Роль эрготерапии в социализации детей раннего возраста

Эрготерапия играет ключевую роль в развитии и социализации детей раннего возраста, помогая им приобретать навыки для полноценной жизни в обществе. Как именно это происходит, расскажем в нашей статье.

Термин «эрготерапия» пришёл к нам от западных коллег и в буквальном переводе означает «лечение действием». Под действием подразумевается любая  деятельность, к которой относится как продуктивная, в результате которой что-то производится,  так и нет — хобби, например, или досуг, то есть деятельность ради получения удовольствия того, кто эту деятельность осуществляет. Эрготерапия — это подход, направленный на помощь людям в восстановлении или улучшении их способности выполнять повседневные задачи и участвовать в жизни общества. 

Эрготерапия

Основные принципы эрготерапии включают:

1. Ориентированность на клиента: Учет индивидуальных потребностей, целей и предпочтений пациента.

2. Функциональность: Фокус на улучшении функциональных навыков, необходимых для выполнения ежедневных задач.

3. Поддержка независимости: Помощь в достижении максимальной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

4. Интеграция в контекст: Учет окружающей среды и социального контекста, в котором живет пациент.

5. Использование активности: Применение целенаправленных действий и занятий для достижения терапевтических целей.

6. Междисциплинарный подход: Сотрудничество с другими специалистами (врачами, психологами, социальными работниками) для комплексной помощи пациенту.

7. Принцип “здесь и сейчас”: Работа с текущими проблемами и задачами, а не только с долгосрочными целями.

Значение ранней социализации детей

Любая деятельность направлена на что-то. Эрготерапия рассматривает как деятельность в том числе и активность ребенка, направленную на его социализацию, то есть на то как он встраивается в окружающую действительность, как понимает и принимает правила, царящие там, как он может не только понимать и принимать правила, но и передавать свои знания, умения, навыки другим людям, окружающим его. Как мы видим, здесь тоже есть определенная активность, подразумевающую под собой деятельность, в результате которой и происходит социализация.

К сожалению, никто из нас не застрахованы от того, что в жизни каждого, и детей также, может случиться разное. Это могут быть болезни, определенные состояния, функциональные сложности. Любая ситуация, в которой ребенок сталкивается со сложностями взаимодействия, осложняет его социализацию.

Особенно важна ранняя социализация. Она имеет большое значение для развития личности ребенка, поскольку помогает ему развить социальные навыки, такие как эмпатия, уважение к другим, умение решать конфликты. Чем раньше ребенок учится общаться с другими людьми и понимать их чувства и эмоции, тем  легче ему адаптироваться к различным ситуациям. Чем раньше ребенок начинает социально взаимодействовать, тем больше это способствует развитию его  внимания, памяти, мышления и решения проблем. Чем чаще ребенок активно участвует в социальной жизни, тем он имеет более сильный иммунитет и реже болеет.

Более ранняя социализация помогает ребенку развить уверенность в своих способностях и самоуважение и  помогает подготовить ребенка к школьной жизни, где он будет взаимодействовать с большим количеством людей и учиться новым навыкам.

эрготерапия для детей

Методы и техники эрготерапии в социализации детей

Всем нам хочется жить полноценной жизнью и быть реализованными. Хочется, чтобы и ребенок не имел сложностей и ограничений в собственной активности. Именно тогда на помощь семье приходит эрготерапевт.

Это специалист, который с помощью подходящей для конкретного человека деятельности помогает восстановить навыки или овладеть ими заново. Он помогает организовать пространство, подобрать соответствующую активность и предметы обихода, чтобы человек мог быть максимально продуктивным в текущем состоянии. 

Таким образом, можно сказать, что это специалист, объединяющий в себе функции и знания сразу нескольких профессионалов. Он обладает знаниями в области психологии, педагогики, двигательного и сенсорного развития, умеет организовать работу непосредственно с ребенком, а также может научить родителей основным методикам, которые они смогут применять самостоятельно.

Эрготерапевт знает и понимает какая деятельность для какого возраста является ведущей и именно через неё начинает свою работу. Вот некоторые методы и техники, которые используются в эрготерапии для содействия социализации детей: 

1. Игровая терапия: Использование игр для развития социальных навыков, таких как сотрудничество, общение и решение конфликтов. Игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

2. Социальные сценарии: Разработка ролевых игр и сценариев, которые помогают детям практиковать социальные взаимодействия в безопасной обстановке.

3. Групповые занятия: Организация групповых мероприятий, где дети могут взаимодействовать друг с другом, развивая навыки общения и работы в команде.

4. Арт-терапия: Использование занятий (рисование, лепка) для выражения эмоций и развития креативности, что может способствовать социализации.

5. Моделирование поведения: Демонстрация социальных навыков терапевтом или родителем, чтобы дети могли наблюдать и повторять правильное поведение.

6. Работа с окружающей средой: Создание поддерживающей среды, которая способствует взаимодействию между детьми, включая адаптацию пространства и использование специализированных материалов.

7. Обучение жизненным навыкам: Помощь детям в освоении базовых навыков (например, умение заказывать еду в кафе), что способствует уверенности в социальных ситуациях.

8. Обратная связь и рефлексия: Обсуждение с детьми их социальных взаимодействий, что помогает им осознать свои чувства и поведение.

Родители находятся с ребенком несоразмеримо больше по времени, поэтому тоже должны обладать знаниями как помочь ребенку, организовать деятельность или подготовиться к ней таким образом, чтобы ребенок был в ней наиболее успешен. И здесь мы понимаем, что эрготерапевт работает не только напрямую с ребенком, но и со всей семьей в целом, делясь своими знаниями с родителем. 

эрготерапия обучение

Преимущества эрготерапии в раннем возрасте

Почему эрготерапия так важна именно в раннем возрасте? Уже есть масса исследований и подтверждений того, что именно ранний возраст является основным и самым ценным ресурсом для развития ребенка. В раннем возрасте мозг ребенка наиболее пластичен и способен к активному восстановлению, приобретению нового опыта.  Сама природа позаботилась о том, чтобы дать малышу этот ресурс. Поэтому любое вмешательство, позволяющее восстановить или заново приобрести какую-то активность будет наиболее эффективным именно в раннем возрасте. Эрготерапия в раннем возрасте имеет множество преимуществ, вот некоторые из них:

1. Развитие моторики: Эрготерапия помогает улучшить мелкую и крупную моторику, что важно для выполнения повседневных задач.

2. Социальные навыки: Занятия способствуют развитию навыков общения и взаимодействия с другими детьми, что важно для социализации.

3. Эмоциональное развитие: Эрготерапевты помогают детям справляться с эмоциями, развивая уверенность и самооценку.

4. Когнитивные навыки: Упражнения на внимание, память и решение проблем помогают развивать когнитивные функции.

5. Адаптация к окружающей среде: Эрготерапия обучает детей адаптироваться к различным условиям и использовать доступные ресурсы для выполнения задач.

6. Поддержка семей: Эрготерапевты работают не только с детьми, но и с семьями, обучая родителей методам поддержки и помощи.

7. Улучшение повседневной активности: Помощь в освоении базовых жизненных навыков, таких как одевание, кормление и гигиена.

8. Профилактика проблем в будущем: Ранняя интервенция может предотвратить более серьезные проблемы в будущем, связанные с развитием.

9. Увеличение независимости: Помощь детям в становлении более независимыми и уверенными в себе.

Эти преимущества делают эрготерапию важным элементом раннего вмешательства для детей с особыми потребностями или задержками в развитии.

Автор статьи: Семакина Оксана Александровна, специалист, преподаватель, эксперт ИРАВ

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

II Научно-практическая конференция В Санкт-Петербурге

«1000 первых дней: ранняя помощь семьям и их детям»

Очно и онлайн, 7-8 ноября 2024

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее