Так вот – термин «эрготерапия» пришёл к нам от западных коллег и в буквальном переводе означает «лечение действием». Наверное, подумаете вы, можно было бы заменить на более привычный нам ранее термин «трудотерапия»? Но это не совсем верно. Так как «действие» – это любая деятельность, к которой относится как продуктивная, так и нет – хобби, например, или досуг.
Эрготерапия как одно из направлений работы приходит на помощь, когда возникает потребность в комплексной реабилитации или абилитации. То есть восстановлении утраченных навыков или же обучению им заново.
Кто такой эрготерапевт?
К сожалению, никто из нас не застрахованы от того, что в жизни каждого, и ребенка в том числе, может случиться разное. Это могут быть болезни, определенные состояния, функциональные сложности. Конечно, на первом месте стоит здоровье и здесь семье помогают врачи. Но, помимо восстановления здоровья, всем нам хочется жить полноценной жизнью и быть реализованными. И именно тогда на помощь семье приходит эрготерапевт. Это специалист, который через подходящую конкретному человеку деятельность помогает восстанавливать навыки или же овладевать ими вновь. Помогает организовать пространство, подобрать подходящую активность и предметы быта, помочь быть максимально продуктивным в имеющемся состоянии. То есть, можно сказать, что это человек, совмещающий в себе функции и знания сразу нескольких специалистов, так как обладает знаниями и по психологии, и по педагогике, и по двигательному и сенсорному развитию. Он знает, как организовать процесс работы непосредственно с ребенком, но при этом и показать родителям основные приемы работы, которые они буду реализовывать уже самостоятельно.
Важность эрготерапии для детей раннего возраста
Почему эрготерапия так важна именно в раннем возрасте? Уже есть масса исследований и подтверждений того, что именно ранний возраст является основным и самым ценным ресурсом для развития ребенка. В раннем возрасте мозг ребенка наиболее пластичен и способен к активному восстановлению, приобретению нового опыта. Сама природа позаботилась о том, чтобы дать малышу этот ресурс. Поэтому любое вмешательство, позволяющее восстановить или заново приобрести какую-то активность будет наиболее эффективным именно в раннем возрасте.
Принципы эрготерапии для детей раннего возраста
Основными принципами эрготерапии в раннем возрасте являются:
· деятельность необходима человеку наравне со всеми другими жизненно необходимыми вещами, такими как еда, питье и сон;
· у каждого должна быть возможность заниматься как умственной, так и физической деятельностью;
· вся деятельность должна иметь для человека смысл и вызывать положительные эмоции;
· каждый человек – единое целое и необходимо работать над его активностью системно, а не над каким-то одним отдельным навыком обособленно.
Задачи и функции эрготерапевта
Основная задача эрготерапевта – так адаптировать ребенка в его повседневной деятельности, чтобы он был максимально независим во всех сферах жизни, включая самообслуживание, с учетом его функциональных возможностей. Поэтому он стремится организовать деятельность, в которой ребенок наиболее успешен таким образом, чтобы развивать и другие сферы, которые могут быть и не задействованы именно сейчас.
Эрготерапевт помогает семье в обучении ребенка навыкам самостоятельной еды, овладении навыками опрятности, помогает нормализовать все ежедневные активности ребенка, максимально комфортно организовать домашнюю среду. Если необходимо, консультирует родителей по вспомогательным средствам, специальной технике. То есть в самом начале работы это может быть просто понимание в какой позе необходимо расположить ребенка, чтобы ему было проще взаимодействовать с окружающими и играть. Если у ребенка сложности с питанием, то определяет, какую подобрать мебель, посуду, рацион. Если у ребенка снижено зрение – как организовать поверхности, на которые он смотрит, какого размера и цвета подбирать игрушки, какие приемы для общения использовать родителям для развития ребенка и многое многое другое.
Методы работы эрготерапевта с детьми раннего возраста
Так как работает эрготерапевт, какие использует подходы и методы в своей работе? Обычно, это микс нескольких техник и подходов. Поскольку каждый человек индивидуален, а дети, особенно дети раннего возраста, требуют особенно бережного и дифференцированного подхода. С детьми основной метод работы – это использование игровых подходов для того, чтобы заинтересовать ребенка в каком то определенном виде деятельности и постепенное встраивание в этот процессов приемов, позволяющих добиться поставленных целей. Если эрготерапевт работает с детьми старше или взрослыми – это анализ всей деятельности человека, выбор наиболее подходящей для работы над поставленными целями и её организация так, чтобы человеку было приятно этим заниматься и он был в ней хоть немного, но успешен.
Взаимодействие эрготерапевта и родителей
Основным направлением работы эрготерапевта в раннем возрасте будет оставаться работа над формированием у ребенка навыков самообслуживания. Ребенку необходимо научиться заботиться о себе (навыки питания, гигиены, опрятности), своем месте (это может быть комната или место, где хранятся игрушки), забота о питомце и участие в жизни семьи (помощь родителям, домашние обязанности). Всё это невозможно реализовать без участия родителей ребёнка, без понимания, что семья – самостоятельная система, живущая по своим законам и в данном случае родитель – главный эксперт по ребенку и жизни всей семьи в целом. Без понимания как организован быт и среда, в которой семья живет каждый день. Важно учитывать, что, как семья влияет на ребенка, так и ребенок влияет на всю семью, так как они – часть друг друга. И в этой работе родитель – полноправный участник процесса, на запрос и потребности которого ориентируется специалист при работе. Доверие семьи и понимание родителями принципов работы, её целей и задач – важная составляющая успешной работы.
Родители находятся с ребенком несоразмеримо больше по времени, поэтому тоже должны обладать знаниями как помочь ребенку, организовать деятельность или подготовиться к ней таким образом, чтобы ребенок был в ней наиболее успешен. И здесь мы понимаем, что эрготерапевт работает не только напрямую с ребенком, но и со всей семьей в целом, делясь своими знаниями с родителем.
Выше мы уже останавливались на том, что ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период во всем развитии ребёнка. Это возраст активного роста и развития, когда ребенок исследует свои возможности и окружающий его мир. Основной деятельностью в этот период является игра. И именно через неё можно обучить ребенка очень многому. Зная и понимая особенности каждого отдельного ребенка мы может так организовать его игру, окружающий его мир, чтобы развитие ребенка проходило максимально лучшим для него образом. Зная и понимая потребности, ресурс семьи и родителей – организовать все ежедневные активности, в которых они живут, для максимального раскрытия потенциала ребенка с учетом его возможностей. Поддерживая познавательный интерес ребенка, следуя за ним в его деятельности, можно более легко и эффективно решать задачи развития и обучения.
Автор статьи: Семакина Оксана Александровна, специалист, преподаватель, эксперт ИРАВ
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.