Как сделать проведение ADOS-2 и интерпретацию результатов точнее

ADOS-2 является второй версией «Плана диагностического обследования при аутизме». Это стандартизированная методика, позволяющая при наличии подозрения на расстройства аутистического спектра оценивать особенности общения, социального взаимодействия и игры.

Дети раннего возраста часто бывают непредсказуемы на обследовании, боятся, плачут, пытаются убежать. Также обследование часто проводится в присутствии родителей, что требует от интервьюера дополнительного внимания.

В этой статье мы поделимся практическими рекомендациями для наиболее успешного проведения ADOS-2  с детьми раннего возраста и точной интерпретации результатов обследования.

проведение ADOS-2  с детьми раннего возраста

Подготовка к проведению ADOS-2

Подготовка кабинета

  • Достаточно просторный, но небольшой кабинет. 
  • Обедненная среда (отсутствие картинок, пособий на стенах, игрушек и дидактических пособий в доступе ребенка. 
  • Материалы к модулю в непрозрачном ящике с плотно закрывающейся крышкой.
  • Детский стол и два стульчика
  • Стульчики для родителей
  • Штатив для камеры или телефона, делающий технику недоступной для ребенка.

Также удобно иметь 1-2 полки на уровне головы взрослого человека, чтобы оставить там угощение, пузыри и прочие предметы.

Подготовка семьи

  • Предварительная встреча и беседа с родителями: прояснение запросы, информации о том, что собой представляет ADOS-2, краткий рассказ о самой процедуре и ее обработке.
  • Заполненные родителями шкалы развития ребенка (в АНО ДПО «СПб ИРАВ» используются шкалы KID-R\R-CDI) для более точного выбора модуля обследования.
  • 2 вида любимой ребенком еды: сухой, которая не очень пачкается, которую можно разделить на кусочки. 

Подойдет: печенье, сухарики, пряники, шоколад, шоколадные яйца, хлебцы, яблоки, бананы, крупные конфеты, вафли, сыр, виноград и т.п.

Не подойдет: чупа-чупс, леденцы, жидкая или пюреобразная еда, слишком мягкие и сочные фрукты, каша, молоко и молочные коктейли.

  • Стоит напомнить родителям о выключенных гаджетах и недопустимом использовании телефона на обследовании. Иногда следует убрать из кабинета сумку, где может храниться любимый перекус, для того, чтобы на обследовании он не отвлекался на нее.
адос 2 диагностика
Baby boy sitting on floor and playing with toys in living room at home

Проведение обследования

  • Для детей раннего возраста бывает полезно переместиться в новое помещение для того, «чтобы посмотреть новые игрушки».
  • Если ребенок проявляет сильную тревогу, негативизм, пытается уйти из помещения, громко плачет, интервьюер может обратиться за помощью к родителям, чтобы они поиграли с ребенком, может изменить порядок проведения проб (начать с угощения или сенсорных игр).
  • При обследовании детей раннего возраста не всегда уместен белый врачебный халат, так как у маленьких детей данной группы бывает достаточно большой и негативный опыт медицинских процедур. 
  • В начале обследования нужно напомнить родителям, что цель ADOS-2 собрать как можно больше спонтанных форм социального и коммуникативного поведения ребенка, даже если ребенок пока не сотрудничает. Родители могут помочь утешить, переключить ребенка, поиграть в знакомые и любимые игры/игрушки.
    Просим родителей не давать ребенку инструкций, не заставлять что-то сделать, не помогать ответами на вопросы. 
  • У интервьюера должен быть приготовлен протокол и карандаш/ручка. Иногда маленькие дети начинают «охотиться» за бумагой и письменными принадлежностями — этот момент стоит обдумать и иметь запасную ручку или карандаш, а также возможность убирать протокол вне доступа ребенка.
  • Для проведения некоторых проб тоже требуется некоторая подготовка: в пробе с шариком лучше иметь запасные шарики в карманах, на случай, если ребенок попытается забрать шарик себе или поместить его себе в рот. Тогда мы можем предложить ребенку новый шарик и сказать, что после обследования мама ему надует его.
  • Для пробы угощение всегда нужны влажные салфетки, одноразовые тарелочки,  так как обычно уставший ребенок не может долго ждать, когда ему вымоют руки. 

Заполнение протокола

  • Даже если ведется съемка, обязательно ведение записей в протоколе. Это позволит фиксировать непосредственные наблюдения «здесь и сейчас». 
  • В Руководстве приведены списки условных сокращений, помогающих быстро описывать различные коммуникативные и социальные сигналы. 
  • Важно к каждой пробе записывать речевую продукцию ребенка, а а также интеграцию взгляда с другими коммуникативными инструментами. 
  • В обследовании есть пробы, в процессе которых интервьюер имеет возможность сделать запись, но, если ребенок слишком подвижный или расстроенный, то сделать это непросто. Можно прибегать в помощи родителей на короткие промежутки времени, отмечая в том числе и поведение ребенка с близкими взрослыми.
  • Шифровки необходимо проставить сразу после обследования, чтобы зафиксировать свое непосредственное впечатление от взаимодействия с ребенком. 

Подготовка ребенка

Особенности поведения малышей с подозрениями на РАС состоят в том, что человек и взаимодействие с ним не являются для такого ребенка мотивационным, затруднено понимание речи и, особенно, инструкций. Поэтому предварительная встреча и инструктаж родителей помогает обеспечить успешность обследования.

  • Для детей раннего возраста желательно проводить обследование в комфортное для малыша время, не во время сна. 
  • Семья может приехать немного заранее, чтобы ребенок освоился и поиграл. 
  • На предварительной встречи лучше предложить ребенку именно любимые игрушки и активности, расспросив родителей.
  • Предупредите родителей, чтобы они не кормили слишком плотно ребенка перед обследованием. Лучше дать немного попить и кусочек фруктов. К концу обследования малыш должен немного проголодаться, чтобы наша проба с угощением получилась.
  • Обследование не предполагает перерывы, поэтому стоит позаботиться о туалете малыша заранее.
  • На обследовании ребенок должен быть без своих игрушек или  еды. Часто малыши ходят везде со своими любимцами, а часть детей с риском РАС держит в руках предметы. По возможности стоит заменить эти игрушки и предметы на те, которые входят в состав модуля. Материал для обследования подобран таким образом, что там много предметов, обычно сильно привлекающих детей с риском РАС. 
выявление сенсорных нарушений

Частые ошибки и как их избежать

Уровень развития ребенка не соответствует 12 месяцам развития

Мы рекомендуем использование предварительной оценки уровня развития ребенка. 

  1. У ребенка выявляются сенсорные нарушения. На первичной встрече стоит спросить и посмотреть документы с диагностикой зрения и слуха. Если обследований нет, то сначала нужно отправить ребенка на комплексную оценку слуха и оценку зрения.
  2. Малыш уснул в машине и теперь в плохом настроении. Не торопите родителей и позвольте им утешить и отвлечь ребенка. 
  3. Ребенок демонстрирует много нежелательного поведения (кричит, стучит в дверь, швыряет игрушки, убегает). Сначала успокойте родителей, что такое поведение не влияет на шифры, но обязательно отмечается как контекст данной социальной ситуации. Нужно помнить, что встреча с незнакомым человеком, в новом кабинете, с новыми предметами может быть стрессом для ребенка раннего возраста. 
  4. Вы забыли/не смогли сделать записи в протокол. Введите в процедуру обязательную съемку обследования (с согласия родителей). Это поможет обратиться к моментам, которые смазались в памяти и сохранить точность интерпретаций. 
  5. Ребенок плохо себя чувствует, устал и тп. Иногда есть смысл перенести обследование на другой день, так как физическое самочувствие у детей раннего возраста значительно влияет на поведение и контакт с чужим человеком. 
  6. Ребенок начал разбрасывать игрушки, залезать на мебель, открывать шкафы и полки. Спокойно займитесь уборкой помещения, закройте все, что не относится к обследованию. Спросите родителей, что они делают в такой ситуации.

А главное, оставайтесь доброжелательным и спокойным с ребенком. Цель ADOS-2 — создать максимальное количество возможностей для ребенка продемонстрировать разнообразные формы коммуникативного и социального поведения.

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

II Научно-практическая конференция В Санкт-Петербурге

«1000 первых дней: ранняя помощь семьям и их детям»

Очно и онлайн, 7-8 ноября 2024

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее