Сенсорная интеграция — сложный процесс, в рамках которого наш мозг обрабатывает сигналы, полученные от различных сенсорных систем организма для того, чтобы создать целостное и адекватное восприятие окружающего мира и себя в нем.
Нарушения в этой области могут вызывать различные проблемы, например такие, как:
- повышение чувствительности к звукам, прикосновениям, свету
- невозможность оставаться за столом или на одном месте требуемое время
- сложности с координацией и равновесием
- трудности удержания глазного контакта
- снижение концентрации, внимания, и так далее.
Подобные ограничения лежат на базовом уровне развития детей и не позволяют им свободно и в срок осваивать дальнейшие новые навыки и умения, поэтому необходимо их своевременное выявление. Диагностика в сенсорной интеграции позволяет не только определить и характеризовать проблему, но также она играет ключевую роль в разработке эффективных методов терапии, так как от ее результатов зависит дальнейший маршрут помощи ребенку.
В этой статье мы рассмотрим все аспекты проведения подобной диагностики, разберем из чего складывается этот процесс и что необходимо для его успешного проведения.
Ключевые принципы диагностики сенсорной интеграции:
1. Мультисенсорный подход: поскольку сенсорная интеграция всегда связана с одновременной работой нескольких сенсорных систем, важно использовать широкий спектр методов и тестов для оценки функционирования каждой из них.
2. Индивидуальный подход: каждый человек уникален, и одни и те же нарушения сенсорной интеграции у разных людей могут проявляться по-своему. Диагностика должна быть специализированной и ориентированной на индивидуальные особенности ребенка.
3. Широта использования: для более точной диагностики важно наблюдать ребенка в различных обстоятельствах и ситуациях, чтобы понять, какие именно паттерны его поведения могут быть связаны с ограничениями в области сенсорной интеграции.
4. Использование стандартизированных тестов: существуют специальные тесты и методики, разработанные для диагностики сенсорной интеграции. Их использование позволяет проводить объективную оценку состояния обратившегося.
5. Комплексный подход к анализу данных: для правильной интерпретации результатов исследования необходимо учитывать не только отдельные показатели, но и их взаимосвязь друг с другом.
Этапы и методы оценки сенсорных систем
Первым шагом диагностики еще до встречи с семьей является обработка специальных опросников и бланков, заранее заполненных и полученных от родителей. В это время специалист проводит глубокий анализ описанных трудностей и уже выставляет предварительные гипотезы наличия нарушений в сенсорных системах, которые и будет проверять при очной встрече с ребенком.
Второй этап начинается уже непосредственно на самом приеме. Терапевт организует пространство кабинета для свободного наблюдения за спонтанным поведением ребёнка, за тем, какие игры и активности он выбирает и как их использует. Каким образом осваивает имеющееся в зале оборудование, преодолевает возникающие препятствия, как планирует и организует свои движения и в общем, как «пользуется» собственным телом. В это время не стоит мотивировать ребенка к определенным действиям, и лучше оградить родителей от возможности подсказывать и помогать. Здесь специалисту важно проанализировать собственную инициативу ребенка, его способности, ограничения и реакции. Данный шаг дает много информации о наличии и характеристике сенсорных нарушений у ребенка, так же он очень актуален в работе с детьми, не реагирующими на инструкции. Например, нарушение восприятия в вестибулярном канале может проявляться в виде гравитационной неуверенности, страха, связанного с движением и высотой, у детей может проявиться боязнь качелей и нестабильных поверхностей, либо наоборот, ребенок может постоянно кружиться, двигаться, кувыркаться, висеть вниз головой и быть похожим на «экстремала». При ограничениях работы вестибулярной системы человек не полностью понимает куда и как передвигается его тело, не выдает быстрой моторной реакции, падает на ровном месте, теряет равновесие и имеет сложности со сменой направления во время движения.
При аналогичных проблемах в проприоцептивном канале зачастую отсутствует плавность, точность и диссоциация движений тела, сила не соответствует целям, малыш может сильно топать, что-то рвать и ломать, много прыгать, искать объятий, скрипеть зубами, хрустеть суставами, проявлять неуклюжесть и даже агрессию.
Ограничения в тактильной системе выражаются в том, что человек может обладать сенситивностью к определённым текстурам в одежде, швам и этикеткам, разным поверхностям, может быть чувствительным к гигиеническим процедурам, избегать контакта с другими людьми, ходить на носочках и иметь избирательность в еде, либо напротив — не чувствовать тактильного дискомфорта и не замечать боль. Часто наблюдается нарушение взаимодействия с предметами и есть проблемы с тонкой моторикой.
Зрительная система при наличии нарушений проявляет себя в виде беспокойства от яркого света, избегания глазного контакта, слабой фиксации взгляда, залипания на мигающих или крутящихся объектах, частых прищуриваниях, смен угла наблюдения. Также могут быть сложности с идентификацией цветов, объектов, поиском необходимых предметов.
Люди со сложностями обработки информации в слуховом канале часто могут закрывать уши, тревожиться от постороннего шума, или наоборот искать громких звуков, вести себя как глухие, не различать интонаций и источников сигнала, в таких случаях зачастую наблюдается нарушение речи.
Необходимо отметить, что диагноз никогда не ставится по одному или нескольким увиденным проявлениям, только комплексный подход и соблюдение всех этапов диагностики позволяет сделать выводы о конкретных нарушениях в той или иной системе.
Параллельно с этапом свободного наблюдения или отдельно от него, в зависимости от ресурсов специалиста, проводящего диагностику, существует еще одна обязательная ступень оценки – это интервью с родителями или опекунами. Близкое окружение является главным экспертом по своему ребенку и всегда может помочь терапевту в выявлении результата. С ними специалист обсуждает заполненные ранее анкеты, задает дополнительные интересующие вопросы, выясняет запросы, сверяет и рассматривает возникшие теории.
Третий этап – проведение структурированных диагностических проб по методу сенсорной интеграции. Тесты позволяют увидеть реакцию ребенка на искусственно созданные незнакомые ему ситуации и помогают утвердиться или опровергнуть имеющиеся гипотезы нарушения работы сенсорных систем ребенка. Данным методикам специалисты обучаются отдельно на соответствующих курсах.
В ходе всей диагностической процедуры анализируются следующие аспекты:
- Состояние всех систем и этапов сенсорной интеграции (гиперчувствительность, гипочувствительность, гиперпоиск, нарушение различения).
- Состояние праксиса (имеющиеся навыки в области идеации, планирования, реализации и билатеральной координации).
- Состояние базовых механизмов (в особенности постурального контроля и глазодвигательных навыков).
- Уровень возбуждения ребенка на протяжении всей процедуры и в ответ на определенные стимулы.
- Уровень адаптивных реакций.
- Уровень саморегуляции в зависимости от ситуации.
Четвертый этап диагностики сенсорной интеграции – составление итогового заключения и обсуждение результатов оценки с семьей. По желанию терапевт может уже дать родителям и близким первые базовые рекомендации относительно взаимодействия с ребенком и наметить дальнейший маршрут помощи, если это является необходимым.
Важно помнить, что ранняя диагностика нарушений сенсорной интеграции и своевременное начало коррекционных мероприятий могут значительно улучшить качество жизни людей с подобными проблемами. Терапия сенсорной интеграции помогает детям развивать свои способности и преодолевать трудности, связанные с нарушениями данного процесса.
Автор статьи: Игнатьева Екатерина Андреевна, физический терапевт, специалист по сенсорной интеграции, клинический психолог.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.