Вовлечение семей, воспитывающих детей раннего возраста, в дистанционный формат работы

Как мотивировать родителей участвовать в дистанционной помощи детям? Какие сложности возникают у семей в удалённых регионах, и как с этим работают специалисты? В статье — практические примеры, советы, стратегии взаимодействия и реальные истории, доказывающие: дистанционная форма ранней помощи может быть эффективной и доступной каждому.

Участие или вовлеченность является ключевой основой, важнейшим условием любого обучения: ребенка или взрослого.

Исследования подтвердили простой факт: родители делают большую работу, привлекая своих детей к разнообразным ежедневным возможностям для обучения! Во всех повседневных рутинах есть потенциал для предоставления ребенку богатого опыта – специалист должен только помочь понять родителям, что будет лучше для конкретного ребенка (Dunst, 2007).

Целью специалистов ранней помощи является вовлечь родителей и других основных ухаживающих лиц в процесс планирования, создания и реализации возможностей для развития ребенка в ежедневных жизненных ситуациях таким образом, что ребенок будет заинтересован и вовлечен в освоение новых навыков, в социальное взаимодействие.

Каковы основные причины того, что услуги ранней помощи начали оказываться в дистанционном формате?

Идея оказания ранней помощи в дистанционном формате родилась не случайно. Семьи, которые проживают в отдалённых районах, где нет служб ранней помощи, не могут получать помощь постоянно.

По опыту: семьи приезжают в областной центр только тогда, когда проходят реабилитацию в клиниках, или выезжают только на одну консультацию.

Основные причины, почему семье трудно участвовать в программе ранней помощи:

  • есть семьи, воспитывающие маленького ребенка, которые имеют 2-е или большее количество детей, хозяйство (корова, куры, утки), которое невозможно оставить.
  • в программах ранней помощи были также случаи, когда семьи отказываются от посещения, поскольку ребенок в очень тяжелом физическом состоянии, тяжелый по весу, нет помощников или транспорта, либо дорога до службы занимает очень много времени и сил,
  • часть семей попадают в медицинские учреждения на длительный срок, в связи с чем также встречи в службе прекращались.

Плюсы от дистанционного формата в этих случаях очевидны. Все вышеперечисленные семьи получают беспрерывную качественную раннюю помощь.

поддержка родителей детей с ОВЗ

Естественно, есть некоторые семьи, которые отказываются от дистанционного формата по разным причинам:

  • боязнь или незнание современных технологий,
  • отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми в дистанционном пространстве,
  • формат очных встреч с ребенком для семей более приемлем, чем общение по телефону или видеосвязи.

Вовлечение родителей в процесс дистанционной работы начинается с первого этапа: этапа формирования запроса на дистанционный вид получения помощи

Осведомленность о том, где и как оказывается такая помощь, дает родителям возможность самим обратиться в службу ранней помощи. В интервью родители отмечают, что благодаря информации на сайтах учреждений, в социальных сетях они узнали о таком виде помощи и позвонили туда.

Мария (с. Карпогоры, Архангельская область):

«Первое, что мне пришло в голову, это осведомленность, что можно дистанционно заниматься. То есть я раньше об этом и не знала, что можно дистанционно, а ездить к вам не очень удобно, в Архангельск из деревни…  вот и сидели бы дома… У меня знакомая тоже есть, я ей рассказывала, что мы вот так занимаемся. Она мне сказала: «О я бы тоже хотела». Или мы еще не такие сильно тяжеленькие, что я могу с ней кататься туда-сюда, а есть ведь еще потяжелее детки, которые вот вообще из дома не выходят, а они даже не знают, что можно дистанционно позаниматься, помощь получать. Хорошо бы сделать в социальных сетях, в группах, вот такой рекламный блок, что вы набираете детей, проводите занятия дистанционно, многие бы увидели и захотели позаниматься. Просто, если бы вы мне не позвонили, не сказали, не настояли, я бы и знать не знала…мне никто до этого не говорил».

Для того, чтобы родители были осведомлены о таком виде помощи, специалистам службы ранней помощи необходимо разработать так называемые «путеводители», размещенные на сайтах, в социальных группах, средствах массовой информации. В информационном материале необходимо прописать плюсы для семьи от такого формата помощи и пояснить, каким образом происходит оказание помощи (условия, длительность, порядок и т.д.).

Также, специалисты, проводя первичный прием в очном формате, могут предлагать родителям дистанционный формат работы, если видят, что семья в этом нуждается.

Какие факторы помогут родителям принять решение об участии в дистанционном формате получения услуг ранней помощи?

Существует ряд факторов, облегчающих вовлечение родителей в дистанционный формат работы, это:

  1. Разрешение вопросов, связанных с техническими возможностями семьи. В случае необходимости оказывается поддержка с точки зрения вовлечения окружения, живущего рядом или технического персонала учреждения для того, чтобы помочь родителям установить специальные приложения на телефон или компьютер и убедиться, что родители легко могут справиться с этим. Специалисты могут использовать так называемые пробные сеансы видеосвязи, когда родитель будет сосредоточен только на технической стороне процесса. Важно помнить, что техническая компетентность семьи не обязательна на старте взаимодействия, они могут приобретать её постепенно.  Данные стратегии готовят так называемый фундамент для дальнейшего эффективного взаимодействия.
  2. Для родителей очень важным моментом является понимание того, как будет происходить помощь в дистанционном формате, и что будет происходить. Все правила и нюансы лучше обговорить сразу до момента начала практических встреч.
  3. Родители должны знать, что, соглашаясь на дистанционный формат, они также имеют право приехать в службу и получить помощь офлайн.
  4. Специалисты службы ранней помощи САМИ должны четко понимать плюсы дистанционного формата, чтобы в доступной форме объяснить родителям и, возможно, убедить в надежности, безопасности помощи семье в естественных домашних условиях, тем самым продвигать принцип опоры на естественную среду и ежедневные жизненные ситуации.
  5. Также априори предполагается, что специалист ранней помощи знает о том, что работа в дистанционном формате будет направлена на родителей в большей степени, чем на ребенка.
  6. Четкие временные перспективы помогают семье принять решение о сотрудничестве в дистанционном формате: время проведения сессии, ее продолжительность, удобство временного промежутка.

После сбора необходимых документов, которые также можно послать через интернет, что существенно облегчает подготовку родителей к встрече, специалисты проводят первичный прием.

дистанционная реабилитация ребёнка

Какие действия специалиста способствуют вовлечению родителей в процесс первичного приема и оценочных процедур?

Вовлеченность родителей в процесс первичного приема обеспечивает доброе, уважительное, терпимое отношение специалиста к родителям, развитие неформальной беседы и совместное планирование будущего.

Проводя оценочные процедуры в дистанционном формате, специалисту важно регулярно выделять то, что получается у ребенка и родителей очень хорошо, отмечать позитивные моменты или возможности семьи.

Похвалу и одобрение сами родители отмечают, как позитивный момент для установления контакта и работы в дистанционном формате:

Из интервью с Ириной (Архангельская область): «Родители ждут одобрения. За любой труд требуется похвала. Это настоящий контакт», с мамой из Воронежа: «Меня мотивирует и привлекает в дистанте то, что меня лично как маму поддерживают и хвалят».

Специалисты ранней помощи, проводя оценочные процедуры, должны выявить как можно больше компетенций у родителей, успешных ежедневных жизненных ситуаций, где семья и ребенок чувствую себя очень хорошо, и ребенок демонстрирует наилучшее поведение для родителей.

«Знание своих «фирменных» сильных качеств и их развитие, как показывают исследования, вырабатывает видение перспектив, порождает оптимизм, дает чувство направления, помогает развить уверенность в себе,  приносит чувство реализованности, помогает достичь своих целей, связано с высоким уровнем субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью, надежды, доверия, образовательных достижений, и степени вовлеченности» (Бонивелл, 2009; Clifton, Anderson, 2001-2002; Hodges, Clifton, 2004). Родители могут не знать, не замечать сильные стороны своей семьи и ребенка. Специалисты помогают родителям найти и осознать их, и, возможно, изменить поведение или улучшить стратегии, связанные с воспитанием   ребенка.

Мама Сони хорошо вяжет, специалисты увидели по видео, что много клубочков лежит по всему дому. Беседа про это увлечение стала весомым вкладом в индивидуальную программу Сони: мама начала вязать контрастные игрушки для своей дочки, которая плохо видит.

На присланном видеоматериале специалисты увидели, как брат играет с маленькой сестричкой. В индивидуальной программе специалисты вместе с мамой прописали и придумали игры, которые будут способствовать решению поставленных задач с использованием домашних игрушек. Брат научился новым играм и с удовольствием занял место главного тренера для сестры.

Важной стратегией вовлечения родителей в дистанционный формат работы является адаптация процедур ранней помощи. Примером такой адаптации являются практические пробы, которые делают сами родители, соответственно специалист упрощает пробы, обучает родителей тому, как их проводить. Например, углубленная оценка коммуникации проводится, как наблюдение и видеозапись совместных игр членов семьи с ребенком, при этом специалист просит попробовать поиграть в те или иные игры, он может предложить родителю почитать с ребенком книжку, спросить ребенка о картинках, или поиграть в заводную игрушку и так далее. Специалист в это время будет наблюдать и оценивать коммуникативные умения ребенка, например внимание к партнеру, способность к подражанию и другое.

Вовлечению семьи в оценочные процедуры способствует и то, как проведено итоговое обсуждение результатов оценки, смогли ли родители высказать свое мнение, поделился ли специалист своими выводами.

Какие стратегии сотрудничества можно применять при составлении индивидуальной программы ранней помощи?

Соответственно организация качественного совместного обсуждения с семьей результатов оценки открывает возможности к включению родителей в процесс планирования целей для индивидуальной программы ранней помощи.

Важным является момент формулировки целей индивидуальной программы с учетом наиболее значимых потребностей семьи и ребенка, важных факторов риска и поддерживающих факторов. Всегда возникает вопрос, как говорить о рисках для семьи или негативного влияния на ребенка того или иного фактора (принцип необходимости).

Адекватное образование и подготовка специалиста ранней помощи должно способствовать умелому использованию знаний на практике: специалист должен знать, как передавать информацию семье, каким образом использовать информацию о рисках и сильных сторонах в создании индивидуальной программы ранней помощи. Профессионалы должны быть в состоянии деликатно объяснять, как оцениваются навыки или факторы окружающей среды. Это позволит избегать приклеивания ярлыков ребенку или формирования негативных отношений между семьей и ребенком.

Для многих специалистов Российской Федерации составление «Индивидуальной программы ранней помощи» для ребенка и его семьи является новым, не совсем апробированным методом работы. Но именно этот документ является основным «контрольным списком» помогающим четко представлять всей команде, что делать, когда и как. При составлении индивидуальной программы важно обсудить с родителями несколько вопросов:

  1. Спросите, какие цели родители хотят вписать в программу.
  2. Уточните во время каких рутин легче и приятнее для родителей развивать новые навыки.
  3. Посоветуйтесь с семьей, в какое время им удобнее проводить дистанционные сессии.
  4. Обсудите, кто в семье может взять ответственность за ту или иную цель, возможно, именно у кого-то из семейного окружения это получится легче и эффективнее.
  5. Спросите, как лучше отправить индивидуальную программу: по почте, фотографией, сканом.
  6. Спросите родителей: возможно, они хотят что-то добавить в индивидуальную программу.
  7. Обсуждая готовую индивидуальную программу, уточните у родителей, все ли понятно в ней.

Совместно выбранные и сформулированные цели для программы отвечают запросу семьи и естественным образом мотивируют родителей на дальнейшую работу по их достижению.

онлайн помощь семьям с детьми

Какие действия специалиста способствуют тому, что родители активно участвуют в процессе реализации индивидуальной программы ранней помощи?

Если специалист помог семье включиться в совместную работу на этапе первичного приема, оценочных процедур и планирования индивидуальной программы, родители обычно готовы к тому, чтобы активно участвовать в достижении целей с ребенком во время реализации индивидуальной программы ранней помощи, но и в это время нужно следовать ряду стратегий, чтобы поощрять родителей быть вовлеченными.

Ирина Архангельск: «Родитель должен быть заинтересован. Вы рекомендуете, а родитель уже хочет или не хочет – будет выбирать. Не заставить родителя делать то, что он не хочет делать. Главная стратегия: интерес».

То есть фактором, определяющим вовлеченность родителей и ближайшего окружения во весь алгоритм ранней помощи, является их собственная внутренняя мотивация.

Мотивация — это тема, звучащая рефреном во многих современных развивающих практиках. Для развития внутренней мотивации родителей к началу и продолжению сотрудничества важна позитивная оценка их действий, направленных на развитие ребенка. Именно так называемый «позитивный ассесмент» выделяет в работе с клиентами К. Кауффман, положительная обратная связь является вдохновляющей для родителей и подтверждает их компетентность в развитии и воспитании ребенка.

Привлекательным и комфортным моментом для семей оказывается возможность выбора определенного вида деятельности: дискуссия, практическая помощь, совместный анализ домашнего видео или видеоматериала из электронного ресурса, переписка, разговор по телефону, беседа за круглым столом с привлечением родственников, групповая встреча в мессенджере с другой семьей и др.

Ведение диалога во время дистанционной встречи будет эффективным если:

  • рассматривать родителей как равноправных партнеров,
  • поощрять родителей решать собственные проблемы,
  • помогать выделять ресурсы, необходимые для решения поставленных целей,
  • не зацикливаться на проблемах (для родителей может это и не проблема).

Интервью, проведенное с родителями, получающими помощь в дистанционном формате, позволило определить еще одну стратегию повышения вовлеченности и участия родителей — это домашние задания:

Ирина: «Домашние задания – это хорошо. Нам лучше, когда нам временные границы ставят, спрашивают, получается или нет выполнять».

Однако специалисты должны понимать, кому из родителей помогают домашние задания: кого-то это структурирует, а для кого-то это серьезная нагрузка. Во втором случае родитель испытывает излишнее напряжение, и он может раздражаться из-за дополнительной нагрузки.

Многие родители отмечают, что не всем нравится, когда их излишне контролируют, проверяют или назойливо предлагают встречи. Им больше нравится, когда они испытывают ощущение собственного контроля и автономии. Необходимо замечать инициативу и желание родителей.

 Мария (Архангельск): «Мне не нравится, когда довлеют надо мной. Я сама со многим справляюсь. Если надо, я скажу».

Несмотря на закрытый контент дистанционных встреч, необходимо давать родителям возможность испытывать принадлежность к какой-то группе родителей и содействовать в развитии позитивных отношений. Так, например, мама, находясь в дистанционном формате получения поддержки для своей семьи и дочери, начала вести собственный блог для других родителей.

Ирина: «Я с вами поговорю. У меня начинает фантазия работать. Я вот уже и это придумала и то. Потом делюсь с другими.  Мне очень многое дает, что мы общаемся с другими мамами»

Также, родители отмечают, что обсуждения, беседы специалистов с мамой по видеосвязи, как правило, могут слышать и другие члены семьи. Потом все вместе могут обсудить услышанное. Семья в этом случае объединяется вокруг ребенка.

Из интервью с мамой Ириной: «Теперь я делегировала некоторые игры с дочкой в течение дня мужу и сыну. А я могу заняться домашними делами. Это очень важно. Мы ведь семья».

Чтобы родители были наиболее вовлечены в дистанционную форму помощи их семье и ребенку им необходимо чувствовать себя эффективными в достижении результатов, компетентными в решении всех вопросов.

«Я вчера попробовала его (ребенка) посадить так, как мы обсуждали, подложила валик, еще подумала из чего его сделать. Мне понравилось. Ему так удобно было».

Для каждой семьи специалисты продумывают индивидуальный подход с учетом потребностей семьи и ребенка: время проведения встречи, частота встреч, количество специалистов, поддерживающих семью. Многогранность организации дистанционного формата работы напрямую связан с мотивированностью родителей на участие в совместной работе. Реализация ранней помощи в таком формате должна быть полностью адаптирована к способностям ребенка и семьи, образованию, стилям поведения, предпочтениям, пожеланиям, (принцип отзывчивости).

Взаимодействуя с семьей в дистанционном формате специалисту необходимо так выстраивать диалог, чтобы помочь удовлетворению трех базовые потребности человека:

  • потребность в компетенции,
  • потребность во взаимосвязи с другими людьми,
  • потребность в автономии и инициативе,

так специалист дает возможность родителям быть мотивированными добиваться совместно поставленных целей (Гордеева, 2006; Ryan, Deci, 2000).

Практические примеры вовлечения семей на этапе реализации индивидуальной программы ранней помощи:

  1. В начале каждой обучающей сессии спросите, как продвигаются дела.
  2. Если семья пробовала обучать ребенка, попросите продемонстрировать это (показать реально или на видео).
  3. Если семья не пробовала ничего из того, о чем была договоренность, обсудите, что помешало.
  4. Если родителям трудно было вписать какие-то активности в распорядок дня, обсудите, почему? Возможно нужно что-то изменить.
  5. Спрашивайте родителей реагирует ли ребенок на то, что ему предлагают. Если не реагирует, решите совместно, следует ли настаивать дальше или нужно изменить стратегию обучения.
  6. Используйте поддерживающие вопросы, например: «Когда вы пробовали новую активность, что хорошо получилось, в каких действиях вы уверены?».
  7. Используйте стратегию позитивной оценки: отметьте то, что получается хорошо, подбодрите родителя.
  8. Если планируете обучать родителей новым приемам, заранее подумайте, как смоделировать активность, чтобы дать родителям образец.
  9. Бывает, что семья забывает делать что-то, что вы обсуждали. В этом случае используйте метод матрицы (контрольный список, напоминалки, дневники, которые вы вместе можете разрабатывать или посылать по почте).
  10. Если семья не знала, как выполнять ту или иную задачу, спросите нужно ли продемонстрировать еще раз. После демонстрации объясните, что происходило и какой результат.
  11. В конце каждой сессии подведите итоги, напомните, что вы обсуждали, чему учились.
  12. Обязательно договоритесь о том, что родитель будет делать в перерыве между сессиями.
  13. Напомните о способе связи с вами, если родителю нужна ваша помощь, договоритесь о дате и времени следующей встречи.

В заключении отметим, что очень важным моментом наилучшей активности и раскрепощенности родителей в дистанционном формате является полная безопасность семьи:

  • безопасное место хранилища всех видеозаписей встреч,
  • предупреждение родителей, если будет осуществляться видеозапись,
  • согласие родителей на видеоматериалы и персональные данные.

Таким образом, в процессе включения родителей и всего ближайшего окружения в дистанционный формат работы ключевая роль специалистов заключается в том, чтобы развить способности у членов семьи чувствовать себя компетентно и спокойно, заботясь о своем ребенке.

Авторы статьи: Аксенова Ольга Женадьевна – заведующая отделением раннего вмешательства, учитель-логопед ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей»

Самарина Лариса Витальевна – директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», психолог, преподаватель

Использованная литература:

  1. Северные дети. Раннее вмешательство для детей и семей. Результаты проекта «Раннее вмешательство для семей». Перевод на русский язык, вёрстка и подготовка к печати – СПб ОО «Санкт-Петербургское Общество «А-Я».

Полную версию издания можно почитать здесь:

https://eii.ru/doc/rannee_vmeshatel_stvo_dlya_detej_i_semej.pdf

  • Коучинг с оглядкой на науку: практики позитивной жизни. А. М. Улановский. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, № 4. С. 59-80.
  • Routines-Based Early Intervention: Supporting Young Children and Their Families // Publisher:
  • Brookes Publishing. 2010. 288 p.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

3-5 декабря 2025

Научно-практическая конференция по Денверской модели раннего вмешательства

Реклама. АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» ИНН 7841059809  ERID 2VtzqwQhpbQ

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее