«Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» — МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health) — это основа системы комплексной реабилитации и абилитации, которая на основе биопсихосоциальной модели, проводит анализ функционирования ребенка в повседневной жизни .
Согласно МКФ, жизнедеятельность любого человека можно оценить в двух измерениях: состояние организма (структура и функции организма) и взаимодействие человека с окружающей средой (активность и участие). На жизнедеятельность ребенка, те на его активность и участие значимое влияние оказывают различные факторы: здоровье, функции и структуры организма, личностные факторы и факторы окружающей среды.
Функционирование ребенка, складывается из данных факторов как пазл и является результатом комплексного взаимовлияния всех элементов этой модели, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Воздействие на один элемент потенциально может изменить другой или другие элементы и состояние системы в целом.

Например, ребенок имеет трудности с развитием речи, потому что у него нарушен слух. Те имеет ограничения в домене коммуникация в результате нарушения функций и структур организма. Ребенку проводится кохлеарная имплантация и также ребенок и семья получают услуги ранней помощи у специалиста по коммуникации.
Проведя кохлеарную имплантацию мы, оперируя фактором окружающей среды (ипмлантом), воздействуем на функции и структуры организма ребенка( восстанавливаем возможность ребенка слышать), а при поддержке родителей и специалиста улучшаем его развитие в области коммуникации (те умение пользоваться слухом для коммуникации) и конечно, функционирование в целом.
Таким образом, МКФ позволяет нам учитывать все необходимые факторы при составлении эффективной программы для ребенка и семьи и использовать комплексный системный взгляд для подбора оптимальной программы вмешательства.
Международная классификация разделяет все, что делает любой человек, том числе ребенок, по 9 областям развития(функционирования или жизнедеятельности)
Все, что делает ребенок в повседневной жизни мы можем рассмотреть и отнести к той или иной области развития или жизнедеятельности, далее мы можем определить наличие навыка у ребенка, то как ребенок способен продемонстрировать навык без посторонней помощи и как он его использует этот навык в повседневной жизни.
Рассматривая обычную жизнь ребенка, мы можем увидеть разнообразие проявления навыков из разных областей развития во всех жизненных ситуациях. Давайте разберем такую ситуацию, как например, ситуация «одевание ботинок» покажет нам:
- как ребенок стоит – Д4 мобильность;
- как ребенок выполняет инструкцию мамы «надевай ботинок» — Д2 общие задачи и требования;
- как ребенок понимает последовательность действия – взять ботинок, вставить ногу, засунуть ногу, застегнуть липучку – область Д1 научение и применение знаний;
- если мама рядом и ребенок говорит ей, что он закончил – область Д3 коммуникация и т.д.
Таким образом, мы, как специалисты смотрим на ситуацию всесторонне, не как на что-то разрозненное, а как на совокупность определенных навыков из различных областей, где каждая область играет свою роль и при отсутствии какого то из навыков цепочка действий может развалиться и ситуация может быть не выполнена или выполнена не до конца. Поэтому каждую жизненную ситуацию важно оценивать с профессиональных точек зрения, делать комплексные выводы исходя из индивидуальной ситуации ребенка и семьи.

Основные принципы классификации:
Обеспечение функциональной направленности программ.
Это значит, что те навыки, которые мы будем предлагать осваивать каждому конкретному ребенку будут нужны ему на повседневной основе и обеспечат его социальную включенность и участие в различных ситуациях.
Именно МКФ — «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (International Classification of Functioning, Disability and Health) позволяет специалистам сфокусироваться в реабилитации на функционировании ребенка в повседневной жизни и его социальном участии, те не на каких то абстрактных навыках, которые диктуются нормами развития, а на навыках для каждого конкретного ребенка в зависимости от его потребностей и уровня развития.
В отличие от традиционных дефектологических подходов, где ставятся задачи, типа «развивать слуховое восприятие», «учить складывать разрезную картинку» или «учить рисовать вертикальные линии», функциональный подход сосредотачивается на развитии у ребенка способностей выполнять разные задачи, которые ставятся перед ребенком средой и окружением, в которой он живет. Все эти задачи можно разделить на жизненные сферы, (как мы уже упоминали домены) и точно понимать для чего они нужны ребенку, например:
- в сфере получения и применения знаний, навыки будут необходимы ребенку для игры, общения, творчества и пр.;
- в сфере выполнения задач, простых и сложных, навыки будут необходимы для понимания и выполнения инструкций, управлением своим поведением, адаптации к изменениям в жизни;
- в сфере коммуникации навыки будут необходимы для общения с разными людьми в различных ситуациях для выполнения совместных дел, разделения информации, достижения взаимопонимания;
- в сфере заботы о своем здоровье, навыки нужны в частности для распознавания и сигнализации о факторах, ухудшающих здоровье, таких как боль, голод, усталость, холод;
- в сфере ухода за своим телом навыки потребуются для освоение таких умений, как умывание и мытье рук, чистка зубов, причесывание, одевание-раздевание и пр., помощь в повседневных делах;
- в области мобильности, нам важны навыки для совершения различных движений: крупных, необходимых для поддержания позы во время еды, игры и передвижения в пространстве; мелких, необходимых для ухода за своим телом, творчества, игры и пр.; и тд.
Говоря о программе ранней помощи, мы смещаем фокус с наличия нарушения у ребенка — к его возможностям и способностям, приспособлению окружающей среды для комфорта жизни ребенка и семьи и обучению родителей взаимодействию с ребенком с учетом его особенностей.
Реализация программ помощи в естественной среде.
МКФ помогает реализации вмешательства в ситуациях естественной жизни ребенка с учетом тех факторов, которые окружают ребенка и его семью. Установлено, что маленькие дети учатся лучше, когда они могут практиковать новые навыки в рамках той деятельности, в которой они будут их использовать, а не в специально созданных учебных ситуациях, которые не представляют для ребенка реальной жизненной проблемы (R.A. McWilliam «Routines-Based Early Intervention: supporting young children and their families», Brookes Publishing 2011).
Мы знаем, что для развития и закрепления того или иного навыка ребенку необходима постоянная тренировка. Если ребенок учится ходить, мы не можем научить его этому, давая ему пройти 1 метр в течение дня, а далее помещать его в маленький манеж. Для развития навыка ходьбы ребенок должен самостоятельно перемещаться по разным поверхностям многократно в течение дней, а то и месяцев.
Конечно, максимальные возможности для тренировки любого навыка дает нам то место, где ребенок проводит наибольшее количество времени — его квартира, дом, детский сад, улица и тд. Если мы будем ограничивать ребенка специально созданными условиями реабилитационного центра, то тем самым мы просто задержим его развитие и потеряем время. Говоря по другому, предоставление услуг ранней помощи должно происходить в типичных повседневных активностях ребенка, что увеличивает количество возможностей для его обучения.

МКФ способствует обеспечению семейно-центрированного подхода в ранней помощи.
Ранняя помощь обеспечивает участие семьи и направлена на повышение компетентности семьи в вопросах развития ребенка. В отличие от экспертной модели, где специалист выдает четкие инструкции для клиента и требует их точного выполнения, в ранней помощи используется консультативная модель, где специалист делится своими знаниями с семьей и предлагает семье попробовать те или иные стратегии по развитию своего ребенка.
Таким образом, знания специалиста направлены не на прямое обучение ребенка, а на формирование способностей у окружающих его взрослых учить ребенка в повседневной жизни. Задача специалистов, заключается в том, чтобы направлять действия родителей, с учетом их индивидуальных повседневных жизненных ситуаций, пожеланий и условий.
Специалисты, которые обеспечивают реализацию программы, опираются на понятия, которые как раз вводит нам МКФ: активность и участие членов семьи. «Участие» это проявление вовлеченности и заинтересованности членов семьи в процесс развития своего ребенка. И тут конечно важна частота и интенсивность.
Маленький ребенок живет и развивается не сам по себе, а в системе под названием семья. От того, как окружающие люди будут понимать потребности и возможности ребенка и будет зависеть способность ребенка учиться.
Так, если родители видят ребенка неспособным и будут стараться сделать какие-то простые вещи за него, это приведет к уменьшению участия ребенка и возрастанию у него чувства некомпетентности, что будет мало способствовать его развитию. И наоборот, когда родители воспринимают ребенка как умелого, они помогают ребенку учиться и справляться даже со сложными задачами. А естественная жизнь обеспечивает возможности регулярного повторения тех или иных задач для малыша. Таким образом использование рутин помогает закрепить навык, а родители помогают вовлечь ребенка и добиться его успеха.
Итак, мы с вами поняли, что МКФ это не просто набор каких то кодов и абстрактных понятий. Международная классификация — это прекрасный действенный практический инструмент в руках клинициста.
Понимая логику и структуру МКФ, клинический специалист не запутается и не упустит из вида ни один важный фактор, что неминуемо приведет к успеху программы.
Таким образом МКФ является базой практической работы специалиста по ранней помощи детям и их семьям и задает структуру эффективного клинического мышления специалиста.
Автор статьи: Ермолаева Евгения, клинический психолог, исполнительный директор Ассоциации ранней помощи
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.
Курсы по теме:
- онлайн
- 40 ак.ч.
- 39 900 рублей
- Удостоверение о повышении квалификации