Как педагог и руководитель Центра раннего развития, помогающий развиваться детям с разными ресурсными возможностями и их семьям в открытом образовательном пространстве, я, в свое время, испытала настоятельную потребность в комплексной методике определения степени развития детей в разных сферах, в методике раннего выявления отстающих в развитии детей с целью организации им ранней качественной помощи. Знаю, что потребность в удобном, легко применимом инструменте комплексной оценки развития ребенка раннего возраста испытывает огромное количество специалистов помогающих профессий – врачи, специальные педагоги (дефектологи), логопеды, специалисты по сенсорной интеграции, эрготерапевты…
Это связано с достаточно высоким процентом отстающих в развитии детей, с поздним выявлением большой доли таких детей. Поэтому считаю важным поделиться в этой статье одним из лучших инструментов, который используется в мире и в России уже более 30 лет.
Это программный комплекс диагностики степени развития детей раннего возраста KID-RCDI 2000, который выступает русифицированным и адаптированным вариантом двух диагностических шкал:
– Шкала KID — Кентская шкала оценки развития младенцев в возрасте от 2 до 16 месяцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), была разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер;
– Шкала RCDI — шкала оценки развития ребенка в возрасте от 14 до 36 месяцев (Child Development Inventory; CDI), была разработана доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).
Русскоязычный вариант и доработка шкал была выполнена в Институте раннего вмешательства в Санкт-Петербурге в 1992-2000 годах коллективом института под руководством И.А.Чистович, Я.Н.Шапиро, Е.В. Кожевниковой. Сегодня АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» имеет эксклюзивные права на этот программный комплекс (ст. 1259 ГК РФ).
Эта оценочная методика опирается на широко разрабатываемый в мире подход, когда сами родители (заботящиеся взрослые) маленьких детей, заплняют опросник, наблюдая и фиксируя элементы детского поведения. Преимущество родителей в том, что они могут наблюдать ребенка постоянно, во всех разных естественных жизненных сферах, в то время как специалист, как правило, должен оценить поведение в кратчайшее время и в новой, непривычной ребенку обстановке. Кроме того, в процессе ответов родители глубже изучают своего ребенка, повышается их интерес к проблемам развития, вовлеченность в программу помощи малышу. Методика основана также на онтогенетическом взгляде на развитие: каждое новое приобретенное малышом поведение рассматривается как повышение степени его роста.
Опросник для родителей по шкале KID содержит 252 пункта типичных форм поведения, относящихся к разным областям совершенствования ребенка. Для каждого аспекта развития имеются пункты различной степени трудности, осваиваемые детьми в разные периоды первых полутора лет жизни. Родителям нужно, следуя инструкции, внимательно заполнить анкету и занести в специально заготовленный лист-ответы в простом формате «да»/«нет»/«начал выполнять недавно». Для анализа полученных данных используется программное обеспечение, содержащее типовые критерии развития детей и позволяет автоматически собирать информацию о прогрессе ребенка, после введения данных. Введение специалистом информации из заполненных родителями ребенка анкет и ответного листа в компьютер и получение заключения занимает от 5 до 10 минут.
В итоге определяется стадия развития ребенка в нескольких областях (профиль развития) и общая степень отставания (если таковое выявлено: слегка отстает/ отстает).
Пример профиля развития ребенка по шкале KID:
Роман М.
Родился | 27/08/2019 (на 35-ой неделе) |
Тестирован | 03/10/2020 в возрасте 1 г. 1 мес. (1 г. с поправкой на недоношенность) |
Информатор – мать.
Полная шкала | 10.4 | (слегка отстаёт) |
Познание | 11.4 | |
Движение | 10.1 | |
Язык | 10.2 | |
Самообслуживание | 12.1 | |
Социальная сфера | 9.7 | |
Пропусков | 4 |
(С поправкой на недоношенность отставание незначительно)
Ребёнок слегка отстает в развитии. Через 3-4 мес. Снова проверьте развитие сына.
Программное обеспечение автоматически формирует базу данных детей, которые проходили диагностику развития.
Опросник по шкале RCDI для оценки развития ребенка в возрасте от 14 до 36 месяцев является возрастным продолжением русского варианта шкалы KID, и содержит 216 пунктов навыков. Принципы методик аналогичны. Разница между опросниками состоит в возрастных диапазонах, в разбиении навыков области освоения родного языка на навыки понимания языка и развитие речи, а навыков в области мобильности на крупные движения и тонкие движения, а также пункты для оценки сразу распределены между 6 областями.
Оценка развития ребёнка по шкале RCDI-2000 (© С-Петербургский Институт Раннего Вмешательства)
Вероника К.
Родилась | 27/03/2017 |
Тестирована | 28/01/2020 в возрасте 2 г. 10 мес. |
Информатор – мать.
Социальная сфера | 2-1 | (слегка отстаёт) |
Самообслуживание | <1-2 | (отстаёт) |
Крупная моторика | 1-11 | (слегка отстаёт) |
Тонкая моторика | 1-9 | (отстаёт) |
Речь | 2-3 | |
Понимание | 2-3 |
Ребёнок отстает в областях, отмеченных выше. Девочке должно помочь развивающее обучение. Ввиду низких показателей, следует для уточнения дополнительно оценить развитие по шкале KID для детей моложе 16 мес.
Через 3-4 мес. снова проверьте показатели развития дочери.
Алгоритм исследования предполагает применение опросников в паре, последовательно (для прослеживания развития ребенка) или одновременно (для детей от года до полутора, или для тех детей, развитие которых в отдельных областях соответствует этому диапазону). Родители заполняют вопросник каждые три месяца, и программа выстраивает сравнительные диаграммы, которые помогают специалистам и родителям фиксировать результаты и корректировать цели программы помощи ребенку.
Кроме стандартной компьютерной распечатки заключения программа может выдать по запросу специалиста дополненные варианты, включающие
- таблицы динамики развития (при неоднократной оценке);
- ранжированный перечень не выполняемых ребенком легких пунктов;
- ранжированный перечень пунктов с кодами ответов, разбитых на однородные по «теме» группы пунктов, например, «еда», «одевание», «жесты», «прагматика: зачем и о чем говорят» и др.
- пункты-изменения с предыдущих тестов
Итак, шкалы KID-RCDI 2000 успешно служат для:
- Скринингового мониторинга прогресса ребенка в возрасте от 2 до 36 месяцев, раннего обнаружения задержки и/или нарушения развития и направления на дополнительную диагностику.
- Анализа показателей роста детей во всех аспектах, формирования «профиля развития» ребенка.
- Для выявления области ближайшего развития малыша, создание рекомендаций и планирования индивидуальных программ поддержки в раннем возрасте.
- Для мониторинга прогресса развития малыша, оценки роста, эффективности программы ранней помощи.
К основным достоинствам Диагностических методик KID-RCDI 2000 можно отнести простоту применения и обработки за счет вовлечения родителей и компьютеризации, универсальность и многоплановость, равномерный и полный охват детских навыков различной сложности, возможность выявления факта и степени отставания, получение репертуаров освоенных и неосвоенных навыков ребенка, ориентировку в онтогенезе, вовлечение родителей.
В Институте раннего вмешательства регулярно проводится обучающий курс по вопросам применения Программного комплекса «Программы точной оценки уровня развития детей KID-RCDI-2000» в практической работе специалистов.
Автор статьи: Игрушкина Татьяна Викторовна, старший преподаватель, специальный педагог АНО ДПО «СПб ИРАВ»
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.