Специалист должен ориентироваться в технологии ранней помощи, знать порядок оказания услуг ранней помощи, понимать закономерности раннего детского развития. Кроме знания процедур, необходимых для оказания ранней помощи, специалист также должен владеть большим диагностическим инструментарием, который помогает не только установить причину нарушений развития, но и оценить разнообразные области жизнедеятельности ребенка и построить верную и эффективную программу сопровождения.
А еще специалист по ранней помощи работает не только с ребенком, он работает с его родителями и другими членами семьи. Он помогает понять особенности малыша, увидеть сильные стороны, сориентироваться в ближайших потребностях и адаптировать жизнь семьи таким образом, чтобы она была максимально нормотипична.
На этом пути специалиста могут подстерегать разнообразные трудности. Не всегда удается сразу понять, как развивается малыш, или подобрать верный инструмент диагностики и выстроить гипотезы для дальнейшей работы. Иногда получается, что программа, разработанная для ребенка и семьи начинает пробуксовывать и что-то идет не так. Родители могут не до конца понимать или принимать все трудности, им может быть очень тяжело и они не готовы сотрудничать и тд.
Вопросы могут возникать даже у самых опытных специалистов, не говоря уже о начинающих практиках. Чтобы сделать работу специалиста по ранней помощи максимально эффективной, предотвратить выгорание, помочь профессионалам решить стоящие перед ними клинические и методические задачи, существует профессиональная супервизия для специалистов ранней помощи.
Итак, давайте разбираться.
Что же такое супервизия в ранней помощи
Супервизия в ранней помощи — это подход к повышению качества работы специалиста по ранней помощи за счет сохранения и развития сильных сторон и укрепления партнерства.
Супервизия – это регулярный, спланированный, подотчетный двусторонний процесс, который должен обеспечивать поддержку и развивать знания, навыки и ценности отдельного специалиста, группы или команды. Его цель – следить за ходом профессиональной практики и помогать специалистам повышать качество выполняемой ими работы, тем самым улучшая результаты для детей и семей.
Супервизия обеспечивает профессиональную индивидуальную поддержку, дает возможность поразмышлять о собственной практике, профессиональном прогрессе, вопросах выгорания и самооценке.
Супервизия должна предоставлять возможности:
- Обсуждения любых практических вопросов, особенно касающиеся развития или благополучия детей и их семей.
- Выработки совместных решений по мере их возникновения.
- Получения/предоставления коучинга для повышения личной эффективности специалистов.
Двумя важными составляющими супервизии являются:
- Рефлексия
Как определено в книге Шерил Скотт Хеллер и Линды Гилкерсон «Практическое руководство по рефлексивному супервизированию», «рефлексия — это шаг назад, чтобы рассмотреть работу с нескольких точек зрения, в том числе с точки зрения того, что один и другие наблюдают, чувствуют и думают». Для размышления необходима основа честности и доверия. Цель состоит в том, чтобы создать безопасную, спокойную и благоприятную среду, в которой специалист может рассказать о своем опыте, мыслях, идеях и эмоциях. Эксперт должен руководить принятием решений специалистов, предоставляя знания и поддержку непредвзято и сочувственно. Рефлексия имеет важное значение, поскольку она позволяет специалисту провести самооценку и осознать свои сильные и слабые стороны, что дает им возможность вносить коррективы в работу, которые приведут к эффективности.
- Сотрудничество
Эта концепция предполагает полное участие и уважительный взаимный обмен мнениями между экспертом и специалистами. Отношения сотрудничества требуют открытого общения без страха осуждения и насмешек. Благодаря активному слушанию любая из сторон может задавать вопросы, чтобы узнать о мыслях и мотивах другого партнера. Например: «О чем ты думал, когда делал это?» Сотрудничество помогает специалистам свободно выражать интерес к решению новых задач, а также они могут осуществлять определенный контроль над условиями своей работы.
Виды супервизии
Внешняя супервизия
Во время внешней супервизии экспертом-преподавателем выступает опытный приглашенный профессионал, который не проводит клиническую практику в организации и является сторонним и незаинтересованным лицом. Обычно, во время внешней супервизии, междисциплинарная команда заранее выбирает актуальную для команды тему, над которой хочет поработать и заранее выбирает случаи, которые максимально близко отвечают запросам всей команды. Во время внешней супервизии команда, объединяя свой групповой потенциал, разрабатывает стратегии и механизмы решения возникающих сложностей. Эксперт-супервизор помогает команде отработать важные этапы технологии ранней помощи, подсказывает актуальные методики и приемы работы.
Внешняя супервизия прекрасно подходит как командообразующий механизм клинической работы междисциплинарной команды специалистов ранней помощи. Обычно внешняя супервизия проводится 1 раз в 3/6 месяцев.
Внутренняя супервизия
Это регулярная методическая работа междисциплинарной команды специалистов, на которой специалисты решают практические вопросы ведения конкретных клинических случаев на разных этапах оказания услуг. Во внутренней супервизии принимают участие все члены команды. Ведущим супервизии назначается методист или наиболее опытный клинический практик в команде. Внутреннюю супервизию при наличии возможности рекомендовано проводить еженедельно, либо не реже 1 раза в месяц.
Индивидуальная супервизия
Обычно это супервизия, которая происходит по запросу конкретного специалиста и работа эксперта и специалиста происходит один на один. Супервизор в этом случае максимально детально разбирает запрос специалиста и индивидуально подбирает приемы и способы решения конкретных клинических запросов. Индивидуальная супервизия проводится по запросу.
Групповая супервизия
Проводится, когда собираются специалисты из разных междисциплинарных команд или несколько междисциплинарных команд из разных организаций. Число специалистов, которые принимают участие в групповой супервизии обычно не превышает 15 человек. Такая супервизия помогает обогатить знания специалистов не только при помощи методической поддержки эксперта-супервизора, но и включить разнообразный клинический опыт большого числа профессионалов.
Открытая супервизия
Это формат, когда на супервизию приглашаются все желающие профессионалы и в зависимости от формата, на супервизии может быть неограниченное число участников. В ходе такой супервизии обычно представляются несколько индивидуальных клинических случаев и эксперт-супервизор обращается к клиническому опыту группы, для того, чтобы максимально компетентно ответить на поставленный индивидуальный запрос.
Для кого нужна супервизия?
- Для начинающих профессионалов в ранней помощи. Обычно такая поддержка требуется как в моменте обучения ранней помощи, так и в первые несколько лет практики. На первых порах супервизия помогает осознать правильность и достоверность принятых решений и развить свои навыки клинического мышления.
- Для опытных практиков. Супервизия помогает углубить свои навыки рефлективного клинического мышления, подбора необходимых инструментов диагностики, оценки и проведения вмешательства.
- Для междисциплинарных команд специалистов. Супервизия помогает установлению качественной командной работы, эффективному взаимодействию всех членов команды и развитию комплексного подхода в ранней помощи.
Функции супервизии
Для практикующих специалистов по ранней помощи супервизия помогает:
- Убедиться в том, что специалист четко и уверенно понимает свою роль, обязанности, порядок и стандарт оказания услуг ранней помощи.
- Поразмышлять над своей регулярной практикой.
- Обеспечить согласованность междисциплинарных специалистов.
- Обеспечить конструктивную обратную связь о роли в команде и эффективности практики.
- Признавать и ценить свой труд.
- Укрепить доверие и усилить потенциал сотрудников и команды.
- Предоставить возможность для открытой, индивидуальной дискуссии.
Для Службы ранней помощи супервизия помогает:
- Помочь практикующим специалистам понять видение службы в целом, куда она движется в будущем и как они могут внести свой вклад.
- Обеспечить управляемую рабочую нагрузку для практикующих специалистов.
- Обеспечить высокоэффективные услуги для детей, родителей и семей в целом.
- Обеспечить четкую коммуникацию внутри службы.
- Обеспечить, чтобы практикующие специалисты соответствовали целям и стандартам Службы ранней помощи.
Что важно учесть при организации супервизии?
Важно, чтобы специалисты по ранней помощи заранее получали полную и максимальную информацию о супервизии и возможности участия в ней в соответствии с форматом. Специалисты информируются о графике супервизий, продолжительности, темах и ведущих экспертов супервизии
Специалист по ранней помощи или команда предварительно готовит клинический случай: необходимые заполненные протоколы, видео записи и формулирует свой запрос. Все материалы предоставляются эксперту в оговоренные сроки.
Ход супервизии может быть зафиксирован на видео с предоставлением закрытого доступа участникам супервизии. Кроме этого эксперт готовит отчет о супервизии, в котором отражено то, что обсуждалось, разногласия при их наличии, выводы и дальнейшие цели.
Также важно, чтобы супервизии проводились с учетом следующих принципов:
- Конфиденциальность
Важно, чтобы специалисты по ранней помощи чувствовали себя комфортно при обсуждении всех аспектов своей работы, но должна быть ясность в отношении того, что произойдет с обсуждаемой информацией, если она вызовет обеспокоенность по поводу охраны интересов ребенка. Например, когда специалист имеет информацию о домашнем насилии и других опасных случаях в отношении детей. На супервизии необходимо развивать культуру открытого обсуждения, в рамках которой у сотрудников есть время обсудить любые проблемы, опасения и ограничения в рамках своей роли и условий работы.
Соответственно, любая политика проведения супервизии должна быть совместима с политикой защиты детей, обвинениями в адрес персонала и политикой конфиденциальности в учреждении. Записи о супервизии должны храниться в тайне и быть недоступными для других сотрудников в учреждении.
- Регулярность
Супервизия — это возможность регулярно встречаться для обсуждения и предоставления поддержки и расширения практики и возможностей сотрудников, чтобы убедиться, что они чувствуют себя подготовленными и компетентными для эффективного выполнения своей работы.
Периодичность супервизий может зависеть от количества специалистов по ранней помощи в службе, наличия эксперта или методиста и наличия помещений.
Хорошая практика предполагает, что супервизия должна проводиться не реже одного раза в 6 недель, то есть один раз в семестр. Некоторые сотрудники, например, если они недавно получили квалификацию или менее уверены в себе, могут нуждаться в более регулярном проведении контрольных сессий.
Важно помнить, что, несмотря на то, что оценка эффективности работы специалиста и службы и супервизия отличаются друг от друга, годовые целевые показатели оценки эффективности должны обсуждаться и пересматриваться в ходе супервизии и при необходимости изменяться или адаптироваться.
Поэтому практика проведения регулярных супервизий не только благоприятно сказывается на качестве работы сотрудников, но и служит хорошим инструментов поддержания эффективности команды и службы ранней помощи в целом.
Автор статьи: Ермолаева Евгения, клинический психолог, исполнительный директор Ассоциации ранней помощи
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.