Приём пищи — это одна из самых важных жизненных активностей. Она не только обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, но и способствует социальному взаимодействию и развитию определенных навыков. Однако, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (ТМНР) процесс приёма пищи может быть полон трудностей. Сегодня мы и поговорим об особенностях и сложностях, возникающих в этой рутине, а также порассуждаем над практическими стратегиями для улучшения приёма пищи у таких детей.
Трудности приема пищи у детей с ТМНР
Дети с ТМНР сталкиваются со множеством трудностей при приёме пищи. Они могут быть связаны как с физическими, так и с когнитивными или сенсорными особенностями ребенка. Физические особенности могут включать проблемы с координацией движений, слабостью мышц или трудностей с жеванием и глотанием. Когнитивные особенности могут проявляться в недостаточной способности понимать как протекает процесс еды и что для этого нужно.
Сенсорные проблемы также играют важную роль: некоторые дети могут быть излишне чувствительны к виду, текстуре, вкусу, запаху или температуре пищи. Это может привести к отказу от определённых продуктов или к избирательному питанию, что в свою очередь может вызвать дефицит необходимых питательных веществ. Важно понимать, что каждый ребенок и его ситуация уникальны, и поэтому подход должен быть индивидуальным.
Оценка состояния ребёнка перед началом работы
Перед тем как мы начинаем работу по улучшению приёма пищи, необходимо тщательно оценить состояние ребёнка. А именно, необходимо провести ряд оценок:
- Медицинская: консультация с врачом поможет выявить физические и функциональные ограничения, связанные с приёмом пищи, такие как наличие аллергий, неперносимостей, некачественную работу органов ЖКТ, проблемы с жеванием или глотанием.
- Оценка сенсорной интеграции: понимание того, какие текстуры, вкусы и ароматы предпочитает ребёнок, поможет создать более комфортную среду для еды. И как он, в общем, реагирует на окружающую его обстановку, чтобы уметь сосредоточиться на процессе питания. Наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя во время еды, может дать представление о том, какие факторы вызывают стресс или дискомфорт.
- Оценка социальных навыков: важно учитывать уровень социализации ребёнка во время приёма пищи, так как это может повлиять на его желание участвовать в совместных трапезах. Такой подход к оценке состояния ребенка позволит разработать индивидуальный план работы с ним, так как он является комплексным и учитывает все аспекты состояния здоровья и особенностей ребёнка.
Создание благоприятной среды для приёма пищи
Создание комфортной и безопасной среды для приёма пищи является важнейшим аспектом успешной работы. И вот несколько рекомендаций:
- Спокойная обстановка: место для еды должно быть свободно от лишних раздражителей — громких звуков, яркого света или резких запахов. Это поможет ребёнку сосредоточиться на процессе еды.
- Режим приема пищи: регулярный график приёмов пищи создаст предсказуемость и поможет ребёнку лучше подготовиться к еде.
- Использование визуальных подсказок при необходимости: Визуальные расписания или карточки с изображениями блюд могут помочь ребёнку понять, что именно он будет есть, и снизить уровень тревожности.
- Комфортная мебель: стулья и столы должны подходить по размеру и обеспечивают удобное положение для ребёнка. При необходимости можно использовать специальные приспособления для поддержки.
Стратегии и методы улучшения приема пищи у детей с ТМНР
Существует множество стратегий и методов, которые могут помочь улучшить процесс приёма пищи у детей с ТМНР:
- Постепенное введение новых продуктов: начинать с небольших порций новых продуктов и постепенно увеличивать их количество. Это снижает уровень стресса и дает возможность ребёнку привыкнуть к новому вкусу или текстуре.
- Игры с едой: использовать игровые элементы, чтобы сделать процесс еды более увлекательным. Например, можно предложить ребёнку создать «еду» в виде фигурок или персонажей.
- Моделирование поведения: показать ребёнку, как правильно есть, могут помочь родители или другие дети. Совместные трапезы – отличный способ научить ребёнка нормам поведения за столом.
- Использование адаптированных инструментов: специальные ложки, вилки или тарелки могут облегчить процесс еды для детей с особенностями.
- Положительное подкрепление: хвалить ребёнка за успехи во время еды, даже если они небольшие. Это повышает его мотивацию и уверенность в себе.
- Учет индивидуальных предпочтений: помним о предпочтениях ребёнка. Если он не любит определённые продукты, стараемся находить альтернативы или предлагать их в другой форме (например, для начала, в виде пюре).
Работа с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями требует терпения, понимания и индивидуального подхода. Применение описанных выше стратегий может значительно улучшить процесс приёма пищи и сделать его более приятным как для ребёнка, так и для его семьи. Важно помнить, что каждый шаг к улучшению — это важное достижение на пути к здоровому питанию и полноценной жизни.
Автор статьи: Семакина Оксана, специальный педагог, специалист по эрготерапии, преподаватель
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.