Плюсы и минусы использования дистанционного формата для оказания услуг ранней помощи детям и их семьям

Дистанционная ранняя помощь — не просто альтернатива очным встречам, а современный формат поддержки семей с детьми. В статье вы узнаете, какие плюсы и минусы есть у онлайн-консультаций, что говорят родители и специалисты, и как этот подход помогает быть рядом с семьёй даже на расстоянии.

Дистанционная ранняя помощь.Опыт специалистов и семей

Ранняя помощь детям и семьям – это система поддержки семьи в самое уязвимое для нее время. Помощь должна быть своевременной, тогда, когда она нужна семье. Но что делать, если семья живет далеко от центра ранней помощи, или ребенок длительно болеет, или у семьи нет транспортных возможностей? Дистанционный формат предоставления услуг ранней помощи начал наиболее активно применяться в период пандемии и в настоящее время его используют для консультирования родителей, для проведения оценочных процедур, для коучинга родителей.

Попробуем разобраться, в чем же преимущества дистанционного формата работы, а что может стать серьезным препятствием для дальнейшего развития онлайн-консультирования в сфере ранней помощи.

Рассмотрим «плюсы» и «минусы» с позиций участников консультирования: ребенок и семья, специалисты службы ранней помощи. Приводя примеры, обобщим опыт дистанционной работы в рамках проекта «Доступная ранняя помощь детям и их семьям» группы специалистов из г. Санкт-Петербург, Чебоксары и Ярославль.

Дистанционная ранняя помощь

Как онлайн-консультации помогают адаптировать среду под нужды ребёнка

Множество родителей действительно вдохновилось возможностью не выезжать с маленьким ребенком в новые незнакомые для него места. Посещение службы ранней помощи связано с длительными поездками (для Санкт-Петербурга это связано с пробками, а в других регионах России – с большими расстояниями, зачастую служба ранней помощи одна на весь регион). Особенно это преимущество оценили многодетные семьи, в которых родители вынуждены осуществлять уход сразу за несколькими детьми и планировать их перемещение в течение дня. Также семьи, не имеющие личного транспорта для перемещения с маленьким ребенком, активно взялись за совместную онлайн-работу.

За счет экономии времени на поездках увеличился интервал временных возможностей для онлайн встречи со специалистом. Если запланировано интервью с родителями или обсуждение программы, на которых присутствие ребенка не обязательно, эту процедуру стало возможным осуществить во время дневного сна.

Во время консультации у родителей появилась прямая возможность познакомить специалиста с условиями жизни ребенка, расположив камеру таким образом, чтобы специалист видел, где обычно ребенок играет, кушает, переодевается, как спланировано пространство для тех или иных рутин. Например, родители отмечают трудности у ребенка во время переодевания (ребенок не может самостоятельно надеть части одежды: трусы, штанишки, ботинки). Во время консультации специалист отметил, что среда, в которой происходит процесс переодевания, требует адаптации: ребенка одевают стоя, так как по близости нет детского стульчика, но его моторные навыки пока развиты не так качественно, чтобы он мог удерживать равновесие, стоя на одной ноге, и при этом надевать штаны. При изменении домашней среды процесс обучения ребенка новым навыкам занял у родителей около двух недель. Множество таких примеров из различных областей развития ребенка, дает нам повод предположить, что дистанционная консультация стала современной альтернативой домашнему визиту.

Как со стороны родителей, так и со стороны педагогов упростился процесс обмена информацией: опросниками, книгами, видео, ссылками на полезные источники и материалы. Специалисты отметили большой ресурс дистанционного формата взаимодействия в том, что уже в процессе консультации можно передать родителю необходимое изображение или ссылку (адаптивная продукция, подходящие по уровню развития ребенка игрушки, карточки для коммуникации, изображение правильного позиционирование и пр.)

Станьте востребованным специалистом ранней помощи! Освойте трансдисциплинарный подход и научитесь помогать детям и семьям комплексно и эффективно. Онлайн и очное обучение, диплом установленного образца.

Специалисты начали осваивать различные онлайн-платформы и ресурсы совместного использования документов, например гугл-диск. Если семья заполняет дневник или ведет ежедневные наблюдения за поведением ребенка, специалист может заранее, перед консультацией ознакомиться с результатами работы родителей в течение недели, подготовиться к предстоящей встрече с новыми рекомендациями и вопросами, а также отметить степень включенности семьи или ее готовность к совместной работе. Даже незаполненный опросник будет для специалиста пищей для размышлений относительно темы следующей консультации: конкретизация запроса семьи, уточнение сложностей и вопросов, пошаговые рекомендации с примерами – все это мы можем продумать при наличии незаполненного бланка/опросника. Таким образом, процесс получения обратной связи и изменения тактики в работе с семьей заметно оптимизируется благодаря таким платформам.

В дистанционной сессии могут участвовать все члены семьи, проживающие с ребенком, а также есть возможность записывать встречи со специалистом, чтобы их можно было просмотреть еще раз или показать родителю, отсутствовавшему на момент сессии. В нашей практике случались ситуации, где за ребенком осуществляют уход по очереди оба родителя, работающие посменно, и только один из них может единовременно участвовать в сессии. Родители регулярно вели запись консультаций, чтобы пересмотреть их, вернувшись с работы, и быть в курсе темы обсуждения на следующей встрече со специалистом.

В случае обсуждения целей программы помощи, результатов оценки ежедневных жизненных ситуациях или разбора стратегий поведения взрослого во время обучающих игр с ребенком, часто необходимо чем-то занять самого ребенка и сконцентрироваться на разговоре со специалистом. Наличие дома помогающего взрослого (бабушки, тети, старшего брата\сестры) заметно упростило для родителей процесс переключения внимания с ребенка на общение со специалистом. На очной консультации зачастую может присутствовать только один член семьи и встает вопрос, как организовать ребенка, чтобы специалист и родитель могли вести беседу.

дистанционная консультация

Отмечая положительные стороны, касающиеся технологии работы службы ранней помощи, все специалисты единогласно отмечают общую положительную динамику – родители приобрели максимальную возможность проявить активность во взаимодействии со своим ребенком, не перекладывая ответственность за развитие и «коррекцию» на специалистов. Родителям приходится брать инициативу в свои руки, так как пропадает привычная установка «привел ребенка и отдал специалисту». Родителям приходится выполнять рекомендации, потому что специалист не может это сделать за них. Результаты не заставляют себя долго ждать. Достаточно быстро такая активная позиция начинает приносить свои плоды, родители начинают ощущать себя более компетентными и уверенными в собственных силах, а процесс онлайн-встреч становится настолько комфортным, что при возможности перейти на очный формат, многие семьи предпочитают оставаться в дистанционном.

Специалисты, в свою очередь, отрабатывают важные профессиональные навыки не только в умении взаимодействовать с ребенком, но и в умениях мотивировать ухаживающих взрослых, структурировать информацию для родителей, выстраивать с ними качественный и продуктивный диалог, обучать новым навыкам игры с ребенком: обучают взрослых развивать детей.

Поговорив о позитивных моментах, связанных с приходом дистанционного консультирования в нашу жизнь, стоит обсудить также ряд препятствий, которые удается преодолеть не всем специалистам и семьям. Однако, на наш взгляд, эти препятствия стоит рассматривать скорее не как аргументы «против», а как «зону ближайшего развития» для системы дистанционного оказания услуг ранней помощи.

Самым главным препятствием в развитии дистанционного формата является низкая технологичность некоторых районов проживания семей. К сожалению, не у всех семей, нуждающихся в услугах ранней помощи, есть доступный интернет и устройства для связи со специалистами. Некоторым семьям приходится пользоваться помощью соседей или выходить на связь с места работы. У некоторых семей отсутствует электронная почта или нет возможности скачать и распечатать дневники/опросники/рекомендации. Частой проблемой является невозможность отснять видеоматериалы, необходимые специалистам для анализа домашней среды или навыков ребенка: память на телефоне перегружена, съемки плохого качества, трудности с передачей или демонстрацией видео специалистам. В связи с этим, специалист может недополучить часть информации, касающейся трудных ситуаций, возникающих дома, неверно оценить уровень развития ребенка.

Со стороны специалистов также часто возникают технические трудности: нехватка компьютеризированных рабочих мест, отсутствие пространства для дистанционной консультации или нестабильный интернет, неуверенность в использовании документов, интернета, программ и новых платформ. Важно учесть, что от готовности как специалистов, так и семей, осваивать новые ресурсы, зависит качество и продуктивность совместной работы.

Еще одной трудностью является невозможность проведения некоторых этапов предоставления услуг ранней помощи в дистанционном формате, например, пока что возникают существенные сложности в оценке развития ребенка онлайн: некоторые моменты родителям не удается заснять на видео или продемонстрировать во время консультации, а ответить на вопросы специалистов о наличии или отсутствии у ребенка того или иного навыка они затрудняются. Многие процедуры дифференциальной диагностики и оценочных процедур невозможно провести онлайн, их приходится откладывать или планировать в отдельные день и время (например, оценка слуха, оценка кормления, дифференциальная диагностика аутизма). К сожалению, данных, полученных специалистами через экран монитора, всегда будет мало для составления качественного заключения о наличии или отсутствии у ребенка трудностей и нарушений.

В процессе обучения и родители, и специалисты сталкиваются со следующей проблемой: у родителей зачастую не получается скорректировать процесс обучения ребенка навыку без соответствующего образца педагога, ведь процесс научения через подражание свойственен не только детям, но и взрослым. В такие моменты мы наиболее остро ощущаем ограничения, в которых оказываемся во время дистанционной работы. Сейчас в работе мы используем большое количество альтернатив, перечисленных выше, но действительно, проще один раз показать, чем много раз объяснять одно и то же без предоставления эталонного образца (подсказок, времени ожидания ответа, правильного позиционирования и пр.).

Многие родители и специалисты жалуются на неудобство дистанционного формата, так как привыкли к регулярным очным встречам, на которых гораздо быстрее налаживается контакт между специалистом и семьей, выстраиваются доверительные отношения между всеми участниками процесса. Но зачастую эмоциональный контакт между участниками дистанционного консультирования становится более стабильным, когда все стороны взаимодействия начинают видеть прогресс в развитии ребенка и улучшении детско-родительских отношений.

Таким образом, дистанционный формат оказания услуг стал для нас новой ступенью развития ранней помощи, сделал ее более доступной и созвучной основным целям и принципам. На трудности, возникающие на пути развития такого формата работы, ни в коем случае не стоит закрывать глаза, но преодоление этих трудностей будет для нас следующим шагом в улучшении качества нашей работы.

Автор статьи: Антохина Ксения Юрьевна, АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», педагог-психолог

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее