Как развивать навыки имитации у детей с РАС?

Среди всех умений маленького ребенка навыки имитации занимают отдельное место. Все потому, что они являются «навыками-посредниками» в обучении и позволяют приобретать новые знания и опыт даже тем детям, которые пока плохо понимают речь.

Почему навыки имитации важны

Среди всех умений маленького ребенка навыки имитации занимают отдельное место. Все потому, что они являются «навыками-посредниками» в обучении и позволяют приобретать новые знания и опыт даже тем детям, которые пока плохо понимают речь.

Как учится новому ребенок раннего возраста? Для успешного обучения ему необходимо совместно, сообща использовать сразу несколько методов и условий:

  • Он учится только через свой собственный интерес, делая то, что ему нравится и приносит удовольствие — игра, взаимодействие с мамой, любимые занятия в течение дня.
  • Он учится прямо в повседневных делах, через многократное повторение одного и того же — он не тренируется отдельно за столом, со специальным набором материалов захватывать небольшие предметы, чтобы потом применять этот навык в игре или во время еды. Он обучается этому прямо в тот момент, когда собирает камушки в ведерко, потому что ему понравилась эта игра, или в попытках поймать кусочек яблока на тарелке.
  • Он учится, когда рядом есть близкий взрослый — в общении с ним он получает много важной информации.
  • И, наконец, он учится через повторение: очень много действий ребенок перенимает в свой репертуар, наблюдая за тем, как их выполняет мама, а затем пытаясь сделать так же.
Механизмы обучения детей с РАС

Механизмы обучения маленького ребенка с расстройством аутистического спектра такие же, как у его нормотипичных сверстников, но он не может использовать их с той же эффективностью. Его собственные интересы ограничены, часто связаны с многократным выполнением уже хорошо изученных действий — дети с РАС предпочитают предсказуемость и повторяемость опыта. Взаимодействие со взрослыми трудно им дается, а коммуникативные навыки обычно задерживаются. По этой же причине им сложно обучаться через копирование: для этого требуется наблюдать за партнером по игре и общению и его действиями, но обычно дети с аутизмом больше интересуются предметами, чем окружающими людьми.

Таким образом, формирование навыков имитации становится отдельной и важной задачей в программе ранней помощи ребенку с РАС и его семье. Если удается значительно их улучшить, они становятся способом его самостоятельного обучения и приобретения новых умений. Временные ресурсы и силы, затрачиваемые на последующее обучение, сокращаются: вместо того, чтобы обучать ребенка «рука в руке» использованию нового жеста или тому, как играть с новой игрушкой, а затем в течение нескольких недель постепенно уходить от этой поддержки к самостоятельному выполнению, становится достаточно несколько раз показать ему действие — и ребенок повторяет его сам.

Виды имитации

В зависимости от того, какое именно действие повторяется, у детей раннего возраста можно выделить 4 основных вида имитации:

  1. Моторная: повторение крупномоторных движений всем телом (кружение, прыжки), отдельных его частей (хлопать в ладоши, топать) или более тонких движений (кистью рук, пальцами).
  2. Артикуляционная и мимическая: повторение движений челюсти, языка, щек, губ, которые являются составляющими артикуляции (вытянуть губы трубочкой, надуть щеки, высунуть язык, пощелкать зубами) и мимики (нахмурить брови, улыбнуться, зажмуриться).
  3. Речевая и вокальная: повторение отдельных звуков, слогов и их сочетаний, слов и фраз.
  4. Предметная: повторение простых действий с предметом (кинуть мяч, открыть крышку, нажать на кнопку), а также действий с инструментом (палочкой постучать по барабану, провести кисточкой по бумаге, ложкой покормить куклу).

В типичном развитии ребенка первой появляется артикуляционная и мимическая имитация. Ребенок быстро учится улыбаться взрослому и повторять за ним простые артикуляционные движения.

Затем он учится повторять простые звуки, сначала подражая интонационно высказываниями взрослых, а затем стремясь скопировать и отдельные звуки и их сочетания — это часто происходит во время так называемой «игры в перекличку» с мамой.

виды имитации

После этого он учится подражать простым движениям — помахать ручкой, послать воздушный поцелуй. А во второй половине первого года жизни появляется и имитация с предметом: ребенок переключается с исключительно сенсорного исследования предметов в своем окружении на целенаправленное повторение действий с ними. 

По мере того, как формируются новые виды имитации, все предыдущие продолжают развиваться, и в результате в возрасте 2-3 лет ребенок может повторять уже более сложные действия: целые цепочки новых движений под песенку, последовательность действий с новой игрушкой, фразы и небольшие предложения.

Подготовка к обучению

Обучение ребенка с РАС копированию начинается с поиска его мотивации. Как мы уже говорили, дети раннего возраста учатся только в тех ситуациях, которые им интересны, и имитация не является исключением. Ребенок повторяет только то, что ему интересно. Конечно, можно научить ребенка повторять что-то по просьбе взрослого, например, по инструкции «Сделай так же» или «Повтори». Такая стратегия иногда вполне эффективна, но с маленькими детьми важно максимально постараться развить спонтанную имитацию — это именно те ситуации, когда ребенок пытается повторить то, что ему понравилось.

Поэтому, прежде чем приступать к обучению, важно хорошо изучить мотивационную сферу ребенка: чем ему нравится заниматься, во что играть, какие эффекты и события в окружающей среде его особенно привлекают — кому-то очень нравятся разные звуки, кому-то — наблюдать за движущимися предметами, а кого-то больше всего привлекают тактильные ощущения. Именно эта информация становится ключевой при выборе подходящих занятий, в которых взрослые будут учить ребенка повторять за ними.

Также для дальнейшего обучения необходима ситуация совместной игры — когда взрослый и ребенок заняты одной и той же активностью, и ребенок замечает участие в ней другого человека. Чтобы организовать такую игру, специалист или родитель присоединяется к малышу, когда он занят чем-то интересным. Не нужно спешить сразу чему-то его научить: сначала он должен понять, что взрослый не планирует прервать его занятие и не будет мешать. Лучше начать с того, что просто понаблюдать за действиями ребенка и постараться понять, что увлекает его в конкретный момент. Также можно комментировать, описывать происходящие и попробовать повторить то же самое.

Чтобы это удалось сделать, в развитии навыков имитации понадобятся пары и комплекты одинаковых или похожих предметов: две палочки для барабана, две погремушки, две машинки, а также наборы кубиков, деталей конструктора, мячиков и т.д. Тогда взрослому не потребуется забирать у ребенка игрушку, чтобы повторить за ним.

Основные методы и техники

После того, как проанализированы интересные ребенку занятия, на их основе подобраны парные материалы и создано пространство для совместной игры, можно начинать обучение. Не всегда требуется долгая подготовка — используя те же принципы, можно присоединяться к любой текущей игре или занятию ребенка и обучать повторению в них.

Дальше можно следовать такой технике обучения:

  1. Если ребенок совсем ничего не повторяет, начните повторять за ним. В случае, если он такие действия взрослого не вызовут у него недовольства, он, скорее всего, скоро вновь повторит свое действие. Продолжайте вторить ему. Задача этого этапа: организовать ситуации, в которых взрослый повторил за ребенком действие, и ребенок после этого повторил его еще один или несколько раз. Таким образом мы создаем целые цепочки повторяющихся действий, которые производим с ребенком по очереди. Такие успешные ситуации важно эмоционально озвучивать, привлекая к ним дополнительное внимание ребенка.
  2. После небольшой паузы или в другой раз можно попробовать в той же игре показать ребенку действие еще раз. В этот раз задача взрослого сделать так, чтобы ребенок заметил действие и повторил его. Мы продолжаем использовать знакомые и интересные ребенку действия, но стремимся успеть продемонстрировать их малышу до того, как он успеет произвести их сам, поэтому вероятность успеха велика. На этом этапе можно использовать разные виды поддержки ребенка: если вы видите, что он заинтересованно смотрит на ваши действия, но не повторяет их, можно помочь ему физически, полностью или частично, придерживая за руки. Важный момент: физическая помощь должна оказываться только в том случае, если ребенок заметил ваше действие — имитация невозможна без образца.
  3. Если все идет хорошо, то впоследствии можно предложить ребенку выполнить то же действие, но уже во время другого занятия, или повторить за вами другое, но тоже хорошо знакомое ему действие. Ориентация на интересы ребенка и яркое, эмоциональное озвучивание по-прежнему будут вашими лучшими союзниками на этом шаге.
  4. Если ребенок уже хорошо научился копировать разнообразные знакомые ему действия, можно начинать предлагать новые: новое движение, которого он никогда раньше не выполнял, новое действие с игрушкой, новый звук. Здесь вновь могут потребоваться подсказки.
  5. Наконец, когда ребенок спонтанно и без большого труда умеет повторять новые действия, он готов повторять целые цепочки: например, 2-3 разных движения подряд под песенку.

Описанный выше алгоритм универсален и подойдет для обучения любым видам имитации: и предметной, и моторной, и артикуляционной, и звуковой, и даже речевой.

обучение ребенка аутиста

Чтобы понять, с чего начать обучение с конкретным малышом с РАС, нужно точно определить его умения на данный момент. Обычно детям с аутизмом проще всего начинать с имитации действий с предметами: они чаще смотрят на них, чем на окружающих людей, и с ними чаще связаны их интересы, поэтому развивать этот вид копирования будет проще. При грамотно построенной работе партнер по игре начинает все чаще попадать в фокус внимания ребенка, и тогда он готов повторять его движения — сначала крупные, потом более тонкие и артикуляционные. Вокальная имитация обычно формируется у детей с РАС позже всего.

Роль поощрения

Важнейший элемент обучения — поощрение, которое следует за выполнением желаемого действия вне зависимости от того, произошло это самостоятельно или с поддержкой взрослого. Поэтому нужно организовать процесс обучения так, чтобы за повторением ребенком действия следовало подкрепление — что-то интересное и приятное для него. Это может быть продолжение игры после небольшой паузы, забавное озвучивание со стороны родителей, а иногда — повторение понравившегося действия еще раз. Главное, чтобы такое последствие субъективно воспринималось ребенком как приятное и интересное.

Таким образом, ребенок может учиться копированию как одному из основных способов самостоятельного обучения, причем делать это прямо в интересных для него играх и активностях с естественными последствиями в качестве поощрения.

Автор статьи:  Комиссарчук Евгения Дмитриевна, психолог, преподаватель ИРАВ, специалист по оказанию ранней помощи семьям с маленькими детьми с РАС на основе Денверской модели раннего вмешательства.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Успей оставить заявку с выгодой до 50%
на курсы 2025 года:

✔ Специалист в сфере ранней помощи (проф. переподготовка)
✔ Практика применения диагностической методики ADOS-2
✔ Применение метода сенсорной интеграции
✔ Работа с нарушениями пищевого поведения у ребенка с РАС

ТОЛЬКО C 19 ПО 23 НОЯБРЯ 18:00 МСК!

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее