Мотивация родителей на выполнение функциональных целей при дистанционном сопровождении семей в процессе предоставления услуг ранней помощи

Развитие ребёнка начинается не с занятий по методикам, а с повседневных дел: еды, умывания, общения. Как помочь родителям увидеть ценность таких навыков, поверить в свои силы и включиться в работу с ребёнком? В статье — о функциональном подходе, дистанционном сопровождении семей и стратегиях поддержки, которые меняют качество жизни детей.

Функциональный подход является одним из наиболее важных, основополагающих подходов в оказании помощи детям и их семьям в программах ранней помощи. 

Рождение ребенка с особыми потребностями, либо риском возникновения таких потребностей приводит к тому, что родители стремятся найти возможность помочь малышу и, как правило, ищут помощи в знакомом поле услуг: лечение, массажи, ЛФК, занятия с логопедом (логомассаж, развитие речи), педагогом (цвет, форма, величина, собирание пирамидки и др.).

Основными задачами реабилитационных мероприятий являются: постановка правильного медицинского диагноза, подбор и осуществление лечебных мероприятий.  Родители стремятся попасть в хороший (по отзывам других родителей) реабилитационный центр, на занятия к дорогому специалисту. И в этом нет ничего плохого, и услуги, которые предлагаются здравоохранением – лечение, наблюдение специалистов, медицинские процедуры-все это нужно малышу и дает свой эффект, а иногда ребенок без поддержки медиков и медицинских процедур просто не сможет жить.

Образовательные услуги, которые ребенок может получить в рамках Закона об образовании, начиная с 2-х месячного возраста, тоже могут быть востребованы родителями и хорошо, что есть такие возможности развития академических, образовательных навыков. 

При этом семьи сталкивались с большими трудностями при необходимости каждый день общаться и договариваться с ребенком, кормить, мыть и одевать его, ездить с ним в транспорте, ходить по улицам, посещать общественные места. Реабилитационные мероприятия, образовательные занятия, не касаются жизни и потребностей семьи, а   направлены на преодоление «недостатков» ребенка, «вылечивание» или «выравнивание» образовательных возможностей.

С появлением в нашей стране программ ранней помощи, появился новый функциональный подход к развитию, который направлен на улучшения возможностей ребенка, который качественно может поменять жизнь семьи, создавая условия для нормализации и развития малыша, и жизни всех членов семьи –  развитие в естественной домашней среде.  Которое позволит освоить ребенку очень нужные в дальнейшей жизни навыки: самостоятельной еды, умывания, одевания, общения с членами семьи, понимания правил жизни в доме и др. 

Родители помогают ребёнку научиться одеваться

Что такое функциональный подход?

Функциональный подход – это подход, целью которого является улучшение функционирования ребёнка, на основе его собственной активности и способности к выполнению тех или иных навыков. Функциональный подход рассматривает целостные повседневные ситуации (рутины) и способность ребёнка участвовать в них.

В функциональном подходе, в процессе осуществления рутин,  ребенок обучается функциональным навыкам: это практические, полезные навыки, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях во время своей настоящей и  последующей жизни.

Основной задачей специалистов, работающих в функциональном подходе, становится улучшать способности ребенка функционировать в его обычной жизни. Смысл функционального подхода заключается в том, что ребенок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых не хватает ему исходя из возрастных норм и которые когда-то в будущем, возможно, смогут помочь ему успешнее обучаться, а функциональным навыкам, которые непосредственно связаны с его обычной жизнью. 

 В повседневные рутины включают:

  • просыпание;
  • туалет / смена подгузника;
  • умывание;
  • одевание;
  • прием пищи;
  • прогулка;
  • поход в магазин;
  • совместная и одиночная игра;
  • досуг (чтение книг, просмотр телевизора, рисование и т.п.);
  • поход к друзьям и прием гостей у себя дома;
  • купание;
  • сон.

 Использование активности ребенка в процессе ежедневных дел, включение его в эти дела, позволяют сформировать огромное количество навыков, которые нужны будут малышу в его самостоятельной взрослой жизни, подготовят его к выходу в детский сад, к освоению образовательных программ, создадут условия для благополучного вхождение в среду сверстников, социум, научат сообщать о своих потребностях, благоприятно повлияют на развитие его личности.

И все это происходит в домашней среде, и главными, важными людьми, которые помогают сформировать навыки, которые обеспечат ребенку самостоятельность и независимость в жизни являются его родители, его ближайшее окружение – семья.

Не всегда родители придают должное значение развитию функциональных навыков, развитию  ребенка в домашней среде  или  не знают, как организовать такое развивающее пространство и активность ребенка дома, и тогда специалисты Службы ранней помощи могут помочь родителям, а те, в свою очередь, могут помочь своим детям.

Специалисты и родители помогают ребенку развивать навыки, необходимые в повседневной жизни, причем на основе активности самого ребенка, в той деятельности, которая повторяется ежедневно и нравится ребенку, в которой он может участвовать и учиться.

Что же является признаком того, что используется функциональный подход, и цель, которая ставится в программе помощи ребенку и семье, действительно является функциональной:

  • Формируемое поведение необходимо ребенку (оно позволит ребенку быть более вовлеченным и самостоятельным). Это значит, что без него ребенок не будет способен функционировать в ежедневных рутинах, он будет зависеть от других людей: ждать, когда его покормят, переоденут, с ним поиграют.
  • Ребенку нужен навык на ежедневной основе. Маленький ребенок учится через многократное повторение одних и тех же действий, повторяющихся в течение дня много раз: держать ложку и есть, мыть руки, переодеваться, играть самостоятельно и с родными. Поэтому ребенок наиболее эффективно формирует навыки, повторяющиеся, встроенные в его обычную бытовую жизнь.
  • Качество жизни ребенка будет улучшено. Формирование того или иного функционального навыка позволит ребенку быть более независимым и самостоятельным.  При этом повседневные активности станут проходить более благополучно и для ребенка, и для мамы. Одевание или кормление, например,  перестанет быть стрессом для мамы, она не будет ждать очередного протеста или истерики от ребенка.
  • Новый навык станет базой для освоения других навыков. Сформированные навыки становятся механическими, на их основе могут формироваться другие навыки. Например малыш, который научился сидеть и есть самостоятельно, может сидя за общим семейным столом осваивать навыки взаимодействия и коммуникации, усваивать правила поведения, которые ему пригодятся в социуме.

Выстраивание взаимодействия с семьей на основе ежедневных рутин, в естественной домашней среде, является ключевой особенностью реализации программы ранней помощи. 

Уже доказано, что получение традиционных услуг помощи семье с маленьким ребенком,  при посещении специалистов 1-2 раза в неделю менее эффективно, чем помощь и реализация программы ранней помощи в естественной среде, где ребенок тренирует нужный ему навык каждый день, несколько раз в день, в знакомой обстановке и, рядом с близкими поддерживающими его успехи родными.

тдс

Станьте востребованным специалистом ранней помощи! Освойте трансдисциплинарный подход и научитесь помогать детям и семьям комплексно и эффективно. Онлайн и очное обучение, диплом установленного образца.

Функциональные цели и дистанционный формат

Дистанционные технологии оказания ранней помощи семьям получили достаточно широкое распространение в мировой практике, а сейчас активно распространяются в нашей стране, в связи с необходимостью обеспечения доступности программ  ранней помощи для семей, живущих в отделенных территориях, имеющих трудности с доступом к стационарным услугам, по различным причинам, в том числе с потребностью учитывать возникшие сложности в связи с необходимостью изолирования и  дистанцирования в период пандемии.

При этом родителям с малышами бывает сложно увидеть возможности работы в онлайн формате по развитию навыков повседневной активности ребенка.

Традиционно, у родителей может возникать образ специалиста, который что то важное делает с ребенком (в чем мама не компетентна), и ситуация с развитием улучшается –  ребенок перестает капризничать, самостоятельно и правильно собирает пирамидки, начинает говорить словами, называя на картинках животных, цвета, формы, ходит, ест, просится на горшок и т.д.

Опасения родителей связаны с рядом предположений, которые опираются на опыт традиционной реабилитации и опыт посещения центров, в которых каждый специалист работает с ребенком в своем кабинете очно, и решает поставленные задачи, часто не имеющие отношения к жизни ребенка в раннем возрасте. Скорее всего эти задачи нужны, но чуть позже, когда ребенок пойдет в детский сад и будет осваивать программу дошкольного образования. Но чтобы пойти в детский сад, малышу нужно освоить много навыков, которые обеспечат ему успешность нахождения в детском саду и освоения образовательных программ.

Еще один миф трудного принятия, мамой малыша,  дистанционной работы со специалистами,  связан с занижением  родительских возможностей и компетенций, неверие в родительский опыт и мудрость, а ожидание чудодейственного специалиста, методики, прибора, быстрого результата. Желание быстро все исправить в ребенке и жить, как все. Случаются ситуации, и в ранней помощи достаточно часто, когда со сложностями ребенка нужно будет жить все время. Но при этом жизнь ребенка и семьи может быть насыщенной, активной, наполненной радостью за успехи, пониманием потребностей малыша и уважением друг к другу всех членов семьи.

В таблице ниже размещена информация о тревогах родителей по поводу дистанционной онлайн работы с семьей (1 колонка) и  реальность – ситуации, которые поддерживаются специалистами, оказывающими услуги ранней помощи (2 колонка)

Видение и ожидания родителей 

Видение   специалистов

Специалист занимается с ребёнком один на один

На встрече присутствуют родители, ребёнок и дистанционно – специалист

Ребёнок 45 минут сидит за компьютером/телефоном/планшетом

Ребёнок может не находиться ни минуты перед телефоном, основной и важный участник встречи это – Родитель

Родители параллельно успеют сделать свои личные/домашние дела

Родитель основной и активный участник всех сессий. Именно с родителем специалист обсуждает повседневную активность ребенка, его участие в рутинах, определяют проблемные. Планируют действия по улучшению этих рутин.

Ребёнок сразу включится в сессию и станет отвечать специалисту

Ребёнок может вообще не реагировать на специалиста на экране. Но через некоторое время может обратить внимание на то, что интересно маме (с кем она говорит, что там происходит).

Специалист сам всему научит ребёнка

Специалист покажет родителям эффективные стратегии взаимодействия и включения ребёнка в ежедневные жизненные ситуации.

 Специалист научит родителя – родитель научит ребенка.

Получать услуги ранней помощи в дистанционном формате, можно только когда ребенок сможет сидеть перед компьютером и понимать, что говорит специалист

Услуги РП в дистанционном формате эффективны с первых месяцев жизни ребёнка. Потому что они ориентированы на родителей, дают им поддержку и компетентность в организации развивающей домашней среды с первых месяцев жизни, развивают чувствительность к потребностям младенца,  обращают внимание на развитие, что позволяет увидеть признаки неблагополучия и вовремя  предпринять нужные действия.

В настоящее время в практике деятельности служб ранней помощи, активно используются дистанционные форматы работы по сопровождению семей  – реализация программ ранней помощи ребенку и семье в формате  онлайн встреч (платформа ZOOM,   Skype, WhatsApp)

Уже доказано, что оказание ранней помощи   в дистанционном формате возможно, и способствует более активной вовлеченности семей в процесс помощи ребенку, помогает формировать и закреплять нужные в повседневной жизни ребенка навыки.

Особенностью практики ранней помощи детям и семьям в дистанционном формате, является взаимодействие специалистов с родителями в ситуациях повседневной жизни семьи. При этом у родителей возникает большая включенность в процесс оценки функционирования ребёнка в домашних условиях, возможность обсудить со специалистом способы улучшения того или иного функционального навыка, возможность сразу, попробовать провести   намеченные действия и обсудить со специалистом как это получилось, посмотреть со стороны, на видеозаписи что происходило и  проанализировать свои действия. 

Это способствует развитию родительской компетентности, переход от пассивной роли родителей, как потребителей услуг, к роли экспертов в развитии своего ребёнка, к партнёрскому заинтересованному взаимодействию со специалистом. 

Партнёрство родителей и специалиста возникает не всегда сразу. Иногда требуется время, чтобы родители поняли свою роль в дистанционной работе, поверили в свои силы, поняли значимость функциональных целей и повседневных дел в жизни ребенка. Иногда прежде, чем начать пошаговое развитие навыков функционирования в естественных жизненных ситуациях нужна помощь маме, чтобы снизить стресс, который возникает у родителей, которые воспитывают малыша с особыми потребностями. Обсуждение ситуации, в которой оказалась семья, поддержка родителей, определение сильных сторон ребенка и семьи   ведёт к снижению стресса у родителей, развитию способности справляться с отчаянием, болью, страхами, получать удовольствие и удовлетворение от общения со своим ребёнком, с оптимизмом воспринимать непростую бытовую и социальную реальность. Поддержка родителей, вовлечение их в процесс оказания ранней помощи приводит к пониманию того, что и как надо сделать, чтобы рутина и функционирование ребенка в ней стали более благополучными для семьи. Это укрепляет позитивную родительскую позицию, веру в свои силы и возможности ребёнка.

Практики поддержки участия родителей в программах ранней помощи,  в онлайн формате, предполагает использование разных профессиональных  инструментов технологии ранней помощи  с учётом  особенностей детей и семей, их потребностей и возможностей.

программы ранней помощи

Трансформация представлений семьи о значимости повседневных активностей

Главное! «Не занятие со специалистом», а понимание  ценности навыков повседневной активности, цели «про жизнь», включенность, активность.

Для того чтобы программа ранней помощи была реализована, очень важно чтобы родители в домашних условиях,  после встречи со специалистом в онлайн режиме, могли самостоятельно организовывать занятия с ребёнком, повторяя много раз в течение дня действия,  которые постепенно приведут к формирование навыка, столь нужного ребёнку.  Это возможно лишь тогда, когда родители понимают, что эти простые ежедневные дела помогут качественно изменить жизнь ребенка к лучшему и знают   что нужно делать

В таблице выделены моменты важные для выстраивания партнерских, доверительных отношений с семьей, поддерживающих родительские компетентности и мотивирующие на включение в реализацию программы ранней помощи ребенку.

Беседа с родителями о Ежедневной жизненной ситуации (ЕЖС) –  как проходит обычно день.

 

Родители обращают внимание на рутины и роль развития ребенка в ЕЖС

Использование МКФ

Важно определить вместе с семьей протекание основных повседневных рутин с учетом  возможностей ребенка и необходимостью включения их в программу ранней помощи.

Семья понимает важность развития активности и участия ребёнка в жизни

Акцентирование на успехах и сильных сторонах ребёнка

Обсуждение результатов шкалы развития (KID или RCDI) с акцентом на сильных сторонах ребёнка

Повышает уверенность в собственных силах и возможностях ребёнка

Выявление запроса семьи

Повышает доверие к специалистам и роли родителя в совместной работе.

Мотивация на совместную, командную работу с учетом особенностей и факторов окружающей среды

Повышает уверенность в собственных силах, мы не одни, специалист с нами и он учитывает индивидуальные условия и особенности семьи. Помогает понять родителям, что именно они  основной ресурс для развития ребенка

Специалисты выстраивают партнёрские отношения с семьёй

 Родители в активной позиции относительно принятия ответственности за жизнь своего ребенка, влияют на принятие программы ранней помощи, разбираются в ней, знают, как ее реализовать, чувствуют и могут получить помощь специалиста

Стратегии в работе с родителями

  • Стратегии принятия, участия, обучения. С семьей надо разговаривать. Слушать, обсуждать ситуации, делится знаниями.
  • Беседа с родителями, использование опросников ТД, ЕЖС– для того, чтобы разобраться в том, что происходит, что трудно, а надо ли поменять их и как.
  • Совместное обсуждение и анализ трудных повседневных активностей для семьи
  • Совместно с родителями анализ видео рутин,
  • Активное наблюдение мамы за ребёнком (возможность видеть маленькие шаги к успеху в ЕЖС)
  • Акцент на сильные стороны и успехи и ребенка, и родителя. Обсуждение перспектив будущей взрослой, самостоятельной жизни ребенка

Программы ранней помощи, функциональный подход, формирующий навыки дающие ребенку возможность стать максимально независимым и самостоятельным.  Быть активным и принимать участие в жизни, влиять на свою жизнь  –  это вклад в развитие целей устойчивого развития.   В 2015 году ООН озвучила17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты, обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех (цель№4) 

По определению ООН, устойчивое развитие заключается в том, чтобы развитие нынешнего поколения соответствовало и соотносилось с интересами будущих поколений.

Способность ребенка осваивать простые, нужные, специальные для жизни навыки формируют у него способность учиться в дальнейшем и другим навыкам, более сложным. Научившись успешно простым вещам ребенок начинает верить в свои силы, опирается на уже освоенные навыки для движения вперед, начинает получать удовольствие от освоения новых знаний и возможностей, учится ставить цели и двигаться к ним. Эти важные умения, сформированные в детстве, повлияют на будущее поколение в преодолении иждивенчества, пассивности. Человек сам влияет на свое будущее и свои социальные отношения. А начинается это дома, в семье, рядом с мудрыми родителями, которые помогут малышу освоить повседневные навыки, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, создадут условия для развития личности ребенка, помогут быть самостоятельным. 

Авторы статьи: Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО СПБ ИРАВ, клинический психолог

Матвеева Оксана Михайловна, психолог, преподаватель программ ранней помощи, председатель правления региональной общественной организации «Красноярский центр лечебной педагогики»

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее