Диагностические методики KID-RCDI 2000 для комплексной оценки развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до до 3.5 лет 

Потребность в удобном инструменте комплексной оценки развития ребенка раннего возраста испытывает огромное количество специалистов помогающих профессий. В этой статье расскажем про инструмент, который используется в мире и в России уже более 30 лет.
методики KID-RCDI 2000

Как педагог и руководитель Центра раннего развития, помогающий развиваться детям с разными ресурсными возможностями и их семьям в открытом образовательном пространстве, я, в свое время, испытала настоятельную потребность в комплексной методике определения степени развития детей в разных сферах, в методике раннего выявления отстающих в развитии детей с целью организации им ранней качественной помощи.  Знаю, что потребность в удобном, легко применимом инструменте комплексной оценки развития ребенка раннего возраста испытывает огромное количество специалистов помогающих профессий – врачи, специальные педагоги (дефектологи), логопеды, специалисты по сенсорной интеграции, эрготерапевты…

Это связано с достаточно высоким процентом отстающих в развитии детей, с поздним выявлением большой доли таких детей. Поэтому считаю важным поделиться в этой статье одним из лучших инструментов, который используется в мире и в России уже более 30 лет. 

Это программный комплекс диагностики степени развития детей раннего возраста KID-RCDI 2000, который выступает русифицированным и адаптированным вариантом двух диагностических шкал: 

Шкала KID — Кентская шкала оценки развития младенцев в возрасте от 2 до 16 месяцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), была разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер;

Шкала RCDI — шкала оценки развития ребенка в возрасте от 14 до 36 месяцев (Child Development Inventory; CDI), была разработана доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).

Русскоязычный вариант и доработка шкал была выполнена в Институте раннего вмешательства в Санкт-Петербурге в 1992-2000 годах коллективом института под руководством И.А.Чистович,  Я.Н.Шапиро, Е.В. Кожевниковой.  Сегодня АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» имеет эксклюзивные права на этот программный комплекс (ст. 1259 ГК РФ).

Эта оценочная методика опирается на широко разрабатываемый в мире подход, когда сами родители (заботящиеся взрослые) маленьких детей, заплняют опросник, наблюдая и фиксируя элементы детского поведения. Преимущество родителей в том, что они могут наблюдать ребенка постоянно, во всех разных естественных жизненных сферах, в то время как специалист, как правило, должен оценить поведение в кратчайшее время и в новой, непривычной ребенку обстановке. Кроме того, в процессе ответов родители глубже изучают своего ребенка, повышается их интерес к проблемам развития, вовлеченность в программу помощи малышу. Методика основана также на онтогенетическом взгляде на развитие: каждое новое приобретенное малышом поведение рассматривается как повышение степени его роста. 

Опросник для родителей по шкале KID содержит 252 пункта типичных форм поведения, относящихся к разным областям совершенствования ребенка. Для каждого аспекта развития имеются пункты различной степени трудности, осваиваемые детьми в разные периоды первых полутора лет жизни. Родителям нужно, следуя инструкции, внимательно заполнить анкету и занести в специально заготовленный лист-ответы в простом формате  «да»/«нет»/«начал выполнять недавно». Для анализа полученных данных используется программное обеспечение, содержащее типовые критерии развития детей и позволяет автоматически собирать информацию о прогрессе ребенка, после введения данных. Введение специалистом информации из заполненных родителями ребенка анкет и ответного листа в компьютер и получение заключения занимает от 5 до 10 минут. 

В итоге определяется стадия развития ребенка в нескольких областях (профиль развития) и общая степень отставания (если таковое выявлено: слегка отстает/ отстает). 

Пример профиля развития ребенка по шкале KID:

Роман М. 

Родился27/08/2019 (на 35-ой неделе)
Тестирован03/10/2020 в возрасте 1 г. 1 мес. (1 г. с поправкой на недоношенность)

Информатор – мать.

Полная шкала10.4(слегка отстаёт)
Познание11.4
Движение10.1
Язык10.2
Самообслуживание12.1
Социальная сфера9.7
Пропусков4

(С поправкой на недоношенность отставание незначительно)

Ребёнок слегка отстает в развитии. Через 3-4 мес. Снова проверьте развитие сына.

Программное обеспечение автоматически формирует базу данных детей, которые проходили диагностику развития. 

Опросник по шкале RCDI для оценки развития ребенка в возрасте от 14 до 36 месяцев является возрастным продолжением русского варианта шкалы KID, и содержит 216 пунктов навыков. Принципы методик аналогичны. Разница между опросниками состоит в возрастных  диапазонах, в разбиении навыков области освоения родного языка на навыки понимания языка и развитие  речи, а навыков в области мобильности на крупные движения и тонкие движения, а также пункты для оценки сразу распределены между 6 областями.  

Оценка развития ребёнка по шкале RCDI-2000 (© С-Петербургский Институт Раннего Вмешательства)

Вероника К.

Родилась27/03/2017
Тестирована28/01/2020 в возрасте 2 г. 10 мес.

Информатор – мать.

Социальная сфера2-1(слегка отстаёт)
Самообслуживание<1-2(отстаёт)
Крупная моторика1-11(слегка отстаёт)
Тонкая моторика1-9(отстаёт)
Речь2-3
Понимание2-3

Ребёнок отстает в областях, отмеченных выше. Девочке должно помочь развивающее обучение. Ввиду низких показателей, следует для уточнения дополнительно оценить развитие по шкале KID для детей моложе 16 мес.

Через 3-4 мес. снова проверьте показатели развития дочери.

Алгоритм исследования предполагает применение опросников в паре, последовательно (для прослеживания развития ребенка) или одновременно (для детей от года до полутора, или для тех детей, развитие которых в отдельных областях соответствует этому диапазону). Родители заполняют вопросник каждые три месяца, и программа выстраивает сравнительные диаграммы, которые помогают специалистам и родителям фиксировать результаты и корректировать цели программы помощи ребенку.

диаграмма динамики развития ребёнка
диаграмма динамики развития

Кроме стандартной компьютерной распечатки заключения программа может выдать по запросу специалиста дополненные варианты, включающие 

  • таблицы динамики развития (при неоднократной оценке);
  • ранжированный перечень не выполняемых ребенком легких пунктов;
  • ранжированный перечень пунктов с кодами ответов, разбитых на однородные по «теме» группы пунктов, например, «еда», «одевание», «жесты», «прагматика: зачем и о чем говорят» и др. 
  • пункты-изменения с предыдущих тестов

Итак, шкалы KID-RCDI 2000 успешно служат для:

  • Скринингового мониторинга прогресса ребенка в возрасте от 2 до 36 месяцев, раннего обнаружения задержки и/или нарушения развития и направления на дополнительную диагностику.
  • Анализа показателей роста детей во всех аспектах, формирования «профиля развития» ребенка.
  • Для выявления области ближайшего развития малыша, создание рекомендаций и планирования индивидуальных программ поддержки в раннем возрасте.
  • Для мониторинга прогресса развития малыша, оценки роста, эффективности программы ранней помощи.

К основным достоинствам Диагностических методик KID-RCDI 2000 можно отнести  простоту применения и обработки за счет вовлечения родителей и компьютеризации, универсальность и многоплановость, равномерный и полный охват детских навыков различной сложности, возможность выявления факта и степени отставания, получение репертуаров освоенных и неосвоенных навыков ребенка, ориентировку в онтогенезе, вовлечение родителей.

В Институте раннего вмешательства регулярно проводится обучающий курс по вопросам применения Программного комплекса «Программы точной оценки уровня развития детей KID-RCDI-2000» в практической работе специалистов.

Автор статьиИгрушкина Татьяна Викторовна, старший преподаватель, специальный педагог АНО ДПО «СПб ИРАВ»

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Летние онлайн - интенсивы ИРАВ

Вместе со специалистами ИРАВ потренируйтесь в клинических наблюдениях, заполнении бланков и построении аргументированных шагов программы помощи

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее