Основные подходы к пониманию процесса принятия диагноза ребенка родителями
Процесс принятия диагноза ребенка является сложным и многослойным, затрагивающим эмоциональные, психологические и социальные аспекты жизни семьи. Родители часто сталкиваются с различными темами, такими как страх, стресс и неуверенность, и их реакция на диагноз может существенно повлиять на дальнейшие шаги в уходе и поддержке ребенка.
Процесс принятия диагноза ребенка родителями включает в себя несколько ключевых подходов, каждый из которых подчеркивает важные аспекты этого сложного явления. Эти подходы помогают понять, как родители воспринимают информацию, как они реагируют и адаптируются к новому статусу. Рассмотрим основные из них.
Психологические подходы
- Копинг-стратегии: здесь рассматриваются способы, с помощью которых родители справляются со стрессом, связанным с принятием диагноза. Копинг-стратегии могут быть активными (поиск информации, решение проблем) или пассивными (избегание, отрицание).
- Модель стадий горевания (Э.Кюблер-Росс): в этой модели описываются пять стадий, через которые могут проходить родители: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Э. Кюблер-Росс исследовала особенности переживания человеком собственного ухода, переживания родственников умирающих больных. Результатом ее многолетней работы стала концепция психологических стадий умирания. Позже эту концепцию психологических стадий умирания стали также применять и для описания переживания утраты, как последовательных духовно-психологических задач.
Эти стадии не всегда проходятся линейно, и родителям может потребоваться время для прохождения каждой из них.
Основное внимание уделяется наиболее глубинным вопросам, связанным с мировоззренческой концепцией.
Социокультурные подходы
- Культурные отличия: восприятие диагноза может сильно варьироваться в зависимости от культурного контекста. Культуры могут оказывать влияние на то, как родители воспринимают и сообщают об этом диагнозе, а также на доступ к ресурсам и поддержке.
Переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции». (R.A. Neimeyer; Hendricks L.D.; Silverman P.R.; Browning D.)
- Высказываются сомнения относительно универсальности эмоциональных реакций в процессе переживания горя и постулируется комплексность процессов адаптации.
- Отрицается убеждение, что успешное завершение горя предполагает забвение ушедшего. Утверждается, что создание символической связи с ушедшим имеет целительный эффект.
- Акцент делается не на внешней симптоматике, а на процессе реконструкции смыслов и значений.
- Утверждается, что переживание горя влияет на идентификацию и самоотношение утратившего.
- Рассматриваются возможности развития духовности и «посттравматического роста» личности, обусловленные интеграцией «уроков утраты».
- Учитывается влияние семейной и культурной среды на индивидуальное переживание утраты.
Основное внимание уделяется субъективному взгляду человека на жизненные события. Такой внутренний опыт существует в виде нарратива – связанной истории. Процесс переживания утраты рассматривается как процесс смысловой реконструкции, восстановления и трансформации в сфере жизненных смыслов.
Практическим воплощением подхода являются разные виды нарративных техник.
- Социальная поддержка: роль сети поддержки (родственников, друзей, групп поддержки) является критически важной в процессе принятия диагноза. Наличие поддерживающего окружения может способствовать лучшей адаптации.
Информационные и образовательные подходы
- Передача информации: Эффективное объяснение диагноза медицинским специалистом может значительно уменьшить тревожность родителей. Качественная информация о диагнозе, его последствиях и методах лечения помогает родителям понимать ситуацию и принимать углубленные решения.
- Образовательные программы: Программы, обучающие родителей о специфических аспектах заболевания, механизмах поддержки и ухода, могут сгладить страхи и повысить их уверенность.
Психотерапевтические подходы
- Работа с психологом: Профессиональная поддержка может быть крайне полезной для родителей, проходящих через трудности принятия диагноза. Психологи могут помочь родителям разработать стратегии для обработки тяжелых эмоций и обучения адаптации.
Работа с родителями: Стратегии коучинга в работе специалиста по раннему детскому развитию
Освойте эффективные стратегии коучинга в работе со взрослыми, чтобы не только помогать детям, но и выстраивать доверительные отношения с их родителями. Онлайн-курс от ЕИИ научит, как быть не только экспертом по раннему развитию, но и чутким партнёром для семьи.
Переживание утраты как двухуровневый, стадиальный процесс решения духовно-психологических задач (A.D.Prend, Ю.В.Заманаева)
Две ключевые идеи A.D.Prend состоят в рассмотрении параллельных психологических и духовных процессов переживания утраты и разделение процесса переживания утраты на два этапа (первоначальной адаптации и развития).
Первый этап «Первоначальное путешествие по горю» представляет собой традиционно рассматриваемые стадии: шок, дезорганизацию и реорганизацию.
Второй этап переживания «Жизненное влияние горя» содержит две стадии: «Синтез» и «Трансценденция». Эти стадии характеризуют дальнейшую внутреннюю работу, ведущую к духовному развитию.
Оригинальный авторский подход A.D. Prend к осмыслению утраты – SOAR – заключается в формулировке следующих возможных индивидуальных путей «трансценденции»: «Духовность», «Помощь другим», «Отношения: здоровое мышление», «Реинвестирование: охватывая жизнь». Человек может выбрать как один, так и все четыре пути.
- Группы поддержки: Обсуждение проблем с другими родителями в аналогичных ситуациях может уменьшить чувство изоляции и дать возможность обменяться опытом и советами.
Группы поддержки для родителей детей с особенностями развития являются важным ресурсом, который помогает справляться с трудностями родительства. Они предлагают эмоциональную поддержку, возможность обмена опытом, доступ к информации и навыкам, необходимым для эффективного ухода за ребенком. Когда родители активно участвуют в таких группах, они не только получают помощь для себя, но и укрепляют свою способность заботиться о своих детях, создавая более поддерживающую и здоровую среду для их развития.
Принятие диагноза ребенка — это непростой и зачастую болезненный процесс, в котором родители проходят через широкий спектр эмоций: от шока и отрицания до принятия и активного поиска поддержки. Каждый из подходов позволяет по-своему взглянуть на эту внутреннюю работу семьи.
Понимание механизмов принятия диагноза помогает специалистам выстраивать более чуткое и эффективное взаимодействие с родителями, снижая тревожность и формируя основу для конструктивного сотрудничества. Важно помнить, что за каждым диагнозом стоит не только ребенок, но и его близкие, которым необходима поддержка, уважение и пространство для осмысления новой реальности.
Задача специалистов — не только сообщить информацию, но и сопровождать родителей на пути к принятию, чтобы сохранить главную опору в жизни ребенка — эмоционально включённую и готовую к совместному развитию семью.
Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике с 2017 года.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.