Почему мой ребёнок не говорит?

В последнее время этот вопрос возникает у родителей малышей все чаще и чаще. Специалистов в возрасте до 3-ёх лет чаще интересует не наличие слов и их витиеватость, а коммуникативные умения ребёнка. Давайте разбираться.

Обычно все родители обращают внимание на наличие у ребёнка слов, часто считая словами именно понятные, многослоговые слова: например, слово «мама» некоторые не считают за слово, и ждут чтобы ребёнок как минимум произнёс что-то более весомое, чем «ко-ко», «кис-кис» и «гав-гав». 

Если эти слова есть у ребёнка в репертуаре в районе 1,5 – 2 лет и он произносит их по делу (т.е. когда видит кота, собаку или курицу), то волноваться не стоит, ваш ребёнок говорит. 

Нас, специалистов, в возрасте до 3-ёх лет чаще интересует как раз не наличие слов и их витиеватость, а коммуникативные умения ребёнка.

ребёнок не говорит

Что такое коммуникативные умения ребёнка? 

Это когда ребёнок: 

  1. Во-первых сам нацелен на общение со взрослым или сверстником, т.е. он смотрит в глаза, показывает пальцем, когда ему интересно, он привлекает внимание, приносит предметы, чтобы показать, он внимателен к собеседнику, он подражает звукам, действиям взрослого.
  2. Во-вторых, ребёнок реагирует на то, что говорит ему взрослый, он слушает, он выполняет инструкции, он смотрит куда показывает взрослый, он откликается на имя, он может играть в игры по очереди со взрослым. 
  3. В-третьих, это то, как ребёнок во время такого общения проявляет себя эмоционально. Любит ли ребёнок играть со взрослым, нравится ли ему, когда его тискают, часто ли он хохочет, просит ли он продолжить игру, когда она ему нравится. 

Если каких то из перечисленных навыков нет, это говорит нам о том, что ребёнок ещё не прошёл все этапы предречевого развития. 

А это значит, что как без правильного фундамента невозможно построить дом, также и речь, если мы не дадим возможность кирпичик за кирпичиком положить на место все коммуникативные умения, не сможет развиваться и будет задерживаться.

Развитие общения ребёнка со взрослыми в раннем возрасте

Итак, мы с вами разобрали, что для того, чтобы ребёнок начал пользоваться словами, у него должны быть чётко сформированы все коммуникативные предречевые навыки.

Давайте теперь посмотрим, как у детей развивается общение со взрослыми и какими инструментами они пользуются, чтобы говорить с нами, до того, как ребёнок начинает использовать развёрнутую разговорную речь. 

Малыш от 0 до 6 месяцев использует для разговора с мамой: взгляд, мимику, плач и движения тела, первые гуления и звуки. Даже самый маленький ребёнок уже способен рассказать маме, когда он голодный, когда он мокрый, когда он рад, что мама берет его на ручки.

Вспомните, ваш малыш наверняка изображал перевернутого паучка (комплекс оживления), когда он был доволен, а вы наклонялись к нему и и ворковали с ним. Он улыбался, смотрел на вас, дергал ручками и ножками и гулил.

Малыш от 6 месяцев до года использует для разговора с мамой: взгляд, мимику, плач, первые жесты (указательный, жест «дай», «пока-пока» и тд), движения тела, лепет, начинают появляться первые двуслоговые слова (мама, папа, баба).

Вы точно помните это время, когда ваш малыш научился сидеть в стуле для кормления, вы давали ему какие-то предметы, а он планомерно все скидывал вниз. Это повторялось бесконечно. Чтобы вы подняли упавшее, малыш пристально смотрел на вас, ёрзал на стуле, тянул руку к предмету, подкрикивал, вы точно знали, лучше вам выполнять требование, пока эта искривляющаяся мимика не перешла в крик обиды.

задержка речи у детей

Малыш от 1 до 2-ух лет использует для разговора: взгляд, усложняющуюся мимику, различные жесты, их уже много, они разнообразны и выразительны (например, малыш, может показать как он звонит по телефону, приложив, руку к уху, послать воздушный поцелуй, есть жест «нет», жесты просьбы и тд).  Движения тела также присутствуют, но они уже не являются ведущим коммуникативным инструментом (малыш может выгибаться, когда сильно расстроен, но чаще использует другие более поздние инструменты общения), появляются первые слова для обозначения предметов и действий (например, «биби», «кайни» (камни), «туки-туки», «бах» и тд).

Их может быть ещё не очень много, в этом нет беды, главное, чтобы ребёнок начинал их использовать по назначению. 

Дети от 2-ух до 3 лет используют: развёрнутые жесты, яркую мимику, отлично может подражать вашей разнообразной мимике, умеет по разному строить глазки, используют слова, словарный запас содержит предметы, глаголы, предлоги, прилагательные. К возрасту 2,5 лет могут появляться двусоставные предложения, у некоторых детей могут быть трудности артикуляции, это нормально – они либо нивелируются самостоятельно, либо при поддержке логопеда в более старшем возрасте.  

Когда стоит начинать беспокоится?

В любом возрасте, если вы не видите тех инструментов, которые характерны для для малыша такого же возрастного периода.

Те, если ваш малыш в возрасте от 6 мес до 1 года не лепечет, не показывает жестом, а только кричит, плачет, выгибается и редко гулит, не надо ждать 2 лет. Важно показаться специалисту, чтобы комплексно оценить, как развиваются предречевые инструменты для общения и понять, на сколько это может спровоцировать трудности с речью в дальнейшем.

Причины задержки речи у детей раннего возраста

Вы заметили трудности и конечно, вас будет беспокоить причина, в чем же дело, почему ребенок может иметь задержки в овладении речью.

Причин может быть несколько.

  1. Во-первых, если вы видите, что у ребенка есть трудности с коммуникацией и речью, или если ребенок родился недоношенным, у ребенка случаются частые отиты, обязательно проверьте слух ребенка! Это должна быть аудиологическая проверка слуха специальными аппаратами. Лор-врач и скрининг слуха в этом случае не подойдет. 
  2. Во-вторых, генетические нарушения, которые приведут в нарушению развития речи. Например, синдром Дауна, когда развитие разговорной речи будет задерживаться и важно начать работу с коммуникацией как можно раньше.

Не обязательно сразу бежать и сдавать дорогостоящие генетические анализы, при подозрении на наличие генетической патологии (его установит ваш врач-педиатр) вам дадут направление на консультацию генетика.

  1. В-третьих, нарушение в формировании головного мозга ребёнка, так называемое «Органическое нарушение развития мозга». Выявить их поможет врач-невролог, который при подозрении направил вас на обследования (УЗИ, МРТ, КТ), позволяющие определять нарушения в структуре мозга. Их проводят после консультации, которая покажет нужны ли эти обследования или нет. 
  2. В-четвертых, нарушения в структуре и функционировании артикуляционного аппарата (различные расщелины, повышенный или пониженный мышечный тонус). За эти обследования отвечает лор-врач, невролог, логопед. 
  3. В-пятых, нарушения психического здоровья, такие как расстройство аутистического спектра, нарушения познавательной сферы, высокая гирерчувствительность, посттравматическое стрессовое расстройство. Эти нарушения позволит установить психолог, психиатр, невролог.
  4. В-шестых, общая темповая задержка развития (может встречаться у недоношенных детей, у детей живущих в трудной жизненной ситуации). Ее установят такие специалисты как психолог, логопед, педагог. 

Однако, часто, когда дело касается речи, причин может быть несколько и выявлять их нужно будет комплексно. Вот почему мы рекомендуем подходить к вопросу системно и оценивать параллельно и общее развитие, и развитие коммуникации и речи, и психическое здоровье, и медицинские факторы.

Ребёнок не говорит, куда бежать и что делать?

Мы с вами поняли, что в случае с речью, важно не медлить, а также системно выявлять причину и подбирать подходящие вашему ребёнку методы помощи в зависимости от причины.

Давайте посмотрим на проверенный рекомендованный алгоритм действий родителей, которые помогут не потерять драгоценное время и найти правильный путь. 

Если вы забеспокоились, пожалуйста, не тратьте время на общение и советы с подругами, соседями, родственниками. Все эти замечательные люди имеют свой жизненный опыт, но они не специалисты, они не проходили специализированное многолетнее обучение и не знают разницу между нормой развития и трудностями развития.

специалисты для диагностики развития ребенка

Как выбрать специалиста для диагностики развития ребёнка 

Мы рекомендуем обратиться в первую очередь к специалисту, который оценит развитие ребёнка. Оценка развития ребёнка проводится не менее 60 минут и ей может заниматься специалист, прошедший обучение по работе с детьми от 0 до 3 лет. Это может быть психолог, педагог, логопед, также это может быть педиатр или невролог, но опять не на приёме длительностью 10-15-20 минут. 

Что должен проверить специалист? Он должен понаблюдать за вашим малышом, поговорить с вами, узнать, как малыш живет дома, как он играет, учится, общается, как он двигается, как ест, спит, ходит в туалет, как общается с вами, другими членами семьи, незнакомыми людьми. Специалист должен поиграть с малышом, посмотреть как играете с ним вы. 

Также специалист должен использовать методики оценки развития, заполнять бланки и опросники. В результате вы должны получить понимание о том, как развивается ваш ребёнок комплексно, по всем областям. Специалист должен ответить, видит ли он трудности развития и какие. Например, вас должно насторожить, когда специалист говорит, да, тут надо работать. Специалист должен чётко сказать, я вижу, что у малыша есть трудности с тем как он смотрит в лицо, как он просит, как повторяет за вами движения руками и т.д., те перечислить конкретные навыки. 

Вы должны услышать предположения относительно причины этих трудностей. Специалист аргументированно должен рассказать вам, почему он сделал свои выводы. 

В зависимости от гипотез, которые видит специалист, он должен дать вам рекомендации о том, нужны ли вам дополнительные действия для выяснения причин трудностей развития.

Если причины ясны сразу, специалист должен рассказать вам дальнейшие предложенные для вашего ребенка шаги. 

Если причины не ясны, начинается этап перепроверки гипотез и выяснений причин для подбора верной тактики работы.

Вы можете получить рекомендации проверить слух у ребёнка, получить консультацию врача, например, невролога, психиатра, лора, окулиста. Также могут быть назначены дополнительные обследования психолога, педагога или логопеда. Лучше всего этот этап проводить в организации, в котором все эти специалисты работают совместно, чтобы не получить результат «лебедя, рака и щуки». Тогда вы сможете быть уверены, что специалисты контролируют процесс и согласовывают свои действия.

И только когда понятна причина, подбирается тактика сопровождения и программа работы с вашим ребенком. 

Тактика работы с ребёнком в зависимости от причин нарушений

Все мы знаем, когда болит живот, мы не бежим сразу пить антибиотик, просто так на всякий случай. Мы идем к врачу, который посмотрит на нас, выслушает жалобы, назначит анализы и в зависимости от причины, выберет тактику лечения. Так, если у вас аппендицит, вас положат на операцию, если у вас ротовирус, вам назначат медикаментозное противовирусное лечение, если у вас гастрит, вам дадут медикаменты, которые снимут воспаление и откорректируют микрофлору. Согласитесь, на каждую причину своя тактика и главное не перепутать.

Так почему же в случае с речью, в основном все идут по одному сценарию, бегут к неврологу за таблеткой или к логопеду, чтобы заговорил, когда причин может быть так много?

Итак, давайте посмотрим, опираясь на современные данные о научно-доказанных методах, как в зависимости от причины строится тактика помощи при нарушениях развития речи.

Методы ранней помощи ребёнку при нарушениях развития речи

  • Если у ребёнка выявляется нарушение слуха. Возможные методы помощи: кохлеарная имплантация (показания и возможности проведения определят лор-врач), слуховые аппараты (определяет необходимость лор-врач, подбирает и настраивает аудиолог). Обязательно показано как можно раньше начать работу с сурдопедагогом, специалистом по коммуникации или логопедом, направленную на развитие слуха, понимание коммуникации, речи, возможно использование методов дополнительной коммуникации (жесты). 
  • Генетические нарушения развития, сопряжённые с нарушениями коммуникации и речи. Медикаментозной коррекции на данный момент не существует. В зависимости от нарушения, показана как можно более ранняя работа с логопедом, специалистом по коммуникации, педагогом, психологом. Программа будет направлена на формирование базовых коммуникативных навыков (понимания обращённой речи, возможно применение методов альтернативной и дополнительной коммуникации),  игровой подход в обучении, а также коучинг семьи
  • Органические нарушения головного мозга. Специфической медицинской коррекции не существует. Медикаментозная коррекция возможна при гидроцефалии, также при наличии эпилепсии. Показана программа ранней помощи детям с ОВЗ, направленная на развитие навыков обучения в игровом подходе, навыков коммуникации (понимания речи и формирования инструментов предречевого общения), применение методов альтернативной и дополнительной коммуникации, методов сенсорной интеграции, коучинг семьи. Работа будет осуществляться педагогом с возможным подключением психолога, логопеда, специалиста по сенсорной интеграции. 
  • Нарушения в работе артикуляционного аппарата. Медикаментозное оперативное лечение показано при расщелинах. Возможна медикаментозная терапия для коррекции мышечного тонуса. Показана параллельная программа со специалистом по коммуникации, логопедом, направленная на формирование базовой коммуникации (развитие инструментов общения) с применением методов альтернативной и дополнительной коммуникации, коучинг семьи.
  • Нарушение психического здоровья. Медикаментозных методов терапии на данный момент не существует. Показана ранняя помощь детям с ОВЗ, направленная на формирование навыков социального взаимодействия и коммуникации на основе методов прикладного анализа поведения. Программа будет осуществляться психологом, логопедом. Показано применение методов сенсорной интеграции и эрготерапии, коучинг семьи. 
  • Общая темповая задержка развития. Медикаментозных методов терапии не существует. Показана программа, направленная на развитие коммуникации, обучение через игровые подходы, формирование навыков для использования в ежедневных жизненных ситуациях. Программа будет осуществляться педагогом, логопедом или психологом. 

Как вы видите, в каждом случае как направления работы, так и специалисты, которые будут проводить программу, отличаются. 

Важно! Правильно подобранная программа позволит вам добиться нужного результата и прогресса!

Методы ранней помощи ребенку

Как часто надо заниматься с ребенком, чтобы был результат 

Часто родители в раннем возрасте находят специалиста, договариваются на занятия 1-2 раза в неделю и ждут чуда. Чудо действительно будет, если у ребёнка нет нарушений развития, а есть только лёгкие трудности, например, ребёнок не выговаривает букву «р». 

Так случилось, что в раннем возрасте есть заложенные природой механизмы формирования навыков. Что такое навык, а это собственно то, чего вы ждёте от занятий, это речь, если ребёнок не говорит, ходьба если не ходит, самостоятельная игра, если не играет и т.д. 

Заглянем в святая святых, мозг ребёнка. Природа раньше не знала, что в 21 веке у нас будут гаджеты, приспособления, репетиторы, детские сады, чтобы учить наших детей. Надо сказать, что тысячи лет назад все было просто, надо было как-то выжить у этой неразумной пещерной женщины, так чтобы более разумный соблезубый тигр тебя ненароком не сожрал.

Что же сделала природа для первобытного младенца? Она сказала: «Так, милый, давай-ка ты смотри во все глаза и повторяй все, что вот эти постарше делают. Они ходят, ты давай пробуй и начинай ходить, они едят, ты давай тоже побыстрее начинай грызть лист, они палочкой на скале что-то решили рисовать, ну и ты попробуй. Ну а так, чтобы было не страшно, ты будь поближе к вот этой женщине, а то мало ли. Если что – кричи погромче, мы ей гормонов после родов заложили, ей деваться некуда она прибежит.»

Те мозг младенца устроен биологически таким образом, что он учится, когда наблюдает, повторяет и играет! И все это с близким взрослым.

Вы думаете эволюция в этом плане куда-то ушла далеко? А вот и нет. Мы все те же первобытные люди внутри нашей биологии и организации.  Чтобы чему-то учиться, ребёнок должен это что-то делать очень часто, часто это видеть, часто повторять и чувствовать себя при этом безопасно.

Итак, отвечая на вопрос, чтобы получить результат от занятий, те научить мозг какому-то новому навыку, как часто нужно заниматься?

Ответ: постоянно и каждодневно. 

А как это сделать, читайте в наших следующих публикациях.

Автор статьи: Ермолаева Евгения, клинический психолог, исполнительный директор Ассоциации ранней помощи

Мастерская

профессионального роста

Закрытый клуб для специалистов

Соберите комбо знания и получите дополнительную скидку!

Сборник «Методики диагностики и оценки для работы с детьми раннего возраста с риском РАС»

Методическое пособие: «Системная модель ранней помощи детям с риском РАС»

Вебинар «Диагностика РАС у детей раннего возраста» »

3 550 руб.

3 270 руб*

Оформить по спец.цене можно на странице оплаты

Освойте Метод сенсорной интеграции и внедрите его в свою ежедневную практику

Присоединитесь к практическому онлайн-курсу за 24 900 руб. вместо 32 900 руб. (до 31.03 18:00 Мск)

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее