Действительно постановка диагноза — это очень важно, это помогает нам выстроить правильный и эффективный маршрут сопровождения семьи и ребенка, я намеренно в тексте подчёркиваю педагогический диагноз, потому что в российской практике существует 2 классификации речевых нарушений: медицинская и педагогическая.
Чтобы поставить медицинский диагноз – используют МКБ – 10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем десятого пересмотра), педагогический и тут у нас еще 2 варианта классификаций: педагогический (лингвистический) (см. классификацию Р.Е. Левиной) и клинико-педагогический (см. классификацию А.Куссмауль).
Для детей раннего возраста (от 0 до 4) мы не говорим о логопедическом диагнозе. Все диагностики на территории Российской Федерации рассчитаны на детей от 4 и старше.
Для постановки педагогического (лингвистического) диагноза у ребёнка должна быть речь (лепет), иначе анализировать нечего и выставлять диагноз по данной классификации ребенку неречевому – некорректно. Клинико-педагогический диагноз ставят на основе симптомов характерных для того или иного нарушения, а также анамнеза.
Понимание речевых нарушений у детей раннего возраста
Общение – это не только слова, наше общение состоит из разных компонентов, таких как: понимание сообщений, продуцирование сообщений, поддержание диалога (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья).
Давайте рассмотрим часто встречаемые трудности в различных компонентах речи:
- Понимание речи: ребенок не понимает инструкции или понимает с подсказками.
- Продуцирование речи: речевая задержка (отставание от онтогенетических норм), нарушения артикуляции, нарушения переключения с одного сегмента слова на другой, нарушения голоса и заикание.
- Поддержание диалога: игнорирует просьбы (но при этом понимает речь), не обращается к взрослому, использует взрослого как инструмент для удовлетворения нужд (открыть/достать/накормить).
На практике мы можем видеть различные сочетания этих форм. Эти нарушения могут существенно влиять на общение, социальное развитие и академические успехи ребенка в будущем. Чем сложнее ребенку вступать и поддерживать коммуникации, тем меньше мы будем видеть коммуникативных циклов.
Причины и факторы, влияющие на появление речевых нарушений:
- Генетические факторы (генетические нарушения, которые могут быть связаны как с особенностями строения речевого аппарата, так и генетические нарушения, в симптоматику которых входит нарушение речи).
- Неврологические нарушения, включая нарушения речи.
- Нарушения слуха. Важно отметить, что легкая степень тугоухости (1-2) бывает не видна в быту, и важно пройти комплексное аудиологическое обследование.
- Когнитивные нарушения: интеллектуальные нарушения.
- Эмоциональные и поведенческие проблемы: РАС, СДВГ.
- Факторы окружающей среды: поведение ухаживающих взрослых.
Типы речевых нарушений, характерных для детей раннего возраста
Речевые нарушения не лечатся медикаментозно, поэтому важно разработать индивидуальный педагогический маршрут сопровождения семьи и ребенка.
Выделяют следующие типы нарушений речи:
- Задержка речевого развития: ребенок не достигает ожидаемых этапов развития речи для своего возраста.
Внимание! ЗРР — это не диагноз, а констатация факта, что у ребенка не появились те или иные навыки к определенному возрасту (справедливо только для детей раннего возраста). Важно сразу обратиться к специалисту: педиатру, неврологу, чтобы разобраться в причинах, логопеду или педагогу раннего возраста, чтобы начать работать с трудностями. Специалисты ранней помощи консультируют семьи с детьми раннего возраста с рождения.
- Нарушения артикуляции: ребенок испытывает трудности с произнесением определенных звуков или слов.
- Нарушение праксиса: ребенок не может переключиться с одного сегмента слова на другой (звука или слога).
- Нарушения голоса: ребенок имеет необычный голос, например, хриплый, слабый или слишком высокий.
- Заикание: ребенок испытывает частые повторения, удлинения или блокировки звуков или слов.
Диагностика речевых нарушений у детей
Ранняя диагностика речевых нарушений имеет решающее значение для своевременного вмешательства и улучшения исходов.
Важно отметить, что может быть причина речевых нарушений – это собственно речевое нарушение, а есть вариант, где нарушение речи – следствие какого-то заболевания, например, при РАС всегда будет нарушение речи и коммуникации.
Диагностику можно разделить на: медицинскую и педагогическую.
Обследования медицинского характера:
- Медицинский осмотр для выявления основных или сопутствующих заболеваний.
- Оценка слуха.
Педагогическое обследование включает:
- Оценку предкоммуникативных навыков (умение смотреть в глаза, инициировать общение, намеренность и направленность в коммуникации).
- Оценку речевых навыков ребенка (понимание и продуцирование сообщений).
- Оценку когнитивных и языковых навыков (оценка качества и количества лексических единиц, соответствие их контексту ситуации и прочее).
- Поддержание диалога.
Методы коррекции и реабилитации
Существует множество методов коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Выбор метода зависит от типа нарушения, его тяжести, индивидуальных особенностях ребенка и потребностях семьи
Основные методы коррекции:
- Занятия с логопедом (специалистом по коммуникации): направленны на улучшение предкоммуникативных навыков, навыков продуцирования сообщений. Это работа над артикуляцией, голосом, плавностью речи, улучшением языковых навыков, понимания речи и поддержание диалога.
- Особенности занятий в ранней помощи: индивидуальные обучающие сессии проходят для семьи и присутствие ухаживающего взрослого обязательно, для ребенка все навыки формируют в игре и свободной активности.
Наиболее распространенные методики:
- Замещающий онтогенез — имитирует ранние стадии речевого развития ребенка, создавая среду, которая стимулирует доречевое общение и развитие речи.
- Актуализация вербальной речи / «запуск речи» — направлена на стимулирование речевой активности ребенка с помощью специальных приемов и упражнений, например использование жестов, которые представляют фонемы (звуки), после того как ребенок успешно начнет использовать звуки с опорой на жест, их обязательно наполняют смыслом: «к» — кубик или кошка и прочее. Важно, чтобы ребенок функционально использовал звуки. Это означает, что он должен использовать звуки для общения, а не только для имитации. Родители и логопеды могут поощрять функциональное использование звуков, используя их в играх и повседневных ситуациях.
- Работа над слоговой структурой слова фокусируется на коррекции нарушений слоговой структуры у детей с речевыми нарушениями.
Приведу пример того, как бы выглядела примерная программа для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, при которой причиной в большинстве случаев является нарушение праксиса.
Симптомы нарушения праксиса при речевых нарушениях:
- трудности с подражанием речевым звукам или словам;
- трудности с произнесением звуков в правильном порядке;
- искажение звуков;
- увеличение/сокращение слогов в слове и прочее;
- проблемы с плавностью речи, такие как запинки, повторения и удлинения.
Логопед (специалист по коммуникации) будет работать с ребенком, чтобы улучшить его навыки планирования и выполнения речевых движений, а также будет обучать родителей как дома поддерживать тот или иной навык.
Программа может включать в себя:
- упражнения на осознание и контроль движений губ, языка и челюсти;
- упражнения на имитацию и повторение речевых звуков и слов;
- упражнения на просодику, такие как регулирование ритма, интонации и ударения;
- практика разговорной речи и общения в реальных ситуациях.
Коррекция нарушения праксиса может быть длительной, но при последовательной терапии многие дети могут значительно улучшить свои речевые навыки или полностью скомпенсировать нарушение.
Медикаментозная терапия: в некоторых случаях могут быть назначены лекарства для лечения сопутствующих заболеваний, таких как тревожность или СДВГ, которые могут влиять на речь.
Цели: лечение сопутствующих заболеваний, влияющих на речь.
Особенности: назначается врачом, тщательно контролируется и назначается только в случае необходимости.
Альтернативная и дополнительная коммуникация: cистемы и устройства для общения, которые используются в дополнение к или вместо речи, такие как жесты, изображения, предметы, коммуникативные кнопки, приложения, сочетающие изображение и голос.
Цели: предоставление дополнительных (поддерживающих) способов общения.
Особенности: подбирается и используется с учетом индивидуальных потребностей ребенка и его семьи, может включать в себя различные системы и устройства.
Если у вас возникают трудности с подбором той или иной методики для помощи ребенку раннего возраста приглашаю на свои курсы:
- «Практические приемы обучения ребенка раннего возраста использованию средств альтернативной коммуникации», на котором мы подробно обсуждаем виды АДК и индивидуальный подбор средств коммуникации, а также этот курс сопровождается большим количеством видеоматериалов с моих, обучающих сессией с семьей.
- «Интегративная логопедия: Работа с детьми раннего возраста в освоении вербальной речи и использование АДК для неречевых детей» — на этом курсе мы подробно разбираем инструменты оценки коммуникации и речи у детей раннего возраста, методы организации сессий с детьми и их семьями, составления функциональных целей в ИПРП, подготовки и проведения индивидуальных обучающих сессий. Вы также познакомитесь с различными методиками, которые помогают детям общаться, даже если они еще не умеют говорить, а также методиками, направленными на активизацию речи у детей раннего возраста.
Выбор метода работы с речевыми нарушениями у детей раннего возраста должен основываться на индивидуальных потребностях ребенка. Логопед (специалист по коммуникации) проведет оценку и определит наиболее подходящий метод или комбинацию методов.
Раннее вмешательство является ключом к улучшению речевых навыков у детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Существует множество методов работы с речевыми нарушениями, и выбор метода зависит от конкретных потребностей ребенка. Своевременное и надлежащее вмешательство может существенно улучшить речевые навыки ребенка и обеспечить ему успешное развитие.
Автор статьи: Лимонова Анастасия, специалист по коммуникации, специальный педагог, логопед. Работа с речевыми нарушениями у детей.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.