Что такое Денверская модель?
Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) — это современный, научно обоснованный подход в помощи детям с РАС, разработанный специально для раннего возраста. Он сочетает в себе черты двух основных направлений в обучении детей с аутизмом: поведенческого и развивающего.
Поведенческая основа Денверской модели заключается в используемых принципах и стратегиях обучения ребенка. Как и в других поведенческих подходах, в Денверской модели делается акцент на изменении поведения ребенка — то есть приобретении ребенком таких навыков, которые легко пронаблюдать со стороны и зафиксировать.
Любой навык ребенка рассматривается как составляющая часть целой цепочки событий:
- есть какой-то стимул, запускающий поведение ребенка;
- есть реакция — само поведение (или навык, которому мы хотим обучить);
- и есть последствие, которое может быть субъективно «положительным» для ребенка (то есть повышать вероятность того, что ребенок продемонстрирует это действие снова) или субъективно «отрицательным» (снижать вероятность повторения поведения).
Например, ребенок видит на кухне любимое печенье — это стимул. Он показывает на него пальцем — это поведение. Мама сразу понимает, чего ребенок хочет. Она говорит: «Ты хочешь печенье!» и протягивает ему одно из них.
Ситуация сложилась удачно, ребенок получил желаемое, и это повысит вероятность того, что в следующий раз он тоже попросит предмет таким же образом — укажет на него пальцем.
В Денверской модели используются характерные для других поведенческих подходов стратегии обучения, которые логичным способом встраиваются в цепочку, описанную выше. Для каждого ребенка проводится оценка навыков, создается индивидуальная программа обучения, включающая четкие и измеримые цели, постепенный процесс освоения которых контролируется от сессии к сессии.
В то же время ESDM — развивающий подход, то есть основанный на представлении о принципах и закономерностях развития маленького ребенка. Например, на принципах онтогенеза, то есть постепенного формирования навыков в определенной последовательности, друг за другом. Так, маленький ребенок не начинает использовать речь для общения до того, как научится лепетать, интересоваться взаимодействием с окружающими и смотреть им в лицо. Поэтому обучение происходит постепенно, шаг за шагом, с учетом этой последовательности.
Кроме того, в модели учитывается и контекст, в котором наиболее эффективно обучается маленький ребенок. Это игра и регулярно повторяющиеся активности, то есть повседневные бытовые ситуации. Этот принцип называют обучением в естественной среде. У специалиста нет задачи обучать «ребенка за столом», на основе специально разработанных пособий и под его четким руководством. Наоборот, обучение происходит в самых обычных ситуациях — например, во время приема пищи, переодевания, прогулки и, конечно, во время игры.
Игровая терапия в работе с детьми
О роли игры в психическом развитии ребенка много писал Лев Семенович Выготский, советский психолог, создатель культурно-исторической теории в психологии. Лев Семенович называл игру ведущей деятельностью маленького ребенка.
Чем же игра отличается от других активностей и занятий ребенка? Свободная игра — это активность, которую начинает ребенок по собственному желанию. Он сам решает, во что и как играть, и продолжает эту активность, пока у него есть интерес и собственная мотивация это делать. Игра направлена на получение удовольствия от процесса.
Когда обучение происходит во время игры, взрослым не нужно уговаривать или заставлять ребенка снова и снова отрабатывать какой-то навык — он оказывается встроен в активность, которая сама по себе представляет для малыша интерес, и поэтому ребенок проявляет самостоятельное желание ее повторить или продолжить.
Однако игровую терапию следует отличать от простой свободной игры с ребенком. Во время свободной игры ребенок полностью самостоятельно организует процесс: как, во что, где, сколько он хочет играть и какие именно действия выполнять. Если это совместная игра, то взрослый просто поддерживает инициативу ребенка, немного помогает ему, иногда может предлагать свои идеи, но его действия не направлены на достижение конкретных целей. Типично развивающийся ребенок приобретает новые умения именно в такой игре. Поскольку он осваивает навыки последовательно и вовремя, а также не испытывает сложностей в самом процессе обучения, то он выбирает и организует для себя именно такие игры, которые необходимы ему для достижения новых вех развития.
Если же развитие ребенка идет нетипичным способом, то простая свободная игра обычно не может обеспечить гармоничного и своевременного развития во всех областях. Для детей с РАС, например, сам процесс обучения оказывается затруднен из-за сложностей с копированием (повторением действий за взрослыми или сверстниками), наблюдением за окружающими, взаимодействием с ними. Тогда для эффективного обучения нужна именно игровая терапия: в ее процессе ребенок также включается в интересные ему, самостоятельно выбранные виды игры, но роль взрослого уже не сводится только к поддержанию его инициативы. Взрослый адаптирует игровой процесс таким образом, чтобы он способствовал развитию конкретных навыков ребенка, создает специальные игровые ситуации, в которых у ребенка есть возможность их применить, а также оказывает ему необходимую поддержку.
Игровая терапия организуется так, чтобы для ребенка оставаться максимально похожей на обычную игру, соответствующую его интересам. Однако для специалиста это довольно четко структурированный процесс, преследующий конкретные цели и нуждающийся в тщательном планировании и подготовке.
Игровая терапия и Денверская модель
Как мы уже сказали выше, обучение в естественных ситуациях, в том числе обучение через игру — неотъемлемая часть ESDM как подхода. В модели описываются конкретные действия, которые необходимо совершить специалисту и родителям, чтобы стать для ребенка игровым партнером. У этого процесса есть несколько этапов.
Основной трудностью при аутизме являются сложности ребенка в ситуациях социального взаимодействия. Это часто проявляется в том, что дети с РАС предпочитают одиночную, самостоятельную игру совместной и могут негативно реагировать на попытки других людей присоединиться к игровому процессу. Поэтому обучение через игру должно начинаться постепенно.
На первом этапе задача взрослого — попасть в «прожектор внимания» ребенка и сделать так, чтобы его подключение к игре было для ребенка приятным дополнением, а не неудобством. Для этого в первую очередь важно понять, какие игрушки и активности нравятся ребенку, и что именно его в них привлекает. Когда наиболее интересные предметы и действия обнаружены, необходимо правильно организовать пространство игры, чтобы в нем не было отвлекающих факторов, а взрослый и ребенок располагались лицом друг к другу. Взрослые могут начать комментировать действия ребенка и события в игре, используя необычные, смешные, эмоциональные, хорошо интонированные звуки. К тому же, взрослые могут помогать малышу — например, передавая ему кубики или придерживая башенку, чтобы она не упала.
После этого родители или специалисты могут попробовать организовать параллельную игру, то есть начать повторять то, что делает ребенок. Это минимально помешает его игре, но может привлечь его внимание.
Наконец, после этого взрослый может стать настоящим партнером ребенка по игре — выполнять с ним действия по очереди, на время перенимать игровую инициативу, чтобы предложить изменение в ходе игры. Именно к такому игровому взаимодействию стремится специалист Денверской модели, при этом важно помнить, что игровое партнерство с ребенком с РАС — динамический процесс, и установить его раз и навсегда может получиться далеко не сразу.
После начала процесса присоединения к игре ребенка специалист ESDM практически сразу начинает добавлять в игру обучающие ситуации, направленные на достижение индивидуальных целей ребенка. Эти обучающие ситуации организуются в формате стимул-реакция-последствие, который описывался в начале статьи. То есть, например, игра с кубиками может быть немного модифицирована: если раньше ребенок сам брал кубики из коробки и выкладывал их в ряд, повторяя это действие многократно, то теперь взрослый передает каждый следующий кубик ребенку из рук в руки, ожидая, что ребенок будет просить его, указывая на него пальцем. Таким образом, обучение использованию указательного жеста для просьбы происходит не в специально организованных ситуациях, “за столом”, а прямо в процессе приятной и интересной ребенку активности, и имеет естественное последствие — ребенок получает желаемый кубик и продолжает игру. Навык закрепляется, и ребенок остается мотивирован продемонстрировать его снова.
В Денверской модели раннего вмешательства в одной игре специалист обучает ребенка сразу множеству навыков из разных областей. Это также соответствует принципу натуралистичности — в течение сессии обучение происходит не по блокам, соответствующим разным разделам развития, а вперемешку, как и происходит в обычной жизни. Во время игры с кубиками ребенок может учиться не только просить их социально принятым способом, но и выполнять простые просьбы взрослого (например, “Дай” или “Поставь”), повторять за ним действия с предметами (ставить кубики не в ряд, а один на другой), смотреть на партнера по игре и обмениваться с ним улыбкой (допустим, перед тем, как радостно разрушить построенную башню). Алгоритм обучения всем этим навыкам будет аналогичным, хотя от специалиста потребуется использование различных стратегий, чтобы организовать подходящие ситуации и помочь ребенку действовать выбранным способом.
Занятия состоят из особым образом чередующихся игр разных типов (игры с предметами, подвижные игры, игры на взаимодействие со взрослым), а также актуальных для ребенка социальных и повседневных ситуаций (например, ситуация приветствия и прощания, переодевание, перекус и т.д.), в которые тоже включается ряд обучающих ситуаций. За счет такой структуры все элементы занятия не составляет труда перенести в домашнюю среду, что позволяет родителям поддерживать навыки дома.
Таким образом, Денверская модель сочетает в себе преимущества поведенческих и развивающих подходов, что позволяет ей, с одной стороны, быть хорошо структурированной и эффективной, а с другой – максимально использовать собственную мотивацию и инициативу ребенка во время игры и легко интегрироваться в повседневную жизнь семьи. Для родителей ESDM особенно ценна тем, что не требует организации специальных занятий дома, а мягко включает окружающих ребенка взрослых в процесс помощи через небольшие изменения, которые вносятся в уже существующие в жизни семьи привычные дела и действия.
Автор статьи: Комиссарчук Евгения Дмитриевна, психолог, преподаватель, специалист по оказанию помощи семьям с маленькими детьми с РАС на основе ESDM.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.