Способы диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей

Сейчас, изучая информацию на просторах сети, многие специалисты и родители могут встретить такой термин как «сенсорная интеграция». Есть много восторженных отзывов о методе и часто его называют чуть ли не панацеей от всех сложностей с поведением ребенка. Так ли это? Давайте разберемся!

Понятие сенсорной интеграции

Для начала мы вообще постараемся понять, что же это такое «сенсорная интеграция». Это метод работы, это некий набор методик, это процесс или это место, куда надо прийти и всё волшебным образом разрешится как будто само собой?

Это действительно процесс. Неврологический процесс, протекающий в любом организме и состоящий из регистрации ощущений, поступающих как извне, так и изнутри организма, обработки этих ощущений, соединения их воедино и организующий приемлемые формы реакции на эти ощущения. Процесс, который позволяет нам быть продуктивными и успешными. Процесс, во время которого происходит развитие нервной системы человека.

Ошибочно считать, что процесс сенсорной интеграции проходит только у детей. Конечно, нет! Этот процесс запускается каждый раз, когда вы впервые сталкиваетесь с каким-то доселе неизвестным вам явлением, ощущением, предметом, вещью или тому подобным. Каждый раз, когда вы вынуждены изучать то, что сейчас перед вами или внутри вас, как вы это ощущаете и что с вами происходит —  это и есть сенсорная интеграция. Сам процесс сенсорной интеграции состоит из нескольких этапов и каждый безусловно важен и на каждом может произойти сбой. И вот тогда мы можем говорить о том, что в процессе сенсорной интеграции есть сбой, то есть дисфункция. 

сенсорная интеграция

Определение и типы дисфункций: различные формы и проявления сенсорной дисфункции

Дисфункция — это нарушение, сбой. Это момент, когда что-то идет не так, как должно. В разрезе сенсорной интеграции дисфункцией мы называем любое отклонение восприятия стимула от обычного, то есть реакция на стимул гораздо более яркая, чем должна быть, это будет означать повышение чувствительности к конкретному стимулу, или же, наоборот, реакция гораздо беднее, чем надо, это будет означать пониженную чувствительность к стимулу. 

Как же определить эту обычность, как понять, какая реакция будет считаться нормальной, а не повышенной или пониженной? 

Когда мы сталкиваемся с чем-то новым и неизвестным, обычно мы реагируем на это ярко. То, с чем мы столкнулись неизвестно и мы не знаем насколько комфортны нам будут эти ощущения. Но постепенно, раз от раза сталкиваясь с тем, что до определенного момента было для нас неизвестным, мы привыкаем к нему, адаптируемся и наша яркая чувствительность снижается, реакция становится более спокойной. 

Вот так и должен проходит процесс сенсорной интеграции, который мы считаем нормальным. Если же, независимо от того, насколько часто мы сталкиваемся со стимулом, повышенная чувствительность к нему не снижается — это дисфункция. Если даже при уменьшении воздействия стимула  восприятие так и остается очень ярким — это дисфункция. В этом случае речь идет и повышенной, гиперчувствительности. В пример можно привести ситуацию, когда вы с друзьями на природе готовите мясо, кто-то нарезает к нему зелень и все спокойно реагируют на её запах, тогда как один человек быстро отходит от стола, потому что этот запах он переносить не может. 

Существует и обратная ситуация, когда воздействие стимула остается мало или вовсе незаметным, хотя должно быть. Если продолжать аналогию с запахами, то это будет ситуация, когда вы, например, разрезаете какой-то очень ярко пахнущий фрукт и все вокруг уже почувствовали его запах, а кто-то — нет. В этом случае мы говорим о пониженной, гипочувствительности.

Причины и факторы риска: возможные причины возникновения дисфункции сенсорной интеграции

В чем же может заключаться причина нарушения процесса сенсорной интеграции? 

Самым первым фактором я бы выделила отсутствие необходимого количества стимулов в жизни ребенка. Если в жизни нет каких то ощущений или предметов, то я и не научусь с ними взаимодействовать. Второе — недостаточность опыта взаимодействия с этими стимулами. Как часто мы, взрослые, не хотим или боимся позволить ребенку быть грязным, пробовать, исследовать, ощущать. Это может быть и страх о безопасности. Но без знакомства с новым нет развития. Да, надо позволить ребенку быть грязным. Надо позволить ему чувствовать всем телом всё, что его окружает. 

И самое первое это, конечно же, двигательное развитие ребенка. То есть возможность ребенку полноценно находиться в разных положениях тела и, в дальнейшем, ползать. И ползать не только по строго ограниченной и стерильно чистой поверхности, а везде, где только есть возможность. Конечно, под присмотром взрослых, но с достаточной для малыша свободой действий. Особенности развития малыша тоже играют роль. Мы помним, что процесс сенсорной интеграции протекает в нервной системе, поэтому, если она развивается с задержкой, это будет фактором риска развития и сенсорной чувствительности ребенка. 

сенсорная интеграция для детей

Симптомы и признаки: основные признаки и симптомы, на которые следует обратить внимание

Ярким признаком нарушений чувствительности мы можем считать поведение ребенка. Если мы наблюдаем какое-то время, что ребенок тщательно избегает определенных взаимодействий, то, скорее всего, в тех системах, которые задействованы в этом процессе у него чувствительность повышена. Такое поведение мы называем сенсорной защитой. Малыш прячется от ощущений, он их как будто боится и готов сделать всё, чтобы с ними не сталкиваться.

В противоположность защите мы можем наблюдать поведение, где ребенок,  наоборот, как можно чаще стремится получить определенные ощущения. Всё его поведение и усилия как будто бы сосредоточены только на том, чтобы как-то себя простимулировать, что-то найти и ощутить. Это поведение мы называем сенсорным поиском и оно говорит нам о том, что чувствительность понижена. 

На что бы я советовала обратить внимание — на все типы поведения, где ребенок зацикливается на определенных действиях или реагирует на, казалось бы, обычные вещи, излишне бурно. На все моменты, когда странности в поведении — агрессия, истерики, непонятная слабость или, наоборот, повышенная возбудимость — возникают как будто из ниоткуда. Ничего не предвещало — и вот взрыв! Всё это может быть сигналами о том, что ваш ребенок имеет нарушения сенсорной интеграции. Парадоксально, но в подавляющем большинстве случаев, у ребенка будут и повышенная и пониженная чувствительности, просто будут они в разных сферах.

Методы диагностики дисфункций сенсорной интеграции

Методами диагностики дисфункций сенсорной интеграции являются наблюдение за деятельностью ребенка, проведение организованных проб, беседа с родителями и анализ опросников по сенсорной интеграции.

Качественное прицельное наблюдение за поведением ребенка в его обычной деятельности может рассказать специалисту очень многое о том, как у малыша протекает процесс сенсорной интеграции. А то, что специалист, возможно, не сможет заметить за период наблюдения, уточняется в процессе обработки опросников и беседы с родителями.

Роль специалистов в диагностике

В том, насколько качественно будет проведена диагностика огромную роль играет, конечно же, специалист. От того, насколько богатым багажом знаний и опыта он обладает, насколько сформировано его клиническое мышление и насмотренность, от его способности организовать и провести наблюдение и пробы, задать нужные вопросы и найти контакт с ребенком —  зависит весь этот процесс. Эти качества необходимо в себе выращивать и развивать. А результаты диагностики  —  фундамент всей  дальнейшей работы с семьей и ребенком.

метод сенсорной интеграции

Перспективы и современные исследования

Если у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции, можно ли с этим работать? Нужно ли? И каковы перспективы этой работы? Наверняка эти, и, возможно, многие другие похожие вопросы возникли после прочтения всего написанного выше. Я отвечу: «Да». Зависит от сложности нарушения. Бесспорным является то, что работа с нарушениями сенсорной интеграции делает ребенка более успешным за счет улучшения его функциональности. 

Да, в силу определенных особенностей в развитии ребенка, возможно, мы никогда не сможем сделать его  чувствительность обычной, но помочь ему адаптироваться, помочь научиться взаимодействовать с различными стимулами и быть при этом организованным, успешным, без нежелательного поведения — можно!  

Автор статьиСемакина Оксана, специальный педагог, специалист по эрготерапии, преподаватель

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

II Научно-практическая конференция В Санкт-Петербурге

«1000 первых дней: ранняя помощь семьям и их детям»

Очно и онлайн, 7-8 ноября 2024

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее