Денверская модель (или Денверская модель раннего вмешательства, часто называемая Denver Model) — это метод терапии, разработанный для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Она была основана в 1980-х годах и активно развивалась с тех пор.
Этот подход сочетает в себе элементы поведенческой терапии и обучения в естественной среде, акцентируя внимание на взаимодействии ребенка с окружающей аудиторией.
Денверская модель раннего вмешательства при аутизме является комплексной моделью, которая фокусируется на интеграции ABA и принципов развития в естественных контекстах.

Принципы Денверской модели
Денверская модель раннего вмешательства опирается на следующие принципы.
1. Раннее начало. Одним из основных аспектов модели является ее применение на ранних этапах развития ребенка. Исследования показывают, что раннее вмешательство может значительно улучшить исходы, особенно в развитии социальных навыков и коммуникации.
2. Интеграция в повседневную жизнь. Денверская модель ориентирована на использование повседневных ситуаций для обучения. Это позволяет детям применять полученные навыки в реальных условиях, что способствует их лучшему усвоению и увеличивает шансы на социальную интеграцию.
3. Клинические исследования. Многочисленные исследования показывают, что дети, которые проходили обучение по Денверской модели, демонстрируют заметные улучшения в области социальных и когнитивных навыков, а также в способности к общению. В ряде случаев наблюдались даже улучшения в академической успеваемости.
В 2014 Rodgers и коллеги выявили группу младенцев, которые имели 6 специфических показателей риска “конца первого года жизни”, которые были взяты из исследований в области развития. К факторам иска относились: отсутствие актов намеренной коммуникации; необычные повторяющиеся паттерны исследования объектов; необычный визуальный осмотр и зрительный контакт; задержка фонематического развития; отсутствие координации между взглядом, поведением и голосом во время социального общения; снижение социального интереса.
В программе каждого ребенка специалисты согласовывали с родителями от пяти до 6 измеримых целей. Работа представляла собой 12 последовательных еженедельных сессий в центре, где специалист занимался с ребенком, а родители проходили специальный тренинг. Также специалист наблюдал за игрой родителей с ребенком, за которым следовал тренинг, обсуждение и работа с материалами. В период между сессиями родители могли практиковать то, чему они научились на занятиях.

4. Долгосрочные результаты. Некоторые исследования отмечают долгосрочные позитивные эффекты применения модели, что подразумевает, что навыки, полученные в ходе обучения, сохраняются и в более позднем возрасте.
Сначала результаты группы детей, получавших терапию по Денверской модели сравнивали с группой, получавшей обычное лечение и занятия.Результаты двухлетнего вмешательства дали значительный прирост по основным областям навыков, но показали выраженных различий по приросту навыков социализации.
5. Индивидуальный подход. Денверская модель предполагает индивидуализацию подхода к каждому ребенку, что позволяет более эффективно отвечать на его уникальные потребности и способности.
6. Взаимодействие с родителями. Модель акцентирует внимание на активном участии родителей в процессе обучения. Это не только способствует обучению ребенка, но и помогает родителям приобрести навыки поддержки и взаимодействия с их детьми.

Какие существуют сложности моделей раннего вмешательства?
Сложность оценки эффективности комплексных моделей раннего вмешательства состоит в том, что сложно подобрать критерии и группы для сравнения. Интеграция поведенческого метода и игрового дает уникальное сочетание приемов и последующих результатов.
Кроме того, комплексные модели всегда нацелены не на развитие группы навыков, а на изменения в жизни ребенка и семьи. При этом эти изменения зависят от многих других факторов, которые трудно предугадать и оценить.
Поэтому с исследованиями эффективности комплексных моделей относятся аккуратно и тщательно их перепроверяют.
Тем не менее терапия по Денверской модели дает значимо отличающиеся и устойчивые результаты, касающиеся улучшения отношений в диаде родитель – ребенок. Родители отмечают, что начинают гораздо лучше видеть и считывать сигналы своего малыша. Появляется уверенность, что даже непонятное поведение ребенка может быть своего рода социальной коммуникацией.
Если мы говорим про реалии нашей страны, то одним из самых больших препятствий для получения адекватной и интенсивной ранней помощи являются расстояния и географическая малодоступность.
То, что в Денверской модели разработано пособие для родителей, есть обучающие видео, есть учебник для специалистов, как помогать родителям, позволяет выстраивать дистанционною программу сопровождения более качественно и логично для родителей. Специалисту не нужно придумывать темы и материалы, а бережно и профессионально помогать родителям улучшать свои навыки в области коммуникации и социального взаимодействия с ребенком.
Несмотря на положительные аспекты, как и любая другая методика, Денверская модель может не подходить всем детям. Эффективность зависит от множества факторов, включая степень выраженности расстройства, окружение и поддержку, которой ребенок получает вне терапии.
Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике с 2017 года.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.