В каком эмоциональном состоянии находятся родители детей с особыми потребностями?
Эмоциональное состояние родителей маленьких детей находится под влиянием множества факторов. Разумеется, оно напрямую связано со здоровьем и развитием ребенка.
Родители детей с нарушениями развития и особыми потребностями чаще пребывают в состоянии тревоги и стресса (как продемонстрировало, например, исследование Д. Дизинингрум в 2023 году и Си в 2020 году), а также у них выше риск депрессии по сравнению с родителями нормотипичных детей.
Такая тенденция, в свою очередь, негативно влияет на качество жизни семьи, ее функционирование, а также приводит к негативным последствиям в психологическом состоянии и развитии ребенка. Таким образом, трудности нарастают как снежный ком: нарушения развития у ребенка и связанные с ними сложности провоцируют стресс и тревогу родителей, которые, в свою очередь, влияют на качество взаимодействия, ухода, поддержки, которые родители могут обеспечить для своего ребенка. Все это приводит к дальнейшему усугублению трудностей в развитии и функционировании ребенка, а значит, и в психологическом состоянии родителей.
Поэтому специалистам, оказывающим помощь семье, важно учитывать фактор состояния родителей как важнейший в своей работе и влияющий на эффективность всех терапевтических воздействий. Это особенно актуально для специалистов, работающих с маленькими детьми, поскольку родители таких детей часто еще не успевают найти подходящие стратегии для справления со своим стрессом и для регуляции факторов, его провоцирующих. И специалисты могут значительно помочь им в этом.
Обратите внимание на наши обучения в разделе Методы работы с родителями.
Что вызывает родительскую тревогу?
Разумеется, само по себе наличие у ребенка нарушений развития является значительным стресс-фактором для мамы, папы или других членов семьи. Однако на то, насколько успешно у родителей получится справиться с этим стрессом, влияет еще множество показателей. Среди них, например, следующие:
- Финансовые условия. Качественная помощь ребенку с нарушениями развития сопряжена с финансовыми затратами. Даже если все основные потребности ребенка обеспечиваются при полной социальной поддержке (например, бесплатные занятия, медикаменты по рецепту, выданное оборудование и материалы), ограничение функционирования ребенка связано с непрямыми финансовыми потерями семьи — например, мама, которая в других условиях могла бы продолжить работать после исполнения ребенку возраста 3 лет, вынуждена все свое время посвящать ребенку вплоть до достижениями им школьного возраста.
- Степень неопределенности, связанной с самим диагнозом ребенка, вероятностью того, что трудности и симптомы полностью пройдут, а также относительно будущего ребенка и его жизни в целом.
- Наличие и степень тяжести нежелательного поведения у ребенка, такого как агрессия и истерики: такое поведение вызывает сильное беспокойство, усталость, раздражение родителей и служит заметным источником стресса.
- Социальная поддержка. Когда у родителей есть поддержка специалистов, расширенной семьи, близких и друзей, которым они доверяют и чье мнение их важно, а также есть согласованность во взглядах на трудности ребенка и план их преодоления внутри семьи, родителям значительно проще справиться со своими сложными чувствами и перейти от переживаний к действиям.
- Стратегии справления с трудностями у ребенка, а также со своим эмоциональным состоянием. Такие стратегии обычно вырабатываются со временем, зачастую с помощью специалистов, и в дальнейшем упрощают жизнь семьи.
Что может сделать специалист, чтобы упростить ситуацию для родителей
Как уже было упомянуто выше, особенности взаимодействия со специалистом, осуществляющим помощь ребенку и семье, имеют значительное влияние на состояние родителей. Поэтому любой специалист может внести свой вклад в их поддержку, даже если он не является психологом. Далее мы обсудим несколько стратегий, техник и принципов для применения специалистом, которые помогут родителям почувствовать себя более уверенно и спокойно.
- Безоценочность и признание «легальности» чувств взрослого.
Родители, находящиеся в состоянии тревоги и эмоционального истощения, могут быть не самыми простыми клиентами. Они могут задавать очень много вопросов, беспокоить специалиста в нерабочее время, сомневаться в его словах, или, наоборот, вести себя безучастно, пассивно, как бы отдавая все, что связано с обучением ребенка, в руки специалиста.
Скорее всего, это происходит потому, что родители уже столкнулись с очень сложными и неприятными переживаниями — чувствуют себя неуспешными, не справляются с поведением ребенка или с тем, чтобы обучать его новому, не верят в успех. Нередко они испытывают чувство вины или стыда.
Не смотря на то, что специалисту важно отстаивать свои границы (не допускать злоупотребления своим нерабочим временем, не оставлять попыток вовлечь маму или папу в процесс), необходимо это делать безоценочно, не обвиняя взрослого и признавая нормальность его чувств. Простые фразы вроде «Это нормально — раздражаться на ребенка или не хотеть играть с ним» или «Я понимаю, что Вы очень устали» позволит признать происходящее и послужит хорошим началом для дальнейшего диалога о том, что могло бы помочь родителю или в каких аспектах он был бы готов подключаться к процессу помощи.
- Активное слушание.
Родителям, как и всем другим людям, очень важно быть увиденными и услышанными в своих трудностях и разнообразии своих чувств по отношению к ребенку. В этом могут помочь стратегии активного слушания. Они покажут родителю, что специалист не игнорирует их слова и чувства, замечает их.
Эти стратегии могут включать в себя:
- паузы: предоставление возможности высказаться, добавить, дополнить свои слова;
- вербальные и невербальные сигналы, которые покажут родителям, что специалист их слушает и слышит: кивание головой, подтверждающие высказывание («Да», «Понимаю», «Ага»), поддержание зрительного контакта;
- перефразирования слов родителей, которые продемонстрируют внимание к их словам и помогут уточнить, все ли было верно понято;
- уточняющие вопросы;
- сообщения о своем восприятии слов родителей, которые могут начинаться со слов «У меня сложилось впечатление, что…» или «Как я понимаю, …» и продолжаться предоставлением возможности собеседнику дополнить или скорректировать сказанное.
- Тщательное планирование работы.
Так как один из важных факторов тревожности родителей — неопределенность будущего в целом и необходимых действий прямо сейчас, то тщательное совместное планирование работы может значительно улучшить их состояние и восприятие ситуации. Понятный и четко изложенный план действий может стать опорой и поддержкой для них.
Планирование важно на разных уровнях: это и общие цели развития ребенка, отраженные, например, в индивидуальной программе помощи, и план действий на время между встречами со специалистом, и диагностический план, если это необходимо. Лучше всего утвержденный совместно с родителями порядок действий фиксировать письменно, чтобы они могли вернуться к нему в любой момент и ничего не упустить.
- Отслеживание эффективности.
Планирование также позволяет лучше контролировать эффективность предпринятых мер. Когда специалист четко формулирует ожидаемые результаты — например, в обучении ребенка определенному навыку, — и задает временные рамки для них, это создает предсказуемость. Родители и специалисты могут понимать, идет ли работа по плану, или нужно внести коррективы.
В отслеживании эффективности помогает ведение листов сбора данных на каждой встрече с семьей, построение графиков прироста навыков ребенка, регулярное заполнение скрининговых анкет и других инструментов оценки, помогающих сравнить умения ребенка на более ранних и более поздних этапах работы. Это особенно актуально для детей со значительной задержкой развития по причине хронических состояний: для таких детей их сравнение с возрастной нормой малоинформативно и ведет, наоборот, к возрастанию тревоги взрослых. А регулярное отслеживание происходящих именно у этого ребенка изменений позволяет замечать прогресс и видеть результат приложенных усилий.
- Ориентация на запрос.
Крайне важно, чтобы план помощи был составлен с учетом запроса родителей. Они проводят с ребенком много времени в течение дня и знают, что мешает ему в повседневной жизни и приносит больше всего неудобств. Когда они понимают, как текущая программа помощи способствует удовлетворению их запроса, они не только более охотно участвуют в ней, но и чувствуют себя спокойнее.
Иногда запрос родителей может касаться простых навыков и краткосрочных целей, актуальных ребенку уже сейчас, а иногда — служить долгосрочной задачей. В этом случае важно, чтобы специалист объяснил, какие простые действия прямо сейчас приведут к желаемому результату впоследствии.
- Работа с трудным и нежелательным поведением ребенка.
Как уже было сказано ранее, нежелательное поведение является одним из дополнительных источников родительского стресса и могут значительно снижать качество жизни семьи. Часто родители, столкнувшиеся с поведенческими трудностями у ребенка, обращаются за помощью именно в связи с ними, но в некоторых случаях они могут не озвучивать их напрямую в своем запросе, поскольку могут быть уверены, что с этим ничего нельзя поделать.
Поэтому в любом случае, сформулировал ли родитель преодоление поведенческих проблем в качестве своего основного запроса или специалист обнаружил их через наблюдение, ему стоит сразу включить работу над такими сложностями в программу помощи.
- Профессиональная помощь родителям.
Наконец, иногда всех этих действий, предпринятых педагогом или психологом, занимающимся с ребенком, бывает недостаточно. Часто это происходит, когда степень тревоги, стресса, усталости, горя, раздражения родителей так велика, что они совсем не могут контролировать эти эмоции и состояния. В таком случае самым простым и эффективным способом выйти из этого «порочного круга» является обращение к профильному специалисту — психологу, работающему со взрослыми, психотерапевту или врачу-психиатру, в зависимости от степени трудности состояния папы или мамы.
Обычно в крупных городах есть возможность обратиться к специалисту как частно, так и через социальные центры; многие психологи также успешно работают с клиентами онлайн. Поэтому специалистам ранней помощи важно знать о таких возможностях в своем городе и мягко информировать о них родителей, помогая помочь, что это будет необходимой поддержкой не только для самого взрослого, но и, опосредованно, для ребенка.
Автор статьи: Комиссарчук Евгения Дмитриевна, психолог, преподаватель, супервизор ИРАВ, специалист ранней помощи.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.