Практические стратегии для улучшения приёма пищи у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями

Сегодня мы и поговорим об особенностях и сложностях, возникающих в этой рутине, а также порассуждаем над  практическими стратегиями для улучшения приёма пищи у таких детей.

Приём пищи — это одна из самых важных жизненных активностей. Она не только обеспечивает организм необходимыми питательными веществами, но и способствует социальному взаимодействию и развитию определенных навыков. Однако, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (ТМНР) процесс приёма пищи может быть полон трудностей. Сегодня мы и поговорим об особенностях и сложностях, возникающих в этой рутине, а также порассуждаем над  практическими стратегиями для улучшения приёма пищи у таких детей.

Дети с тмнр

Трудности приема пищи у детей с ТМНР

Дети с ТМНР сталкиваются со множеством трудностей при приёме пищи. Они могут быть связаны как с физическими, так и с когнитивными или сенсорными особенностями ребенка. Физические особенности могут включать проблемы с координацией движений, слабостью мышц или трудностей с жеванием и глотанием. Когнитивные особенности могут проявляться в недостаточной способности понимать как протекает процесс еды и что для этого нужно.

Сенсорные проблемы также играют важную роль: некоторые дети могут быть  излишне чувствительны к виду, текстуре, вкусу, запаху или температуре пищи. Это может привести к отказу от определённых продуктов или к избирательному питанию, что в свою очередь может вызвать дефицит необходимых питательных веществ. Важно понимать, что каждый ребенок и его ситуация уникальны, и поэтому подход должен быть индивидуальным.

сенсорное развитие детей с тмнр

Оценка состояния ребёнка перед началом работы

Перед тем как мы начинаем работу по улучшению приёма пищи, необходимо тщательно оценить состояние ребёнка. А именно, необходимо провести ряд оценок:

  • Медицинская: консультация с врачом поможет выявить физические и функциональные ограничения, связанные с приёмом пищи, такие как наличие аллергий, неперносимостей, некачественную работу органов ЖКТ, проблемы с жеванием или глотанием.
  • Оценка сенсорной интеграции: понимание того, какие текстуры, вкусы и ароматы предпочитает ребёнок, поможет создать более комфортную среду для еды. И как он, в общем, реагирует на окружающую его обстановку, чтобы уметь сосредоточиться на процессе питания. Наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя во время еды, может дать представление о том, какие факторы вызывают стресс или дискомфорт.
  • Оценка социальных навыков: важно учитывать уровень социализации ребёнка во время приёма пищи, так как это может повлиять на его желание участвовать в совместных трапезах. Такой подход к оценке состояния ребенка позволит разработать индивидуальный план работы с ним, так как он является комплексным и учитывает все аспекты состояния здоровья и особенностей ребёнка.

как научить ребенка есть

Создание благоприятной среды для приёма пищи

Создание комфортной и безопасной среды для приёма пищи является важнейшим аспектом успешной работы. И вот несколько рекомендаций:

  • Спокойная обстановка: место для еды должно быть свободно от лишних раздражителей — громких звуков, яркого света или резких запахов. Это поможет ребёнку сосредоточиться на процессе еды.
  • Режим приема пищи: регулярный график приёмов пищи  создаст предсказуемость и поможет ребёнку лучше подготовиться к еде.
  • Использование визуальных подсказок при необходимости: Визуальные расписания или карточки с изображениями блюд могут помочь ребёнку понять, что именно он будет есть, и снизить уровень тревожности.
  • Комфортная мебель: стулья и столы должны подходить по размеру и обеспечивают удобное положение для ребёнка. При необходимости можно использовать специальные приспособления для поддержки.

прием пищи у детей

Стратегии и методы улучшения приема пищи у детей с ТМНР

Существует множество стратегий и методов, которые могут помочь улучшить процесс приёма пищи у детей с ТМНР:

  • Постепенное введение новых продуктов: начинать с небольших порций новых продуктов и постепенно увеличивать их количество. Это снижает уровень стресса и дает возможность ребёнку привыкнуть к новому вкусу или текстуре.
  • Игры с едой: использовать игровые элементы, чтобы сделать процесс еды более увлекательным. Например, можно предложить ребёнку создать «еду» в виде фигурок или персонажей.
  • Моделирование поведения: показать ребёнку, как правильно есть, могут помочь родители или другие дети. Совместные трапезы – отличный способ научить ребёнка нормам поведения за столом.
  • Использование адаптированных инструментов: специальные ложки, вилки или тарелки могут облегчить процесс еды для детей с особенностями.
  • Положительное подкрепление: хвалить ребёнка за успехи во время еды, даже если они небольшие. Это повышает его мотивацию и уверенность в себе.
  • Учет индивидуальных предпочтений: помним о предпочтениях ребёнка. Если он не любит определённые продукты, стараемся находить альтернативы или предлагать их в другой форме (например, для начала, в виде пюре).

Работа с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями требует терпения, понимания и индивидуального подхода. Применение описанных выше стратегий может значительно улучшить процесс приёма пищи и сделать его более приятным как для ребёнка, так и для его семьи. Важно помнить,   что каждый шаг к улучшению — это важное достижение на пути к здоровому питанию и полноценной жизни.

Автор статьиСемакина Оксана, специальный педагог, специалист по эрготерапии, преподаватель

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Успей оставить заявку с выгодой до 50%
на курсы 2025 года:

✔ Специалист в сфере ранней помощи (проф. переподготовка)
✔ Практика применения диагностической методики ADOS-2
✔ Применение метода сенсорной интеграции
✔ Работа с нарушениями пищевого поведения у ребенка с РАС

ТОЛЬКО C 19 ПО 23 НОЯБРЯ 18:00 МСК!

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее