Понятие сенсорной интеграции
Для начала мы вообще постараемся понять, что же это такое «сенсорная интеграция». Это метод работы, это некий набор методик, это процесс или это место, куда надо прийти и всё волшебным образом разрешится как будто само собой?
Это действительно процесс. Неврологический процесс, протекающий в любом организме и состоящий из регистрации ощущений, поступающих как извне, так и изнутри организма, обработки этих ощущений, соединения их воедино и организующий приемлемые формы реакции на эти ощущения. Процесс, который позволяет нам быть продуктивными и успешными. Процесс, во время которого происходит развитие нервной системы человека.
Ошибочно считать, что процесс сенсорной интеграции проходит только у детей. Конечно, нет! Этот процесс запускается каждый раз, когда вы впервые сталкиваетесь с каким-то доселе неизвестным вам явлением, ощущением, предметом, вещью или тому подобным. Каждый раз, когда вы вынуждены изучать то, что сейчас перед вами или внутри вас, как вы это ощущаете и что с вами происходит — это и есть сенсорная интеграция. Сам процесс сенсорной интеграции состоит из нескольких этапов и каждый безусловно важен и на каждом может произойти сбой. И вот тогда мы можем говорить о том, что в процессе сенсорной интеграции есть сбой, то есть дисфункция.
Определение и типы дисфункций: различные формы и проявления сенсорной дисфункции
Дисфункция — это нарушение, сбой. Это момент, когда что-то идет не так, как должно. В разрезе сенсорной интеграции дисфункцией мы называем любое отклонение восприятия стимула от обычного, то есть реакция на стимул гораздо более яркая, чем должна быть, это будет означать повышение чувствительности к конкретному стимулу, или же, наоборот, реакция гораздо беднее, чем надо, это будет означать пониженную чувствительность к стимулу.
Как же определить эту обычность, как понять, какая реакция будет считаться нормальной, а не повышенной или пониженной?
Когда мы сталкиваемся с чем-то новым и неизвестным, обычно мы реагируем на это ярко. То, с чем мы столкнулись неизвестно и мы не знаем насколько комфортны нам будут эти ощущения. Но постепенно, раз от раза сталкиваясь с тем, что до определенного момента было для нас неизвестным, мы привыкаем к нему, адаптируемся и наша яркая чувствительность снижается, реакция становится более спокойной.
Вот так и должен проходит процесс сенсорной интеграции, который мы считаем нормальным. Если же, независимо от того, насколько часто мы сталкиваемся со стимулом, повышенная чувствительность к нему не снижается — это дисфункция. Если даже при уменьшении воздействия стимула восприятие так и остается очень ярким — это дисфункция. В этом случае речь идет и повышенной, гиперчувствительности. В пример можно привести ситуацию, когда вы с друзьями на природе готовите мясо, кто-то нарезает к нему зелень и все спокойно реагируют на её запах, тогда как один человек быстро отходит от стола, потому что этот запах он переносить не может.
Существует и обратная ситуация, когда воздействие стимула остается мало или вовсе незаметным, хотя должно быть. Если продолжать аналогию с запахами, то это будет ситуация, когда вы, например, разрезаете какой-то очень ярко пахнущий фрукт и все вокруг уже почувствовали его запах, а кто-то — нет. В этом случае мы говорим о пониженной, гипочувствительности.
Причины и факторы риска: возможные причины возникновения дисфункции сенсорной интеграции
В чем же может заключаться причина нарушения процесса сенсорной интеграции?
Самым первым фактором я бы выделила отсутствие необходимого количества стимулов в жизни ребенка. Если в жизни нет каких то ощущений или предметов, то я и не научусь с ними взаимодействовать. Второе — недостаточность опыта взаимодействия с этими стимулами. Как часто мы, взрослые, не хотим или боимся позволить ребенку быть грязным, пробовать, исследовать, ощущать. Это может быть и страх о безопасности. Но без знакомства с новым нет развития. Да, надо позволить ребенку быть грязным. Надо позволить ему чувствовать всем телом всё, что его окружает.
И самое первое это, конечно же, двигательное развитие ребенка. То есть возможность ребенку полноценно находиться в разных положениях тела и, в дальнейшем, ползать. И ползать не только по строго ограниченной и стерильно чистой поверхности, а везде, где только есть возможность. Конечно, под присмотром взрослых, но с достаточной для малыша свободой действий. Особенности развития малыша тоже играют роль. Мы помним, что процесс сенсорной интеграции протекает в нервной системе, поэтому, если она развивается с задержкой, это будет фактором риска развития и сенсорной чувствительности ребенка.
Симптомы и признаки: основные признаки и симптомы, на которые следует обратить внимание
Ярким признаком нарушений чувствительности мы можем считать поведение ребенка. Если мы наблюдаем какое-то время, что ребенок тщательно избегает определенных взаимодействий, то, скорее всего, в тех системах, которые задействованы в этом процессе у него чувствительность повышена. Такое поведение мы называем сенсорной защитой. Малыш прячется от ощущений, он их как будто боится и готов сделать всё, чтобы с ними не сталкиваться.
В противоположность защите мы можем наблюдать поведение, где ребенок, наоборот, как можно чаще стремится получить определенные ощущения. Всё его поведение и усилия как будто бы сосредоточены только на том, чтобы как-то себя простимулировать, что-то найти и ощутить. Это поведение мы называем сенсорным поиском и оно говорит нам о том, что чувствительность понижена.
На что бы я советовала обратить внимание — на все типы поведения, где ребенок зацикливается на определенных действиях или реагирует на, казалось бы, обычные вещи, излишне бурно. На все моменты, когда странности в поведении — агрессия, истерики, непонятная слабость или, наоборот, повышенная возбудимость — возникают как будто из ниоткуда. Ничего не предвещало — и вот взрыв! Всё это может быть сигналами о том, что ваш ребенок имеет нарушения сенсорной интеграции. Парадоксально, но в подавляющем большинстве случаев, у ребенка будут и повышенная и пониженная чувствительности, просто будут они в разных сферах.
Методы диагностики дисфункций сенсорной интеграции
Методами диагностики дисфункций сенсорной интеграции являются наблюдение за деятельностью ребенка, проведение организованных проб, беседа с родителями и анализ опросников по сенсорной интеграции.
Качественное прицельное наблюдение за поведением ребенка в его обычной деятельности может рассказать специалисту очень многое о том, как у малыша протекает процесс сенсорной интеграции. А то, что специалист, возможно, не сможет заметить за период наблюдения, уточняется в процессе обработки опросников и беседы с родителями.
Роль специалистов в диагностике
В том, насколько качественно будет проведена диагностика огромную роль играет, конечно же, специалист. От того, насколько богатым багажом знаний и опыта он обладает, насколько сформировано его клиническое мышление и насмотренность, от его способности организовать и провести наблюдение и пробы, задать нужные вопросы и найти контакт с ребенком — зависит весь этот процесс. Эти качества необходимо в себе выращивать и развивать. А результаты диагностики — фундамент всей дальнейшей работы с семьей и ребенком.
Перспективы и современные исследования
Если у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции, можно ли с этим работать? Нужно ли? И каковы перспективы этой работы? Наверняка эти, и, возможно, многие другие похожие вопросы возникли после прочтения всего написанного выше. Я отвечу: «Да». Зависит от сложности нарушения. Бесспорным является то, что работа с нарушениями сенсорной интеграции делает ребенка более успешным за счет улучшения его функциональности.
Да, в силу определенных особенностей в развитии ребенка, возможно, мы никогда не сможем сделать его чувствительность обычной, но помочь ему адаптироваться, помочь научиться взаимодействовать с различными стимулами и быть при этом организованным, успешным, без нежелательного поведения — можно!
Автор статьи: Семакина Оксана, специальный педагог, специалист по эрготерапии, преподаватель
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.