Влияние нарушения внимания на развитие речи у дошкольников

Развитие речи у дошкольников тесно связано с вниманием. Нарушения слухового, зрительного и тактильного внимания могут препятствовать формированию словарного запаса, произношению и пониманию речи. В статье рассмотрены ключевые механизмы, влияющие на речь, методы диагностики и способы коррекции проблем. Полезные рекомендации для родителей и специалистов.

Внимание – одна из ключевых операций, без которой невозможно формирование мышления.

Внимание может быть описано в разных плоскостях: произвольности и непроизвольности, модальности (зрительное, слуховое и даже тактильное), направленности (внешнее или внутреннее). Какие из этих типов внимания наиболее важны для дошкольника, осваивающего речь и какие нарушения внимания могут этому помешать – вы узнаете из этой статьи.

Речь — это интегративный, то есть требующий слаженной работы множества подсистем, психический процесс. По С. Л. Рубинштейну он выполняет две основные функции: коммуникативную, цель которой изменение поведения окружающих и сигнификативную, которая позволяет нам понимать друг друга за счет системы понятий, которые знакомы всем и обозначают единые предметы и явления.

В онтогенезе первично возникает коммуникативная функция. В начале она реализуется условно-рефлекторно в доречевом периоде – через плач боли или голода, улыбку при виде мамы. Благодаря нахождению в социуме и положительному подкреплению таких непроизвольных актов как гуление и лепет, ребенок постепенно приобретает голосовой контроль – то есть возможность использовать голос намеренно, например, чтобы позвать маму из другой комнаты.

грудничок и речь

Уже на этом этапе первых произвольных голосовых актов могут возникать сложности: ребенок может не обращать внимание на социальное и вокальное подкрепление со стороны взрослых и не закреплять нужные вокальные реакции. Происходит это, конечно, непроизвольно, за счет считывания нервной системой ребенка социальных и слуховых стимулов как «незначимых». Сопутствующим состоянием в таких случаях часто является избирательность внимания в сторону конкретных предметов, привлекающих определенными свойствами (например, ребенок любит играть только с шнурочками или веревочками), а в отсутствии этих стимулов демонстрируется очень быстрое переключения между наиболее новыми и наиболее яркими стимулами, то есть полевое поведение. Эти трудности могут быть спровоцированы аутизмом или когнитивным снижением и требуют комплексного и раннего вмешательства.

Помочь грамотно дифференцировать нарушение внимания и речи от расстройства аутистического спектра или когнитивного снижения может психиатр, опираясь на результаты психолого-педагогических диагностик.

Дошкольник учится различать предметы, развивая зрительное восприятие и речь

Когда ребенок освоил речь с функцией коммуникации, например, он может попросить какой-то предмет или принести его по просьбе взрослого, следующим этапом развития речи будет расширение словаря, то есть развитие сигнификативной функции речи.

Базой для увеличения словаря является слуховое, а затем речевое внимание. Развитие слуховой системы начинается очень рано, с 4–5 месяцев внутриутробного развития плод способен слышать и реагировать на речь мамы [1]. C рождения и до 6 месяцев мозг трудится над составлением системы фонем родного языка [2], что позволяет уже к 8 месяцам неплохо понимать речь в повторяющихся ситуациях.

Для того, чтобы накапливать словарный запас необходимо не только слушать речь окружающих, но и иметь представления обо всех вариациях произношения звуков родного языка. Например, чтобы не путать слова мишка и мышка, салат и халат, почку и бочку. Трудно запоминать слова и объединять их в понятия, если все время слышишь их по-разному.

Трудности в различении слов на слух могут связаны с нарушением специфической функции – фонематического восприятия, и в таком случае логопеды определяют нарушение: сенсорная алалия или ФФНР. Но также некоторые исследователи отмечают, что снижение различения слов может являться следствием сниженного произвольного внимания, что часто встречается при СДВГ.

Логопед проводит занятие с дошкольником, корректируя речевые и внимательные навыки

Такой синдром выделяет М.И.Лынская в книге “Дифференциальная диагностика речевых нарушений”, называя его вербальной гипопрозексией и определяя его как возможный первичный симптом по отношению к нарушениям фонематического восприятия.

Помимо трудности в восприятии слов, препятствовать расширению словаря могут трудности в проговаривании. Обычно они меньше связаны с вниманием, но тот же автор [2] выделяет функцию внимания, как один из факторов нарушения слоговой структуры слова.

Логопеды часто встречают в практике детей, которые говорят только первым слогом, или используют только ударный слог из слова. Так вот М.И. Лынская выдвигает гипотезу, что использование только ударного слога, на фоне сохранной способности удерживать ритм и отсутствия ригидности моторных функций, может свидетельствовать о нарушениях внимания, когда ребенок может выделить из всего слова только самый яркий, выпуклый, ударный слог и запомнить его.  

Нарушения зрительного внимания также могут влиять на расширение словаря, если ребенок не видит различий между близкими зрительными образами, например, поезда и автобуса, рака и жука. Зрительное внимание обычно страдает в следствие либо органических поражений (косоглазие, снижение остроты зрения), либо на фоне общего (модально неспецифического) нарушения внимания. Такие трудности могут также отражаться на коммуникативной функции речи, ведь обычно речь сопровождается невербальными способами: жестами и мимикой, особенности которых может не улавливать ребенок со зрительными нарушениями и путать эмоции партнеров по коммуникации.

То же влияние может оказать бедность тактильного внимания, сужая словарь определений (мягкий, колючий, шершавый), а также снижая чувствительность в оральной области, что может повлиять на звукопроизношение. Зрительное и тактильное внимание также являются ключевыми звеньями для формирования письменной речи и чтения. 

Одним из важных критериев логопедического прогноза является критичность или внимание к собственной речи. Прогноз благоприятнее, если ребенок слышит ошибки в своей речи, сравнивая ее с речью окружающих. Это рождает внутреннюю мотивацию к исправлению речи, которая сильно упрощает процесс коррекционной работы. 

Редко какой речевой синдром встречается в практике не отягченный особенностями внимания, памяти или мышления. Дизартрия и диспраксия часто сопровождаются быстрой истощаемостью нервной системы, а следовательно, и внимания.  Работа с ранним возрастом всегда сопровождается работой над формированием произвольного внимания к деятельности.

Методы привлечения и удержания внимания ребенка часто являются индивидуальными наработками каждого педагога. Универсальный принцип: использование эффекта новизны и мотивационной деятельности для поддержания внимания ребенка, так как это нейрофизиологические принципы удержания внимания. Редко какой взрослый будет сосредотачивать внимание на не мотивационной и скучной деятельности. Даже работу мы стараемся искать «по душе», а обязательные формальные работы вроде написания диплома или отчетов, обычно самые тяжелые в жизни любого человека.

Родители помогают ребенку развивать внимание через игровые упражнения

Новизна и мотивация могут исходить не только из новых игрушек, но и из вариаций игр со старыми: соединим картон и любимых персонажей ребенка и вот уже можно сделать им платье, пальто, укрыть одеялом, покатать на ковре-самолете или спрятать в «домик». Фантазия взрослого является ключевым фактором удержания внимания ребенка в деятельности.

Хорошая новость: этот навык можно в себе развивать. За несколько лет практики я могу провести занятие с одним листом бумаги, придумав не меньше 7 игр на мои коррекционные задачи. Добавление сюжета для более старших детей также может поддерживать их внимание на заданиях. Ну а новые игрушки всегда порадуют не только ребенка, но и педагога.

Для родителей детей, имеющих трудности с вниманием, важно предложить рекомендации, которые подойдут именно для трудности внимания их детей. Их лучше получать после диагностики у ведущего специалиста. 

Автор статьи: Ершова Екатерина, логопед, специалист по коммуникации.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Список литературы:
1. Н.В. Пережигина. [Онтогенез внимания]. Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста. Ярославль 2002
2. М.И. Лынская. «Дифференциальная диагностика речевых нарушений». 

logo

БЕСПЛАТНЫЙ практикум
для специалистов

Помощь детям с тяжелыми двигательными нарушениями и ТМНР

Узнайте методики, которые помогают “особенному” ребёнку

Реклама. АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства». ИНН 7841059809 2Vtzqvx77wu

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее