Услуги ранней помощи всегда предоставляются командой, в которую могут входить один или несколько специалистов и родители. Например, команда для ребенка с серьезными нарушениями коммуникации может состоять из специалиста по ранней детской коммуникации, специалиста ранней помощи (трансдисциплинарного) и родителей ребенка. Как они будут взаимодействовать между собой? Как будет строиться работа по достижению целей для ребенка?
Остановимся для нашего примера на такой цели, как «ребенок использует простые жесты (дай, еще, да, нет, всё, пока-пока) во время разных повседневных дел». Специалист по коммуникации встречается с семьей на обучающих сессиях 1 раз в неделю в своем кабинете и учит ребенка использовать жесты, а маму – создавать ситуации, где ребенку необходимы эти жесты, и тому, как помогать ребенку их использовать. Обычно обучающие сессии таких специалистов длятся 1-2 часа в неделю, поэтому большая часть обучения ребенка выполняется родителями дома без присутствия специалиста.

Однако родители, не являясь специалистами, задаются вопросом, а как они могут продолжать и поддерживать обучение ребенка дома после окончания обучающей сессии. Уже вышло большое количество исследований, в которых указывается, что именно естественные ежедневные события предоставляют ребенку огромное количество обучающих возможностей.
В таблице ниже можно увидеть эту статистику, например родители, меняя ребенку подгузник 6-8 раз в день, могут поиграть с ребенком 2 раза в «ку-ку». Таким образом за 365 дней родители обеспечат ребенку 4-5 тысяч обучающих возможностей. Если родители будут менять игры и поиграют в «ладушки» или «козу рогатую», или «полетели-полетели», репертуар усвоенных ребёнком навыков будет постепенно расширяться. Всего 4 рутины в день 365 дней в году создают 8 395 – 12 045 обучающих возможностей:
6-8 раз в деньсмена подгузника | 2 игры в «ку-ку»в это время | 365дней в году | 4 380 – 5 840обучающих возможностей за год |
3 раза в деньеда или перекус | 1-2 раза за едуребенок обращается с просьбой | 365дней в году | 1 095 – 2 190обучающих возможностей за год |
1 раз в деньпоиграть 10 минут | 2-3 раза за игруребенок повторяет звуки или слова | 365дней в году | 730 – 1 095обучающих возможностей за год |
1 раз в деньпрогулка | 3-4 раза за прогулкуребенок показывает или называет предметы | 365дней в году | 2 190 – 2 920обучающих возможностей за год |
Для того, чтобы помочь родителям интегрировать обучение ребенка в повседневную жизнь в работу включается специалист ранней помощи. Его задача изучить индивидуальную программу ребенка, взять консультацию у специалиста по коммуникации и начать реализовывать программу на основе взаимодействия с семьей. Как правило специалист ранней помощи совершает несколько домашних визитов, чтобы провести оценку ежедневных рутин, выявить, какие из них протекают легко, с активным участием ребенка и большим количеством общения между ребенком и родителями. Такие рутины дают ребенку повседневный опыт, в котором ребенок проводит много времени, взаимодействуя с людьми и различными предметами. Это могут быть такие рутины, как подготовка ко сну, прием пищи, чтение книг, купание, прогулка, переодевание.
Специалист включается в эти рутины, чтобы помочь родителям овладеть искусством обучения ребенка внутри них. Наиболее подходящей стратегией является структурированно записать информацию, перечислив все рутины, которые будет использовать семья, а затем наметить стратегии, которые можно использовать для обучения ребенка, так, как сделано в таблице ниже:
Рутины | Коммуникация | Мелкая моторика | Крупная моторика | Познание |
Еда | Использовать разные жесты: ещё, дай, всё | Хватать пальцами кусочки еды, доносить их до рта, брать руками – чашку | Вставать и стоять у стульчика, сидеть ровно | Поиграть с едой, рисовать пальцами, поиграть в ку-ку |
Смена подгузника | Называть и находить части тела | Расстёгивать липучки подгузника, открывать и вытаскивать салфетки, открыть банку с кремом | Перевороты на живот и обратно, переход к положению сидя, стоять у опоры | Рассказать, что будет сначала, что потом, что нужно |
Участие в стирке одежды | Выполнять указания: дай это, потом это | Снять или надеть носки, нажать нужную кнопку, повернуть ручку | Стоять у корзины, открыть крышку, бросить носки в корзину | Определить и разобрать предметы: носки, штаны, футболка, трусики |
Этот процесс называется встраиванием обучающих стратегий в повседневную рутину. При достаточной практике и поддержке родителей такое обучение может стать естественной частью повседневной жизни семьи.

Далее можно познакомиться с несколькими примерами, того, как можно использовать самые разные рутины
Когда ребенок проснулся:
- Помогите ему узнать части тела, названия одежды, последовательность (сначала надеваем один носок, затем второй и т. д.)
Во время еды:
- Опишите текстуру, вкус, цвет, противоположности (горячий/холодный, мягкий/твердый)
- Поощряйте ребенка использовать ложку, чашку или пальцы
Время подготовки ко сну:
- Почитайте книжки
- Поговорите о прошедшем дне
- Спойте колыбельную, послушайте вместе музыку
Время работы по дому:
- Позвольте ребенку вам помочь, он может подобрать игрушки, одежду, выбросить мусор, вытереть стол и т. д.
Время купания:
- Научите ребенка следовать указаниям: налить воды, взять игрушки, помыть себя, назвать предметы
- Спрячьте игрушку под мочалку и попросите ребенка найти ее
Вот несколько советов родителям, как можно развивать навыки во время разных событий
Как можно помочь ребенку учиться и развивать новые навыки на кухне
Мелкая и крупная моторика
Заполните низкий шкаф или полку кухонными предметами, которые безопасны для изучения ребенком, такими как пластиковые миски, венчик, деревянные ложки, пластиковые контейнеры и мерные чашки. Позвольте ребенку самостоятельно исследовать эти предметы и практиковаться в захвате, опорожнении и наоборот укладывании предметов в шкаф.
Когнитивные навыки
Потренируйте ребенка подбирать кастрюли и контейнеры с их крышками. Привлеките ребенка к сортировке кухонных предметов, таких как чашки, тарелки и ложки. Позвольте малышу помочь накрыть на стол и положить одну ложку, чашку или салфетку в каждое место. Попросите ребенка посмотреть на стол и выяснить, каких предметов не хватает для еды.
Языковые навыки
Показывайте и описывайте ребенку, то, что вы делаете, когда готовите или убираете. Введете новую лексику, описывая цвета, текстуры и формы продуктов, которые вы готовите и которые вы пробуете. Используйте слова, которые описывают последовательность действий.
Социально-эмоциональные навыки
Описывайте, как ребенок учится есть, находит предметы на кухне или помогает с приготовлением пищи или уборкой. Это укрепляет его чувство уверенности в своих способностях и гордости за свои достижения.
Как можно помочь ребенку учиться и развивать новые навыки во время стирки

Мелкая и крупная моторика
Положите корзину для белья на пол, позвольте ребенку заползти в корзину и вылезти из нее, чтобы попрактиковаться в координации двигательных движений. Поощряйте ребенка, вставать у корзины, толкать корзину с бельем по полу и использовать корзину для поддержки при ходьбе. Сверните носки в шарики и бросьте их в корзину для белья в качестве игры для развития координации рук и глаз и навыков метания.
Когнитивные навыки
Можно предложить ребенку сортировать белье по различным атрибутам в различных корзинах. Например: «Положи всю папину одежду в синюю корзину, а свою одежду в белую». Попрактикуйте ребенка в подборе носков в пары. Помогите ребенку научиться последовательности, помогая перемещать одежду в процессе стирки из корзины в стиральную машину, потом в корзину для чистого белья.
Языковые навыки
Используйте время стирки, опишите, что происходит в стиральной машине, когда вы добавляете моющее средство или начинается цикл отжима. Введите новую лексику о текстурах, дизайне и цветах одежды, которую вы сортируете.
Социально-эмоциональные навыки
Помогите ребенку научиться соблюдать границы. Объясните, что вы хотите аккуратно хранить сложенное белье. Скажите: «Это корзина сложенного белья. Спасибо, что оставил его сложенным и аккуратным».
Как можно помочь ребенку учиться и развивать новые навыки во время переодевания

Мелкая и крупная моторика
Одеваться — это повседневное занятие, которое полно возможностей для работы над результатами EI. Раздеться для ванны, надеть теплую одежду для игры на улице и переодеться с пижамы на дневную одежду — это возможности практиковать навыки. В эти моменты ваш ребенок наблюдает, пробует новые физические навыки и разговаривает с лицами, осуществляющими уход. Вот несколько способов, которыми вы можете помочь вашему ребенку научиться и развить новые навыки во время этой повседневной рутины.
Мелкая и крупная моторика
Поощряйте ребенка расстегивать и застегивать кнопки, пуговицы и молнии. Ребенок в это время использует крупные мышцы и развивает навыки моторного планирования. Помогите ребенку потренироваться засунуть руки в рукава и балансировать, когда он надевает штаны.
Когнитивные навыки
Практикуйте когнитивные навыки, такие как сортировка, понимание своего тела, пространства и сопоставления. Помогите ребенку найти подходящие носки, подбирать вещи по цвету, запомнить последовательность, ориентироваться в право-лево, одежда для лета или для зимы и т.д. «Ошибайтесь» и посмотрите, замечает ли ребенок вещи, которые не принадлежат ему, например, наденьте ему ваши варежки.
Языковые навыки
Называйте предметы одежды, используйте описательные слова для цветов и текстур предметов, а также опишите узоры и картинки на одежде. Введите такие слова, как наверх, под, когда вы надеваете предметы одежды. Помогите ребенку попрактиковаться в следующих инструкциях: «Найдите мамины сапоги у двери и принесите их».
Социально-эмоциональные навыки
Возможность одеваться дает чувство выполненного долга и гордости. Хвалите ребенка, когда он пытается одеться. Скажите: «Хорошо, что ты надел обувь на ноги». Пусть ребенок решит, что надеть. Спросите: «Ты хочешь рубашку с точками или полосками?»
Автор статьи: Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО СПБ ИРАВ, клинический психолог
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.