Обзор основных подходов к пониманию процесса принятия диагноза ребенка родителями

Принятие диагноза ребёнка — сложный эмоциональный путь, где важны не только медицинские факты, но и поддержка, понимание и время. В статье собраны ключевые подходы к осмыслению этого процесса: от стадий горевания до нарративной реконструкции. Это материал для специалистов, родителей и всех, кто хочет понять, как помочь семье справиться с новой реальностью.

Основные подходы к пониманию процесса принятия диагноза ребенка родителями

Процесс принятия диагноза ребенка является сложным и многослойным, затрагивающим эмоциональные, психологические и социальные аспекты жизни семьи. Родители часто сталкиваются с различными темами, такими как страх, стресс и неуверенность, и их реакция на диагноз может существенно повлиять на дальнейшие шаги в уходе и поддержке ребенка.

Психологическая помощь родителя

Процесс принятия диагноза ребенка родителями включает в себя несколько ключевых подходов, каждый из которых подчеркивает важные аспекты этого сложного явления. Эти подходы помогают понять, как родители воспринимают информацию, как они реагируют и адаптируются к новому статусу. Рассмотрим основные из них.

Психологические подходы

  • Копинг-стратегии: здесь рассматриваются способы, с помощью которых родители справляются со стрессом, связанным с принятием диагноза. Копинг-стратегии могут быть активными (поиск информации, решение проблем) или пассивными (избегание, отрицание).
  • Модель стадий горевания (Э.Кюблер-Росс): в этой модели описываются пять стадий, через которые могут проходить родители: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. 

Э. Кюблер-Росс исследовала особенности переживания человеком собственного ухода, переживания родственников умирающих больных. Результатом ее многолетней работы стала концепция психологических стадий умирания. Позже эту концепцию психологических стадий умирания стали также применять и для описания переживания утраты, как последовательных духовно-психологических задач.

Эти стадии не всегда проходятся линейно, и родителям может потребоваться время для прохождения каждой из них.

Основное внимание уделяется наиболее глубинным вопросам, связанным с мировоззренческой концепцией. 

Социокультурные подходы

  • Культурные отличия: восприятие диагноза может сильно варьироваться в зависимости от культурного контекста. Культуры могут оказывать влияние на то, как родители воспринимают и сообщают об этом диагнозе, а также на доступ к ресурсам и поддержке.

Переживание утраты как процесс «смысловой реконструкции». (R.A. Neimeyer; Hendricks L.D.; Silverman P.R.; Browning D.)

  1. Высказываются сомнения относительно универсальности эмоциональных реакций в процессе переживания горя и постулируется комплексность процессов адаптации.
  2. Отрицается убеждение, что успешное завершение горя предполагает забвение ушедшего. Утверждается, что создание символической связи с ушедшим имеет целительный эффект. 
  3. Акцент делается не на внешней симптоматике, а на процессе реконструкции смыслов и значений.
  4. Утверждается, что переживание горя влияет на идентификацию и самоотношение утратившего.
  5. Рассматриваются возможности развития духовности и «посттравматического роста» личности, обусловленные интеграцией «уроков утраты».
  6. Учитывается влияние семейной и культурной среды на индивидуальное переживание утраты.

Основное внимание уделяется субъективному взгляду человека на жизненные события. Такой внутренний опыт существует в виде нарратива – связанной истории. Процесс переживания утраты рассматривается как процесс смысловой реконструкции, восстановления и трансформации в сфере жизненных смыслов. 

Практическим воплощением подхода являются разные виды нарративных техник. 

  • Социальная поддержка: роль сети поддержки (родственников, друзей, групп поддержки) является критически важной в процессе принятия диагноза. Наличие поддерживающего окружения может способствовать лучшей адаптации.

принятие диагноза ребёнка

Информационные и образовательные подходы

  • Передача информации: Эффективное объяснение диагноза медицинским специалистом может значительно уменьшить тревожность родителей. Качественная информация о диагнозе, его последствиях и методах лечения помогает родителям понимать ситуацию и принимать углубленные решения.
  • Образовательные программы: Программы, обучающие родителей о специфических аспектах заболевания, механизмах поддержки и ухода, могут сгладить страхи и повысить их уверенность.

Психотерапевтические подходы

  • Работа с психологом: Профессиональная поддержка может быть крайне полезной для родителей, проходящих через трудности принятия диагноза. Психологи могут помочь родителям разработать стратегии для обработки тяжелых эмоций и обучения адаптации.

стадии принятия диагноза

Работа с родителями: Стратегии коучинга в работе специалиста по раннему детскому развитию

Освойте эффективные стратегии коучинга в работе со взрослыми, чтобы не только помогать детям, но и выстраивать доверительные отношения с их родителями. Онлайн-курс от ЕИИ научит, как быть не только экспертом по раннему развитию, но и чутким партнёром для семьи.


Узнать больше

Переживание утраты как двухуровневый, стадиальный процесс решения духовно-психологических задач (A.D.Prend, Ю.В.Заманаева)

Две ключевые идеи A.D.Prend состоят в рассмотрении параллельных психологических и духовных процессов переживания утраты и разделение процесса переживания утраты на два этапа (первоначальной адаптации и развития).

Первый этап «Первоначальное путешествие по горю» представляет собой традиционно рассматриваемые стадии: шок, дезорганизацию и реорганизацию. 

Второй этап переживания «Жизненное влияние горя» содержит две стадии: «Синтез» и «Трансценденция». Эти стадии характеризуют дальнейшую внутреннюю работу, ведущую к духовному развитию. 

Оригинальный авторский подход A.D. Prend к осмыслению утраты – SOAR – заключается в формулировке следующих возможных индивидуальных путей «трансценденции»: «Духовность», «Помощь другим», «Отношения: здоровое мышление», «Реинвестирование: охватывая жизнь». Человек может выбрать как один, так и все четыре пути.

как принять диагноз ребёнка

  • Группы поддержки: Обсуждение проблем с другими родителями в аналогичных ситуациях может уменьшить чувство изоляции и дать возможность обменяться опытом и советами.

Группы поддержки для родителей детей с особенностями развития являются важным ресурсом, который помогает справляться с трудностями родительства. Они предлагают эмоциональную поддержку, возможность обмена опытом, доступ к информации и навыкам, необходимым для эффективного ухода за ребенком. Когда родители активно участвуют в таких группах, они не только получают помощь для себя, но и укрепляют свою способность заботиться о своих детях, создавая более поддерживающую и здоровую среду для их развития.

Принятие диагноза ребенка — это непростой и зачастую болезненный процесс, в котором родители проходят через широкий спектр эмоций: от шока и отрицания до принятия и активного поиска поддержки. Каждый из подходов позволяет по-своему взглянуть на эту внутреннюю работу семьи.

Понимание механизмов принятия диагноза помогает специалистам выстраивать более чуткое и эффективное взаимодействие с родителями, снижая тревожность и формируя основу для конструктивного сотрудничества. Важно помнить, что за каждым диагнозом стоит не только ребенок, но и его близкие, которым необходима поддержка, уважение и пространство для осмысления новой реальности.

Задача специалистов — не только сообщить информацию, но и сопровождать родителей на пути к принятию, чтобы сохранить главную опору в жизни ребенка — эмоционально включённую и готовую к совместному развитию семью.

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

III Научно-практическая конференция: «1000 ПЕРВЫХ ДНЕЙ: РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ИХ СЕМЬЯМ»

Реклама. ООО «Университет ИРАВ ОНЛАЙН» ИНН 4705108459 ERID 2Vtzqx9DF5q

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее