Дети с тяжелыми и множественными нарушениями долго считались «необучаемыми» и не доступными продуктивному контакту. Уход за ними осуществлялся в медицинских учреждениях и сводился к простому поддержанию жизни и гигиеническому уходу.
По мере смены медицинской модели инвалидности на социальную стал меняться взгляд и на эту группу людей. Наблюдения педагогов, медицинских специалистов, родителей помогли понять, что ребенок с ТМНР не «овощ», а личность со своими потребностями. До сих пор методы работы с детьми с ТМНР не отличаются разнообразием и большим количеством.
Поэтому освоение бережных и при этом эффективных методов работы с ребенком с множественными нарушениями для каждого специалиста ранней помощи имеет важное значение. Неважно, как часто специалист будет встречаться с такими малышами в процессе практики, базовые представления об этой работе необходимы.
Основы базальной стимуляции
Одной из важных концепций, определивших изменение отношения к способностям людей с ТМНР, является концепция базальной стимуляции. Это подход, разработанный немецким педагогом А.Фрелихом в 1970-е годы. Фрелих, работая в интернате для людей с нарушениями, заметил, что коммуникация, перцепция и движение взаимосвязаны. С рождения находясь в условиях депривации (сенсорной, двигательной, социальной, познавательной), люди и во взрослом возрасте не проявляли интерес к взаимодействию, со страхом и протестом воспринимали изменения или уходили в себя, сводя контакт с миром к минимуму.
Размышляя над тем, а как снизить тревогу и стресс, связанный с пребыванием в социальной среде, он предположил, что образ окружающего мира и образ самого себя у таких людей частично или полностью несформирован. Любое воздействие, отличающееся от привычного, вызывает не интерес, а страх и агрессию. Значит, через создание понятного образа самого себя и понятного образа мира можно помочь людям с ТМНР вступить в коммуникацию с другими людьми.
За несколько десятилетий, прошедших с описания и обоснования подхода Базальной стимуляции, этот метод стал скорее концепцией организации ухода и жизни детей с множественными нарушениями, позволяющий улучшить их качество жизни.
Базальная стимуляция как концепция в основе своей утверждает, что любой человек стремится к удовлетворению не только базовых потребностей в еде, сне, питье, но и в потребности ощущать свое тело, не испытывать боль, взаимодействовать с другими людьми, получать разнообразный опыт.
Это важно, это про качество жизни и про право людей на достойную жизнь независимо от диагноза и степени нарушения.
Итак, изначально, концепция (подход) базальной стимуляции был разработан для взрослых людей с тяжелыми множественными нарушениями. Постепенно некоторые техники и приемы оказались подходящими или очень схожими с теми, которые помогают детям раннего возраста с множественными нарушениями или риском их.
Если полагать, что ранний возраст — это возраст самого активного познания мира, самого себя, других людей, то невозможность или ограниченность этого естественно приводит к тяжелым и часто уже необратимым последствиям во взрослом возрасте.
Используя базальную стимуляцию в организации ухода за детьми раннего возраста специалистам и родителям удалось увидеть, как улучшилось развитие и проявились такие способности к обучению и коммуникации, о которых мало, кто подозревал ранее.
Базальная стимуляция предполагает определенным образом организованную стимуляцию сенсорных систем человека с ТМНР, чтобы человек мог воспринимать самого себя и стимулы окружающей среды на максимально безопасном, но при этом побуждающем активность уровне.
Эта стимуляция берется как раз из раннего опыта человека, из опыта младенчества. И используются те телесные ощущения, которые испытывает младенец в утробе матери и после рождения.
Виды базальной стимуляции
Таким образом, выделяют несколько видов стимуляции:
- вестибулярную,
- тактильную,
- вибрационную
- оральную.
Основная цель базальной стимуляции — осознание собственного тела и собственного Я.
Для этого в процессе ухода взрослый должен обеспечить ребенку:
- возможность ощущать свое тело;
- отделять свое тело от окружающих объектов;
- возможность использовать собственное движение в том объеме, в котором оно есть;
- возможность контакта с человеком осуществляющим уход и стимуляцию
- возможность активно исследовать окружающий мир.
То есть признавая право детей с ТМНР на такое же развитие, как и их сверстники, концепция базальной стимуляции дает специалистам и родителям конкретное понимание этого процессе и практические приемы, как этот процесс организовать и осуществить.
Концепция базальной стимуляции
Все начинается с правильного положения тела и обеспечения ребенку возможности менять это положение тела в течение дня.
С помощью физического терапевта, эрготерапевта и родителей подбирается физиологически правильная и безопасная поза для различных повседневных ситуаций: лежания на спине, на боку, на животе, для кормления, для сна, для прогулки, для отдыха, для игры, для коммуникации. Это может занять длительное время, так как ребенок, плохо чувствующий свое тело, может с опасением и тревогой отнестись к новым ощущениям, связанным с его телом.
Приемы базальной стимуляции
Для этого специалисты могут начать использовать приемы базальной стимуляции, чтобы показать малышу, что телесные ощущения безопасны, приятны, предсказуемы, интересны, обязательно связаны с общением со взрослым. Приемы базальной стимуляции важны для родителей детей с ТМНР, так как посредством их родитель начинает «видеть» и понимать сигналы ребенка, а ребенок формирует так необходимые ему для развития отношения привязанности.
Стимуляция бережно усиливает и меняет ощущения ребенка, позволяя ему регулировать взаимодействие, прося продолжения или отказываясь.
У ребенка формируются первые и базовые коммуникативные мотивы: просьба, отказ, просьба продолжения. А взрослый начинает понимать, какие коммуникативные инструменты использует малыш, чтобы выразить себя.
Нет одинаковых детей, поэтому стимуляция будет отличаться. Кто-то предпочтет более сильные, более насыщенные ощущения, кто-то, наоборот, более аккуратные и сдержанные. То есть ребенок начнет осознавать свою индивидуальность и возможность выражать ее через регуляцию действий другого человека.
Это бесценный опыт, так необходимый для того, чтобы ощущать себя человеком. Если говорить про ранний возраст, то через базальную стимуляцию родители начинает воспринимать своего ребенка не только как объект ухода и заботы, но личность и члена семьи. Это очень поддерживает родителей, воодушевляет, придает смысл их каждодневному труду, делая их родительство наполненным и радостным.
Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике с 2017 года.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.