Некоторое время семья — это для него весь мир. Поэтому где набираться первого опыта, как не там? Наверняка, многие из вас замечали, как у ребенка появляется такое умение, которым, его, вроде бы, специально, никто и не учил, а они у него есть. Вот так и работает среда — нативно, неосознанно, но работает.
Обзор процесса формирования пищевых привычек у детей младшего возраста
В самом начале ребенок учится понимать, что прием пищи может быть общим событием. Что мама тоже может кушать вместе с ним. Далее, что еда — это событие семейное, в котором могут принимать участие не только сам малыш и мама, но и братья и сестры, папа и бабушка и дедушка, или гости. Что для еды используются специальные приспособления — можно сидеть в собственном стульчике, еду раскладывают в посуду, есть можно и руками и приборами (чаще это ложка и вилка). Для питья существуют бутылочки и чашки. Что еда выглядит и пахнет по разному, что взрослые за столом рады, так как еда приносит им удовольствие.
Описание влияния генетических, культурных и семейных факторов на эти привычки
Безусловно, есть ряд факторов, влияющих на формирование пищевых привычек. И к ним относятся и национальные особенности, и географические, и культурологические и даже религиозные. Любые ритуалы, сопровождающие прием пищи будут иметь влияние на то, как будет формироваться пищевое поведение у ребенка.
Почему же? Потому что все это составляет рутину, ритуал, алгоритм того, как выстраивается этот прием. Это то, что малыш, только начинающий знакомиться с приемом пищи отличным от грудного вскармливания, будет принимать как единственно верное и встраиваться в него по мере возможностей. То, с чем, повзрослев, ребенок будет продолжать сталкиваться в семье, где проводит большую часть своей жизни, где живут самые близкие и родные ему люди. Поэтому все эти факторы, конечно же, надо обязательно учитывать.
Анализ влияния родителей, семьи на пищевые привычки детей
Как родители могут повлиять на формирование пищевых привычек? И могут ли? Однозначный ответ — да. Именно от них зависит на какой мебели и из какой посуды будет есть малыш, какие блюда ему предложат, в какое время и из каких продуктов, как они будут приготовлены. В семье вегетарианцев врядли вырастет маленький мясоед, в семье любителей йогуртов на завтрак — ребенок, любящий каши.
Если родители сами не придерживаются режима питания, то и ребенку будет сложно это сделать. Скорее всего, постоянные перекусы не позволят принимать пищу с определенными интервалами и правильно сформировать здоровое чувство голода и насыщения. Точно так же только от родителей зависит будет ли ребенок есть тогда, когда действительно голоден или же еда, иной раз, будет заменять ему объятия мамы, новую игрушку или отвлекать от неприятного события.
Глядя на других членов семьи ребенок впервые сталкивается с тем, как организован прием пищи. Приятная ли это рутина, получается ли собраться за столом всем вместе, как происходит общение при этом.
Более того, зачастую сейчас многие дети не знают и не понимают откуда на их столе берется еда, из каких продуктов она готовится, кто это делает и как. А это очень затрудняет отношения ребенка с едой. Даже будучи взрослыми людьми нам, чтобы попробовать новую пищу, необходимо понимать из каких продуктов она приготовлена и принять решение готовы ли мы это съесть. Ну и будучи взрослыми мы продолжаем взаимодействовать с едой тактильно, то есть трогаем её во всех состояниях ещё до того момента, как, став блюдом, она попадает к нам на стол.
Ребенок, лишенный такого богатого предыдущего опыта, узнает все это именно в семье, от родителей. И если на получает его в должном объеме может испытывать сложности с приемом в пищу новых блюд. Он может не знать и не понимать, что вот это красное яблоко, лежащее на лотке в супермаркете, нарезанное красивыми дольками на столе во фруктовой нарезке и пюре, которое мама дает на полдник — это одно и тоже яблоко, просто в разных состояниях. Для него это три совершенно разных и отличающихся блюда.
Посмотрите, как можно расширить кругозор малыша, просто постепенно привлекая его к посильной для его возраста готовке или сервировке стола, беря его за покупками или привлекая к помощи при их разборе.
Какие же советы можно дать родителям для формирования здоровых пищевых привычек детей в семье?
Самое первое — это брать ребенка на совместные приемы пищи, как только он может самостоятельно сидеть в своем стульчике. Разрешать интересоваться и своей и чужой едой. Исследовать её и руками и ртом. Пачкаться, пробовать, учиться. Небольшой кусочек взрослой еды разово не нанесет малышу ощутимого урона, но позволит получить новый опыт.
Придерживаться режима питания — это позволит сформировать здоровое ощущение голода и, впоследствии, насыщения.
В дальнейшем привлекать ребенка к покупкам продуктов, приготовлению еды, сервировке стола.
Автор статьи: Семакина Оксана, специальный педагог, специалист по эрготерапии, преподаватель
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.