Первые слова: как помочь ребенку заговорить

В этой статье рассмотрим ранние признаки готовности к речи, факторы, влияющие на развитие, методы помогающие ребенку освоить навыки, связанные с общением, а также когда стоит обратиться к специалисту.

Речь — это один из важнейших аспектов развития ребенка, который открывает двери к общению и обучению. Многие родители задаются вопросом, как поддержать своего малыша на пути к освоению языка. 

Ранние признаки готовности к речи

Ранние признаки готовности к речи можно заметить уже на первом году. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Интерес к общению: Малыш проявляет интерес к людям, пытается взаимодействовать с родителями или другими взрослыми, ему нравится играть вместе: он улыбается, смеется, разворачивает тело в сторону взрослого. 
  • Наблюдение: Ребенок смотрит на взрослого и внимательно следит за движением губ и мимикой окружающих людей. 
  • Копирование: Ребёнок пытается повторить за взрослыми действия с предметами, например, как мама звонит по телефону, или движения, как бабушка держится за спину, когда встаёт с дивана, а также мимику и звуки.
  • Слух и слухоречевое восприятие: Ребёнок реагирует на звуки, поворачивается в сторону источника звука и вздрагивает на резкие или новые звуки. Он откликается на своё имя, выполняет простые инструкции, такие как ​​«покажи», «дай» или «иди ко мне».
  • Гуление и лепет: Ребёнок активно экспериментирует со звуками, произнося различные гласные и согласные. Он может гулить и лепетать, отвечая на слова собеседника, будто поддерживая «диалог».
  • Жесты: Ребенок использует жесты: показывает предметы, указывает на что-то, отворачивает голову, чтобы выразить свои желания, пожимает плечами и разводит руки в стороны, если чего-то не нашел. 
когда ребенок говорит первое слово

Факторы, влияющие на развитие речи

Развитие речи у детей зависит от множества факторов, среди которых:

Индивидуальные особенности и функциональные нарушения

Каждый ребёнок уникален. Скорость и характер развития речи могут отличаться, но важно помнить, что, если тот или иной навык не появился вовремя, на то есть причины. Например, если ребёнок не проявляет интерес к общению, не показывает вам предметы или не участвует в совместных играх, не обращает внимания на людей и ему больше нравится играть с предметами, если ребёнок не повторяет за взрослыми звуки и не использует звуки для общения, игнорирует обращенную речь — все эти примеры являются тревожными признаками, и стоит обратиться за консультацией к специалисту ранней помощи, чтобы исключить возможные нарушения.

Семейная обстановка:
Дети, которые растут в атмосфере, насыщенной общением, быстрее усваивают язык. Важно создавать условия для диалога и взаимодействия. Читайте ребёнку книги, задавайте ему вопросы, поощряйте его, если он проявляет один из навыков, описанных в первой части.

Если ребёнок гулит или лепечет, продолжайте произносить звуки в ответ, интерпретируя его звуки как слова. Это поможет ему понять, что его попытки общения имеют значение. Например, если он произносит какие-либо звуки, можно ответить: «Да, ты говоришь «мама», очень хорошо!». Так вы будете поощрять его к дальнейшему взаимодействию.

Если ребёнок отдал предмет по вашей просьбе, не скупитесь на похвалу — громкие аплодисменты и радостные возгласы создадут положительную атмосферу. Не жалейте эмоций, будьте благодарным собеседником. Это поможет ребёнку чувствовать себя уверенно и будет способствовать дальнейшему развитию навыков общения. 

Сенсорные стимулы
Взаимодействие с предметами, звуками и людьми значительно влияет на когнитивные навыки ребёнка. Ограничивайте просмотр мультиков и обеспечивайте разнообразие игр. Сенсорные игры — отличная возможность для развития: игры с водой, пеной, камушками или песком помогут развить тактильные ощущения и познавательный интерес. Музыкальные занятия, такие как простые игры с инструментами, развивают слух и ритм.

Творчество также играет важную роль; рисование и лепка не только развивают моторику, но и способствуют самовыражению, а также помогают формировать навыки выполнения инструкций. 

Совместные двигательные игры, такие как догонялки и танцы, помогают укреплять тело и развивать праксис — умение более эффективно управлять своим телом. Эти активные занятия не только способствуют физическому развитию, но и учат ребёнка координации и уверенности в своих движениях.

Кроме того, не забывайте о сенсорно-социальных играх, таких как песенки и потешки. Эти игры не только развлекают, но и помогают развивать речевые навыки. Они учат ребёнка получать удовольствие от общения с другими, удерживать внимание на собеседнике и повторять услышанные фразы или мелодии. Всё это способствует формированию устойчивых навыков общения и интеграции ребёнка в социальное окружение.

запуск речи у неговорящих детей

А что еще может стимулировать речь? 

1. Чтение книг: Чтение вслух — это отличный способ познакомить малыша с новыми словами, а также помочь ему сосредоточиться на вашем голосе. Выбирайте интерактивные книги с простыми картинками и элементами, которые можно трогать или открывать. Обращайте внимание на изображения, называйте предметы и животных, показывайте, как они могут издавать звуки. Будьте забавными и смешными, используя разные голоса для персонажей. Это не только привлекает внимание малыша, но и способствует его заинтересованности в речи.

2. Диалоги: Общение с ребёнком с использованием простых фраз является важным даже на раннем этапе, когда малыш ещё не говорит. Ведите разговоры с ним, даже если он отвечает лишь глазами или лепетом. Задавайте вопросы, такие как: «Ты держишь игрушку? Это твоя любимая?». Опишите, что происходит вокруг, например: «Смотри, какой солнечный день!» .Это помогает малышу чувствовать себя вовлечённым в общение и развивает его навыки взаимодействия.

3. Естественные жизненные ситуации: Используйте повседневные моменты, чтобы обогатить словарный запас вашего ребенка. Например, во время прогулки обращайте внимание на окружающее: «Смотри, это дерево! А это цветок!» или «Слышишь, как поют птички?». Даже такие простые комментарии помогут малышу научиться различать звуки и слова, развивая его слуховое восприятие. Когда вы работаете дома или находитесь на кухне, комментируйте свои действия: «Я мою яблоко», «Сейчас будем готовить суп». Это создаёт естественную языковую среду и помогает формировать ранние языковые навыки.

запуск речи детей 2 3 лет

Когда обращаться за помощью к специалисту? 


Если вы наблюдаете следующие трудности, стоит записаться на консультацию:


1. Не проявляет интереса: Ребёнок не проявляет интереса к общению или взаимодействию с другими.
2. Игнорирование речи: Игнорирует инструкции и обращённую речь.
3. Копирование: Не повторяет звуки или движения за взрослыми.
4. Игра в одиночку: Желание играть в одиночку, отсутствие заинтересованности в совместных играх.
5. Не использует жесты: Не использует жесты для общения (например, не указывает на предметы).
6. Не произносит первые слова: Ребёнок не произносит свои первые слова к 12 месяцам.
7. Замедленное развитие речи: Замедленное развитие речи по сравнению с сверстниками.

Первые слова — это важный шаг в жизни вашего ребенка. Раннее выявление готовности к речи, внимание к факторам, влияющим на развитие, использование методов стимуляции и адекватная реакция — все это способствует успешному запуску речи у детей. Если возникают сомнения, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам, чтобы вместе с вашим ребенком преодолеть возможные трудности и обеспечить ему яркое и насыщенное общение.

Автор статьи: Лимонова Анастасия, специалист по коммуникации, специальный педагог, логопед.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

II Научно-практическая конференция В Санкт-Петербурге

«1000 первых дней: ранняя помощь семьям и их детям»

Очно и онлайн, 7-8 ноября 2024

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее