Работа с тревожными родителями: как специалист ранней помощи может помочь снизить уровень родительского стресса и тревоги

Родители детей с особыми потребностями часто сталкиваются с тревогой и стрессом, что отражается на качестве жизни всей семьи и развитии ребенка. Как специалисты ранней помощи могут помочь родителям преодолеть эти трудности? Читайте о ключевых подходах, включая активное слушание, планирование работы и профессиональную поддержку.

В каком эмоциональном состоянии находятся родители детей с особыми потребностями?

Эмоциональное состояние родителей маленьких детей находится под влиянием множества факторов. Разумеется, оно напрямую связано со здоровьем и развитием ребенка.

Родители детей с нарушениями развития и особыми потребностями чаще пребывают в состоянии тревоги и стресса (как продемонстрировало, например, исследование Д. Дизинингрум в 2023 году и Си в 2020 году), а также у них выше риск депрессии по сравнению с родителями нормотипичных детей.

работа с тревожными родителями

Такая тенденция, в свою очередь, негативно влияет на качество жизни семьи, ее функционирование, а также приводит к негативным последствиям в психологическом состоянии и развитии ребенка. Таким образом, трудности нарастают как снежный ком: нарушения развития у ребенка и связанные с ними сложности провоцируют стресс и тревогу родителей, которые, в свою очередь, влияют на качество взаимодействия, ухода, поддержки, которые родители могут обеспечить для своего ребенка. Все это приводит к дальнейшему усугублению трудностей в развитии и функционировании ребенка, а значит, и в психологическом состоянии родителей.

Поэтому специалистам, оказывающим помощь семье, важно учитывать фактор состояния родителей как важнейший в своей работе и влияющий на эффективность всех терапевтических воздействий. Это особенно актуально для специалистов, работающих с маленькими детьми, поскольку родители таких детей часто еще не успевают найти подходящие стратегии для справления со своим стрессом и для регуляции факторов, его провоцирующих. И специалисты могут значительно помочь им в этом.

Обратите внимание на наши обучения в разделе Методы работы с родителями.

Что вызывает родительскую тревогу?

Разумеется, само по себе наличие у ребенка нарушений развития является значительным стресс-фактором для мамы, папы или других членов семьи. Однако на то, насколько успешно у родителей получится справиться с этим стрессом, влияет еще множество показателей. Среди них, например, следующие:

  • Финансовые условия. Качественная помощь ребенку с нарушениями развития сопряжена с финансовыми затратами. Даже если все основные потребности ребенка обеспечиваются при полной социальной поддержке (например, бесплатные занятия, медикаменты по рецепту, выданное оборудование и материалы), ограничение функционирования ребенка связано с непрямыми финансовыми потерями семьи — например, мама, которая в других условиях могла бы продолжить работать после исполнения ребенку возраста 3 лет, вынуждена все свое время посвящать ребенку вплоть до достижениями им школьного возраста.
  • Степень неопределенности, связанной с самим диагнозом ребенка, вероятностью того, что трудности и симптомы полностью пройдут, а также относительно будущего ребенка и его жизни в целом.
  • Наличие и степень тяжести нежелательного поведения у ребенка, такого как агрессия и истерики: такое поведение вызывает сильное беспокойство, усталость, раздражение родителей и служит заметным источником стресса.
  • Социальная поддержка. Когда у родителей есть поддержка специалистов, расширенной семьи, близких и друзей, которым они доверяют и чье мнение их важно, а также есть согласованность во взглядах на трудности ребенка и план их преодоления внутри семьи, родителям значительно проще справиться со своими сложными чувствами и перейти от переживаний к действиям.
  • Стратегии справления с трудностями у ребенка, а также со своим эмоциональным состоянием. Такие стратегии обычно вырабатываются со временем, зачастую с помощью специалистов, и в дальнейшем упрощают жизнь семьи.

Что может сделать специалист, чтобы упростить ситуацию для родителей

советы тревожным родителям

Как уже было упомянуто выше, особенности взаимодействия со специалистом, осуществляющим помощь ребенку и семье, имеют значительное влияние на состояние родителей. Поэтому любой специалист может внести свой вклад в их поддержку, даже если он не является психологом. Далее мы обсудим несколько стратегий, техник и принципов для применения специалистом, которые помогут родителям почувствовать себя более уверенно и спокойно.

  1. Безоценочность и признание «легальности» чувств взрослого.

Родители, находящиеся в состоянии тревоги и эмоционального истощения, могут быть не самыми простыми клиентами. Они могут задавать очень много вопросов, беспокоить специалиста в нерабочее время, сомневаться в его словах, или, наоборот, вести себя безучастно, пассивно, как бы отдавая все, что связано с обучением ребенка, в руки специалиста.

Скорее всего, это происходит потому, что родители уже столкнулись с очень сложными и неприятными переживаниями — чувствуют себя неуспешными, не справляются с поведением ребенка или с тем, чтобы обучать его новому, не верят в успех. Нередко они испытывают чувство вины или стыда. 

Не смотря на то, что специалисту важно отстаивать свои границы (не допускать злоупотребления своим нерабочим временем, не оставлять попыток вовлечь маму или папу в процесс), необходимо это делать безоценочно, не обвиняя взрослого и признавая нормальность его чувств. Простые фразы вроде «Это нормально — раздражаться на ребенка или не хотеть играть с ним» или «Я понимаю, что Вы очень устали» позволит признать происходящее и послужит хорошим началом для дальнейшего диалога о том, что могло бы помочь родителю или в каких аспектах он был бы готов подключаться к процессу помощи.

  1. Активное слушание.

Родителям, как и всем другим людям, очень важно быть увиденными и услышанными в своих трудностях и разнообразии своих чувств по отношению к ребенку. В этом могут помочь стратегии активного слушания. Они покажут родителю, что специалист не игнорирует их слова и чувства, замечает их.

Эти стратегии могут включать в себя:

  • паузы: предоставление возможности высказаться, добавить, дополнить свои слова;
  • вербальные и невербальные сигналы, которые покажут родителям, что специалист их слушает и слышит: кивание головой, подтверждающие высказывание («Да», «Понимаю», «Ага»), поддержание зрительного контакта;
  • перефразирования слов родителей, которые продемонстрируют внимание к их словам и помогут уточнить, все ли было верно понято; 
  • уточняющие вопросы;
  • сообщения о своем восприятии слов родителей, которые могут начинаться со слов «У меня сложилось впечатление, что…» или «Как я понимаю, …» и продолжаться предоставлением возможности собеседнику дополнить или скорректировать сказанное.
  1. Тщательное планирование работы.

Так как один из важных факторов тревожности родителей — неопределенность будущего в целом и необходимых действий прямо сейчас, то тщательное совместное планирование работы может значительно улучшить их состояние и восприятие ситуации. Понятный и четко изложенный план действий может стать опорой и поддержкой для них.

Планирование важно на разных уровнях: это и общие цели развития ребенка, отраженные, например, в индивидуальной программе помощи, и план действий на время между встречами со специалистом, и диагностический план, если это необходимо. Лучше всего утвержденный совместно с родителями порядок действий фиксировать письменно, чтобы они могли вернуться к нему в любой момент и ничего не упустить.

  1. Отслеживание эффективности.

Планирование также позволяет лучше контролировать эффективность предпринятых мер. Когда специалист четко формулирует ожидаемые результаты — например, в обучении ребенка определенному навыку, — и задает временные рамки для них, это создает предсказуемость. Родители и специалисты могут понимать, идет ли работа по плану, или нужно внести коррективы.

В отслеживании эффективности помогает ведение листов сбора данных на каждой встрече с семьей, построение графиков прироста навыков ребенка, регулярное заполнение скрининговых анкет и других инструментов оценки, помогающих сравнить умения ребенка на более ранних и более поздних этапах работы. Это особенно актуально для детей со значительной задержкой развития по причине хронических состояний: для таких детей их сравнение с возрастной нормой малоинформативно и ведет, наоборот, к возрастанию тревоги взрослых. А регулярное отслеживание происходящих именно у этого ребенка изменений позволяет замечать прогресс и видеть результат приложенных усилий.

  1. Ориентация на запрос.

Крайне важно, чтобы план помощи был составлен с учетом запроса родителей. Они проводят с ребенком много времени в течение дня и знают, что мешает ему в повседневной жизни и приносит больше всего неудобств. Когда они понимают, как текущая программа помощи способствует удовлетворению их запроса, они не только более охотно участвуют в ней, но и чувствуют себя спокойнее.

Иногда запрос родителей может касаться простых навыков и краткосрочных целей, актуальных ребенку уже сейчас, а иногда — служить долгосрочной задачей. В этом случае важно, чтобы специалист объяснил, какие простые действия прямо сейчас приведут к желаемому результату впоследствии.

как бороться с тревожностью
  1. Работа с трудным и нежелательным поведением ребенка.

Как уже было сказано ранее, нежелательное поведение является одним из дополнительных источников родительского стресса и могут значительно снижать качество жизни семьи. Часто родители, столкнувшиеся с поведенческими трудностями у ребенка, обращаются за помощью именно в связи с ними, но в некоторых случаях они могут не озвучивать их напрямую в своем запросе, поскольку могут быть уверены, что с этим ничего нельзя поделать. 

Поэтому в любом случае, сформулировал ли родитель преодоление поведенческих проблем в качестве своего основного запроса или специалист обнаружил их через наблюдение, ему стоит сразу включить работу над такими сложностями в программу помощи.

  1. Профессиональная помощь родителям.

Наконец, иногда всех этих действий, предпринятых педагогом или психологом, занимающимся с ребенком, бывает недостаточно. Часто это происходит, когда степень тревоги, стресса, усталости, горя, раздражения родителей так велика, что они совсем не могут контролировать эти эмоции и состояния. В таком случае самым простым и эффективным способом выйти из этого «порочного круга» является обращение к профильному специалисту — психологу, работающему со взрослыми, психотерапевту или врачу-психиатру, в зависимости от степени трудности состояния папы или мамы. 

Обычно в крупных городах есть возможность обратиться  к специалисту как частно, так и через социальные центры; многие психологи также успешно работают с клиентами онлайн. Поэтому специалистам ранней помощи важно знать о таких возможностях в своем городе и мягко информировать о них родителей, помогая помочь, что это будет необходимой поддержкой не только для самого взрослого, но и, опосредованно, для ребенка. 

Автор статьиКомиссарчук Евгения Дмитриевна, психолог, преподаватель, супервизор ИРАВ, специалист ранней помощи.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

СДВГ: комплексный подход к диагностике

СДВГ: как развивать исполнительные функции

Практические приемы: как помочь ребенку с СДВГ развить навыки планирования и организованности

Начало: 20 января 2025

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее