Показания и противопоказания метода PROMPT

Метод PROMPT — инновационный подход в логопедии для коррекции речи через тактильное воздействие. Узнайте, кому подходит этот метод, какие нарушения он помогает исправить и в каких случаях его использование может быть ограничено

PROMPT (Prompts for Restructuring Oral Muscular Phonetic Targets) — это инновационный метод логопедии, основанный на тактильно-кинестетическом подходе. Инновационность его в том, что коррекция направлена не на то, как речь звучит, а на то, какие движения совершают органы артикуляции во время попытки произнесения звуков. Такой подход стал возможен благодаря созданию в конце прошлого века подробной иерархии моторно-речевого онтогенеза (Deborah Hayden). Зная, в какой последовательности ребенок совершенствует моторику артикуляции, мы можем помочь ему продвинуться на следующий уровень или сформировать самые первые навыки, необходимые для речи. 

метод промт в логопедии

В чем уникальность метода?

В основе метода лежит использование тактильных подсказок, которые помогают пациенту контролировать движения артикуляторных органов (губ, языка, челюсти) для формирования правильного произношения слов и фраз. Приведем пример из практики: девушка 17-лет с синдромом Дауна пришла с мамой на консультацию с просьбой улучшить качество речи. В речи отсутствует несколько групп звуков: заднеязычные, свистящие, шипящие, соноры, несмотря на многолетние занятия с логопедом. Как можно улучшить звучание и разборчивость речи без неподъемной звукопостановки и автоматизации? Анализ моторной-речевой системы девушки показал трудности с раскрытием нижней челюсти, что давало носовой оттенок голоса (ведь если воздух не может в полной мере выйти через рот, он будет выходить через нос). Также была отмечена сниженная амплитуда движения губно-лицевых мышц (лабиализация, ретракция), что также снижало разборчивость речи из-за потери смыслоразличительной функции гласных. Проработав эти базовые уровни уже, можно добиться улучшения качества жизни человека, ведь при медленном темпе речи, четком произнесении гласных в слове, имея парочку согласных и контекст, многие слова уже будут угадываться, что улучшит коммуникацию с другими людьми. 

PROMPT также отличается от традиционных методов тем, что интегрирует тренировку моторных навыков, сенсорного восприятия и когнитивно-языковых процессов. Последняя из его отличительных особенностей – универсальность.  PROMPT позиционируется как метод коррекции моторных речевых нарушений, к которым относятся и диспраксия и дизартрия. 

тренировка моторных навыков

Как работает метод PROMPT? 

Метод PROMPT основывается на трех ключевых принципах: 

  • Тактильное воздействие. Логопед руками направляет движения мышц лица, помогая пациенту почувствовать и понять, как должны двигаться губы, челюсть и язык для правильного произношения. 
  • Функциональность. В отличие от механической отработки отдельных звуков, PROMPT нацелен на практическое применение речи в словах, фразах и предложениях, что ускоряет процесс интеграции речи в повседневные ситуации. 
  • Моторное обучение. Повторение движений способствует закреплению навыков на уровне моторной памяти, что ведет к улучшению качества речи. Логопед подбирает подсказки на основе оценки речи пациента и его индивидуальных потребностей. Процесс включает постепенное уменьшение подсказок по мере того, как пациент осваивает навыки. Этот метод особенно эффективен для детей с моторными нарушениями и нарушениями планирования речи, такими как диспраксия. 
логопедические диагностики речевых нарушений

Какие речевые нарушения корректируются с помощью метода PROMPT? 

Показания для применения метода PROMPT, который доказал свою эффективность при коррекции следующих нарушений: 

  1. Диспраксия — пациенты учатся отстраивать, планировать и координировать движения для произнесения слов и фраз. 
  2. Дислалия — ускорение запоминания верных артикуляционных укладов благодаря направленному воздействию на мышцы. 
  3. Фонологические нарушения — коррекция ошибок, связанных с заменой или пропуском звуков за счет дополнительного канала обратной связи при коррекции неверного звучания. 
  4. Дизартрия — при нарушении иннервации тактильные ощущения — это мощная подсказка, помогающая улучшить контроль над напряжением или расслаблением мышц. 
  5. Нарушения речи у детей с РАС — тактильный канал обратной связи помогает ученикам удерживать внимание на ситуации общения, а функциональный подход позволяет сразу обобщать речевые навыки в ситуациях реального общения.  
  6. PROMPT также помогает взрослым с нарушениями речи вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы. Логопедическая терапия с применением этого метода улучшает контроль моторики, четкость речи и повышает уверенность пациента в общении. 
 метод PROMPT показания

Противопоказания для использования метода

Несмотря на эффективность метода PROMPT, существуют случаи, при которых его применение может быть ограничено или противопоказано: 

  1. Отсутствие готовности к физическому контакту. Метод предполагает тактильное воздействие на лицо и рот, что может вызывать дискомфорт у некоторых пациентов, особенно у детей с повышенной чувствительностью. О том, как подготовить ребенка к переходу к тактильным методам у Института Раннего Вмешательства есть отдельный мини-курс «Мануальные и инструментальные методы работы логопеда». 
  2. Сильные когнитивные нарушения. PROMPT требует определенного уровня восприятия и понимания инструкций, поэтому его эффективность может быть снижена у пациентов с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. 
  3. Неврологические заболевания в острой стадии. Например, при активных проявлениях эпилепсии или после инсульта до стабилизации состояния. 
  4. Орофациальные аномалии. Некоторые структурные нарушения ротовой полости могут потребовать предварительного медицинского вмешательства. 
  5. Поведенческие нарушения, которые мешают выполнению инструкций и участию в терапевтическом процессе. В таких случаях перед началом терапии требуется тщательная диагностика и подбор альтернативных методов коррекции речи. 

Метод PROMPT является эффективным инструментом коррекции речи у детей и взрослых с различными нарушениями. Благодаря тактильному воздействию, моторному обучению и функциональному подходу он позволяет достигать значительных улучшений в артикуляции и моторном контроле речи. Однако для успешного применения метода необходимо учитывать противопоказания и индивидуальные особенности пациента, а терапию должен проводить специально обученный логопед.

Автор статьи: Ершова Екатерина, логопед, специалист по коммуникации.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

СДВГ: комплексный подход к диагностике

СДВГ: как развивать исполнительные функции

Практические приемы: как помочь ребенку с СДВГ развить навыки планирования и организованности

Начало: 20 января 2025

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее