Что такое нарушение привязанности и как оно проявляется у детей

Что делать, если ребенок не проявляет интереса к людям или избегает контакта? В нашей статье мы расскажем о том, что такое нарушение привязанности, какие причины к нему приводят и как его исправить. Читайте, чтобы узнать больше!

Привязанность — это особое отношение ребенка к близкому взрослому (обычно матери) как к источнику защиты, надежному убежищу, наличие которого создает чувство безопасности и служит основой для активного исследования окружающего мира.

 Со стороны взрослого привязанности соответствует забота.

Отношения привязанности дают ребенку:

  • Обеспечение комфорта младенцу (физического, психологического)
  • Чувство безопасности
  • Основу для будущего развития

Недавно родившийся малыш оказывается в центре огромного и разнообразного мира социальных воздействий от самых близких людей, отношения с которыми формируют его развитие. Имеется много данных, указывающих на то, что многие сенсорные и когнитивные навыки младенцев сосредоточены на восприятии социальных сигналов.

нарушение привязанности у детей

Выявлено, что младенцы проявляют меньший интерес к несоциальным стимулам. Они отличаются более внимательным отношением к социальным сигналам, что подтверждается изменениями в частоте сердечных сокращений. Кажется, что даже структуры их мозга ориентированы больше на социальные события, чем на несоциальные. Например, выявлено различие между полушариями при обработке социальных и речевых звуков по сравнению со всеми остальными звуками.

Важным аспектом в социальной компетентности детей является контроль над своими биологическими функциями через социальное взаимодействие. Процессы регуляции состояния, включая циклы сна и бодрствования, вероятно, являются результатом взаимодействия между младенцем и наиболее близким человеком, заботящимся о нем. 

Кроме того, дети быстро усваивают информацию об окружающем социальном мире, формируют представление о себе и других. Некоторые младенцы уже на конец первого месяца жизни понимают взаимосвязь между изменениями в лице и голосе, в пять недель взаимодействуют по-разному с знакомыми и незнакомыми людьми.

К 3-4 месяцам они начинают по-разному реагировать на детей и взрослых, а к 6-8 месяцам показывают страх в зависимости от пола и возраста человека. К 10 месяцам младенцы начинают использовать выражение лица и интонацию матери при общении с незнакомцами.

Данная информация говорит нам о том, что развитие ребенка происходит во взаимодействии с ухаживающим взрослым, на второй план уходят такие стимулы, как развивающие игрушки и пособия. Чуткое отношение ухаживающего за ребенком взрослого характеризуется умением реагировать на сигналы, которые ребенок сообщает вне зависимости от своего возраста, диагноза, особенностей развития.

Существуют 4 группы показателей: физиологические, двигательные, сна и бодрствования, взаимодействия, которые характеризуют состояния ребенка: готов ли ребенок вступать в контакт в данный момент или нет. Данные показатели очень помогут в уходе за детьми, в случае, когда нет биологической со настройки или, когда основной ухаживающий взрослый находится в состоянии эмоционального выгорания.

Нарушение привязанности — это психоэмоциональная проблема, возникающая у детей, когда они не успевают сформировать здоровую привязанность к своим основным заботливым взрослым, чаще всего родителям. Это состояние может проявляться в различных формах, включая отчуждение, неумение доверять людям, проблемы в отношениях со сверстниками и недостаточную эмоциональную реакцию на окружающий мир. Дети с нарушенной привязанностью могут вести себя агрессивно или, напротив, стремиться к чрезмерной зависимости от взрослых.

нарушение привязанности у детей признаки

Причины и факторы, приводящие к нарушениям привязанности

Основные причины нарушений привязанности могут быть связаны с травматическими событиями в раннем возрасте, такими как:

1. Ненадежность заботы: отсутствие постоянного, эмоционально отзывчивого взрослого или непредсказуемое поведение родителя.

2. Травма или потеря: смерть, развод или постоянное отсутствие одного из родителей.

3. Неадекватное воспитание: психологическая или физическая жестокость, равно как и запущенность.

4. Социальные факторы: проблемы, связанные с экономической нестабильностью, миграцией или жизнью в неблагополучных условиях.

Последствия для развития (на основе научных исследований Дж. Боулби)

  • Дети с надежным типом привязанности чаще испытывали позитивные эмоции, были более кооперативными в общении, проявляли менее выраженную агрессию и редко уклонялись от взаимодействия с матерью и другими взрослыми. 
  • В дальнейшем надежно привязанные дети оценивались как более компетентные в общении со сверстниками, чаще проявляли сочувствие. 
  • В ситуации свободной игры им было свойственно более выраженное исследовательское поведение. 
  • В заданиях, требующих большой умственной работы, дети группы надежной привязанности проявляли большую любознательность, демонстрировали большую настойчивость и самостоятельность, но, в то же время, были готовы обратиться за помощью, принять помощь матери и, в целом, достигали более высоких результатов по сравнению с детьми из групп ненадежных привязанностей.
  • Дети с  тревожно-амбивалентным типом привязанности менее толерантны к фрустрации, менее настойчивы и, в целом, менее компетентны.
  • Дети с избегающим типом привязанности более агрессивные, непослушные и избегающие.
типы привязанности у детей

Поведение взрослых, приводящее к нарушению психического здоровья у детей

Существенными факторами, влияющими на возникновение нарушений психического здоровья у детей, являются приведенные ниже способы взаимодействия взрослых с детьми раннего возраста в повседневных ситуациях заботы, ухода, воспитания.

Во время кормления:

  • высокая скорость;
  • ограничение свободы движения ребенка;
  • большое количество еды на ложке;
  • пренебрежение сигналами ребенка и т.д.

Во время подмывания:

  • жесткие прикосновения к телу ребенка, к интимным местам;
  • пренебрежение сигналами и состоянием ребенка, такими, как страх,
  • печаль, подавленность, оцепенение, плач;

Во время приучения к навыкам опрятности:

  • насильственное высаживание;
  • длительное удерживание на горшке;
  • негативные комментарии в связи с процессами мочеиспускания и дефекации;
  • вербальные проявления неуважения и гнева по отношению к ребенку и др.

Во время подготовки ко сну:

  • укладывание в кроватку раньше положенного времени, принуждение ко сну;

 В процессе регулирования поведения детей:

  • грубые высказывания о поведении и о личности ребенка;
  • запугивание и обман;
  • встряхивание тела ребенка;
  • физическое наказание (шлепки, подзатыльники и др.).

В любых ситуациях:

  • ограничение свободы движения детей (удерживание или фиксация ребенка в одной позе в реабилитационных приспособлениях, креслицах, ходунках; выкладывание детей в тесный манеж на длительное время и др.).
  • подтягивание и поднимание ребенка за плечи;
  • перемещение ребенка, когда его голова запрокинута;
  • удерживание детей за запястья на прогулке и др.

Во время игры и занятий с ребенком:

  • состояние глубокой подавленности и печальное выражение лица взрослого;
  • высокая степень активности и эмоционального возбуждения взрослого, не связанная с состоянием, интересами, игрой ребенка;
  • открытые проявления гнева в голосе;
  • интенсивная перестимуляция (игрушками, голосом, щекоткой и т.д.);
  • постоянное прерывание самостоятельной активности ребенка, блокирование его инициативы;
  • требование послушного поведения ребенка;
  • поведение взрослого, имеющее сексуальную окраску (поглаживание области гениталий, поцелуи в губы, просьбы поцеловать взрослого и др.);
  • непредсказуемое поведение и/или резкая смена настроения взрослого в процессе игры.

При анализе развития ребенка раннего возраста особенно важно оценить социально-эмоциональное развитие. Наличие перечисленных красных флажков может встречаться и при нарушениях привязанности.

расстройство привязанности у детей

Тревожные сигналы в социально-эмоциональном развитии, на которые должны обратить внимание специалисты или родители.

  • Нет указательного жеста к 1 году: малыш не использует его, чтобы попросить предмет или привлечь внимание, или спросить «что это?»
  • Нет лепета к 1 году: малыш не говорит звуки ба-ба, да-да, па-па, он не смотрит на кого-то пока лепечет и не играет в «перекличку» — не повторяет звуки лепета за взрослым по очереди
  • Не показывает предметы взрослому, как будто говоря «посмотри на это»
  • Не использует жесты: к 1 году малыш не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока», «нет», качая головой
  • Не разделяет удовольствие с другим человеком: малыш не получает удовольствия от взаимодействия с другим человеком, редко улыбается и смеется, когда играет с мамой
  • Нет или очень короткий контакт «глаза в глаза» во время игры и коммуникации с мамой/папой
  • Не следует за указательным жестом взрослого: к 1 году малыш не смотрит в том направлении, куда указывает взрослый
  • Проявляет больший интерес к предметам, чем к людям
  • Не копирует действия или звуки, которые делает взрослый
  • Не отвечает, когда зовут по имени

Диагностика нарушений привязанности у ребенка

Диагностика нарушений привязанности у ребенка, как правило, проводится командой специалистом и включает:

1. Заполнение специальных  шкал и опросников: используются специальные инструменты для оценки уровня привязанности и эмоционального состояния ребенка.

2. Наблюдение: специалисты могут проводить наблюдения за взаимодействием ребенка с родителями и сверстниками (Диагностическая методика, разработанная Мэри Эйнсворт «Незнакомая ситуация»)

3. Интервью с родителями или ухаживающими взрослыми: понимание истории семьи, условий жизни и прежнего опыта родителей.

Существует несколько подходов к профилактике и работе с нарушениями  привязанности:

1. Игровая терапия: Игровая форма терапии позволяет детям безопасно выражать свои эмоции и принимать участие в процессе исцеления.

2. Терапия взаимодействия в паре: Помогает родителям понять свои роли и научиться строить более здоровую связь с детьми (Метод «Тераплэй», программа «Направляемый диалог»)

3. Индивидуальная и семейная психотерапия.

4. Программы поддержки родителей. 

Программы поддержки родителей нацелены на фактические факторы риска и защитные факторы, которые влияют на результаты развития ребенка.  Сильнейшие факторы риска и защиты поведения и адаптации ребенка связаны с качеством родительского воспитания. 

Таким образом, общая цель программ поддержки родителей — улучшить поведение и адаптацию ребенка через меняющиеся методы воспитания.

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее