтогенетических норм), нарушения артикуляции, нарушения переключения с одного сегмента слова на другой, нарушения голоса и заикание. 
  3. Поддержание диалога: игнорирует просьбы (но при этом понимает речь), не обращается к взрослому, использует взрослого как инструмент для удовлетворения нужд (открыть/достать/накормить).

На практике мы можем видеть различные сочетания этих форм. Эти нарушения могут существенно влиять на общение, социальное развитие и академические успехи ребенка в будущем. Чем сложнее ребенку вступать и поддерживать коммуникации, тем меньше мы будем видеть коммуникативных циклов. 

Причины и факторы, влияющие на появление речевых нарушений:

  • Генетические факторы (генетические нарушения, которые могут быть связаны как с особенностями строения речевого аппарата, так и генетические нарушения, в симптоматику которых входит нарушение речи). 
  • Неврологические нарушения, включая нарушения речи.
  • Нарушения слуха. Важно отметить, что легкая степень тугоухости (1-2) бывает не видна в быту, и важно пройти комплексное аудиологическое обследование. 
  • Когнитивные нарушения: интеллектуальные нарушения. 
  • Эмоциональные и поведенческие проблемы: РАС, СДВГ. 
  • Факторы окружающей среды: поведение ухаживающих взрослых. 

Типы речевых нарушений, характерных для детей раннего возраста

Речевые нарушения не лечатся медикаментозно, поэтому важно разработать индивидуальный педагогический маршрут сопровождения семьи и ребенка.

Выделяют следующие типы нарушений речи:

  • Задержка речевого развития: ребенок не достигает ожидаемых этапов развития речи для своего возраста.

Внимание! ЗРР — это не диагноз, а констатация факта, что у ребенка не появились те или иные навыки к определенному возрасту (справедливо только для детей раннего возраста). Важно сразу обратиться к специалисту: педиатру, неврологу, чтобы разобраться в причинах, логопеду или педагогу раннего возраста, чтобы начать работать с трудностями. Специалисты ранней помощи консультируют семьи с детьми раннего возраста с рождения.

  • Нарушения артикуляции: ребенок испытывает трудности с произнесением определенных звуков или слов.
  • Нарушение праксиса: ребенок не может переключиться с одного сегмента слова на другой (звука или слога).
  • Нарушения голоса: ребенок имеет необычный голос, например, хриплый, слабый или слишком высокий.
  • Заикание: ребенок испытывает частые повторения, удлинения или блокировки звуков или слов.
диагностика речевых нарушений

Диагностика речевых нарушений у детей

Ранняя диагностика речевых нарушений имеет решающее значение для своевременного вмешательства и улучшения исходов. 

Важно отметить, что может быть причина речевых нарушений – это собственно речевое нарушение, а есть вариант, где нарушение речи – следствие какого-то заболевания, например, при РАС всегда будет нарушение речи и коммуникации.

Диагностику можно разделить на: медицинскую и педагогическую.

Обследования медицинского характера: 

  • Медицинский осмотр для выявления основных или сопутствующих заболеваний.
  • Оценка слуха.

Педагогическое обследование включает: 

  • Оценку предкоммуникативных навыков (умение смотреть в глаза, инициировать общение, намеренность и направленность в коммуникации). 
  • Оценку речевых навыков ребенка (понимание и продуцирование сообщений).
  • Оценку когнитивных и языковых навыков (оценка качества и количества лексических единиц, соответствие их контексту ситуации и прочее). 
  • Поддержание диалога. 

Методы коррекции и реабилитации

Существует множество методов коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Выбор метода зависит от типа нарушения, его тяжести, индивидуальных особенностях ребенка и потребностях семьи

Основные методы коррекции:

  • Занятия с логопедом (специалистом по коммуникации): направленны на улучшение предкоммуникативных навыков, навыков продуцирования сообщений. Это работа над артикуляцией, голосом, плавностью речи, улучшением языковых навыков, понимания речи и поддержание диалога. 
  • Особенности занятий в ранней помощи: индивидуальные обучающие сессии проходят для семьи и присутствие ухаживающего взрослого обязательно, для ребенка все навыки формируют в игре и свободной активности. 

  Наиболее распространенные методики: 

  • Замещающий онтогенез — имитирует ранние стадии речевого развития ребенка, создавая среду, которая стимулирует доречевое общение и развитие речи.
  • Актуализация вербальной речи / «запуск речи» — направлена на стимулирование речевой активности ребенка с помощью специальных приемов и упражнений, например использование жестов, которые представляют фонемы (звуки), после того как ребенок успешно начнет использовать звуки с опорой на жест, их обязательно наполняют смыслом: «к» — кубик или кошка и прочее. Важно, чтобы ребенок функционально использовал звуки. Это означает, что он должен использовать звуки для общения, а не только для имитации. Родители и логопеды могут поощрять функциональное использование звуков, используя их в играх и повседневных ситуациях. 
  •   Работа над слоговой структурой слова фокусируется на коррекции нарушений слоговой структуры у детей с речевыми нарушениями.

Приведу пример того, как бы выглядела примерная программа для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, при которой причиной в большинстве случаев является нарушение праксиса. 

причины речевых нарушений

Симптомы нарушения праксиса при речевых нарушениях:

  • трудности с подражанием речевым звукам или словам;
  • трудности с произнесением звуков в правильном порядке;
  • искажение звуков;
  • увеличение/сокращение слогов в слове и прочее;
  • проблемы с плавностью речи, такие как запинки, повторения и удлинения.

Логопед (специалист по коммуникации) будет работать с ребенком, чтобы улучшить его навыки планирования и выполнения речевых движений, а также будет обучать родителей как дома поддерживать тот или иной навык. 

Программа может включать в себя:

  • упражнения на осознание и контроль движений губ, языка и челюсти;
  • упражнения на имитацию и повторение речевых звуков и слов;
  • упражнения на просодику, такие как регулирование ритма, интонации и ударения;
  • практика разговорной речи и общения в реальных ситуациях.

Коррекция нарушения праксиса может быть длительной, но при последовательной терапии многие дети могут значительно улучшить свои речевые навыки или полностью скомпенсировать нарушение.

Медикаментозная терапия: в некоторых случаях могут быть назначены лекарства для лечения сопутствующих заболеваний, таких как тревожность или СДВГ, которые могут влиять на речь.

Цели: лечение сопутствующих заболеваний, влияющих на речь.

Особенности: назначается врачом, тщательно контролируется и назначается только в случае необходимости.

Альтернативная и дополнительная коммуникация: cистемы и устройства для общения, которые используются в дополнение к или вместо речи, такие как жесты, изображения, предметы, коммуникативные кнопки, приложения, сочетающие изображение и голос.

Цели: предоставление дополнительных (поддерживающих) способов общения.

Особенности: подбирается и используется с учетом индивидуальных потребностей ребенка и его семьи, может включать в себя различные системы и устройства. 

Если у вас возникают трудности с подбором той или иной методики для помощи ребенку раннего возраста приглашаю на свои курсы:

  • «Практические приемы обучения ребенка раннего возраста использованию средств альтернативной коммуникации», на котором мы подробно обсуждаем виды АДК и индивидуальный подбор средств коммуникации, а также этот курс сопровождается большим количеством видеоматериалов с моих, обучающих сессией с семьей.
  • «Интегративная логопедия: Работа с детьми раннего возраста в освоении вербальной речи и использование АДК для неречевых детей» — на этом курсе мы подробно разбираем инструменты оценки коммуникации и речи у детей раннего возраста, методы организации сессий с детьми и их семьями, составления функциональных целей в ИПРП, подготовки и проведения индивидуальных обучающих сессий. Вы также познакомитесь с различными методиками, которые помогают детям общаться, даже если они еще не умеют говорить, а также методиками, направленными на активизацию речи у детей раннего возраста. 

Выбор метода работы с речевыми нарушениями у детей раннего возраста должен основываться на индивидуальных потребностях ребенка. Логопед (специалист по коммуникации) проведет оценку и определит наиболее подходящий метод или комбинацию методов.

Раннее вмешательство является ключом к улучшению речевых навыков у детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Существует множество методов работы с речевыми нарушениями, и выбор метода зависит от конкретных потребностей ребенка. Своевременное и надлежащее вмешательство может существенно улучшить речевые навыки ребенка и обеспечить ему успешное развитие.

Автор статьи: Лимонова Анастасия, специалист по коммуникации, специальный педагог, логопед. Работа с речевыми нарушениями у детей.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.


Успей оставить заявку с выгодой до 50%
на курсы 2025 года:

✔ Специалист в сфере ранней помощи (проф. переподготовка)
✔ Практика применения диагностической методики ADOS-2
✔ Применение метода сенсорной интеграции
✔ Работа с нарушениями пищевого поведения у ребенка с РАС

ТОЛЬКО C 19 ПО 23 НОЯБРЯ 18:00 МСК!

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее