Основы play-based обучения: как игра способствует развитию ребенка

Игровой подход в обучении — это эффективный метод, который помогает детям развиваться через игру. Он способствует обучению в увлекательной форме, развивает когнитивные, социальные и эмоциональные навыки. Узнайте, как игра становится основой гармоничного развития ребенка.

Игровой подход (play-based approach) — это метод обучения и развития, основанный на естественном стремлении детей играть. Этот подход широко применяется в образовании, особенно в дошкольном возрасте, предоставляя детям возможность учиться через игры, что способствует их когнитивному, эмоциональному, социальному и физическому развитию. Вот ключевые аспекты, связанные с игровым подходом:

  1. Естественное обучение: дети учатся, получают новые навыки и знания, занимаясь тем, что им интересно. игра служит средством, помогающим им осваивать окружающий мир.
  2. Активное участие: дети активно вовлечены в процесс обучения. Это может быть как самостоятельная игра, так и игры с участием других детей, что способствует развитию социальных навыков.
  3. Разнообразие игр: игры могут быть как структурированными (с ясными правилами и целями), так и свободными (где дети сами определяют правила). Важно включать разнообразие в типах игр, чтобы учесть различные стилевые предпочтения и потребности детей.
  4. Междисциплинарный подход: игра помогает интегрировать разные области обучения. Например, в процессе игры дети могут изучать математику, язык, науку и искусство.
игровой подход в обучении

Преимущества игрового подхода

  1. Когнитивные навыки: игры развивают критическое мышление, решающую способность и креативность.
  2. Социальные навыки: взаимодействие с другими детьми помогает развивать навыки сотрудничества, общения и разрешения конфликтов.
  3. Эмоциональное развитие: поскольку игра позволяет детям выражать свои эмоции и исследовать чувства, это способствует эмоциональной зрелости.
  4. Физическое развитие: активные игры помогают развивать крупную и мелкую моторику.

Структурированный игровой подход

Структурированный игровой подход является более целенаправленным методом, где игры используются с конкретными образовательными целями. В этом контексте педагоги тщательно планируют игры, чтобы они способствовали развитию определенных навыков.

  • Планирование и цель: ведущие специалисты выбирают игры с учетом возрастных особенностей детей и образовательных задач. Это может быть улучшение навыков общения, логического мышления или моторики.
  • Педагогическая поддержка: важной частью структурированного подхода является активное участие игропедагога, который не только наблюдает, но и вмешивается в процесс, предлагая направленные вопросы или корректируя действия детей.

Педагоги играют ключевую роль в игровом подходе, предоставляя необходимые ресурсы и направляя детей в процессе игры. Они могут:

  • Поддерживать интерес детей, предлагая различные игровые виды деятельности.
  • Наблюдать за детьми, чтобы понять, какие навыки они развивают, и предлагать новое.
  • Участвовать в игре, чтобы направлять или стимулировать взаимодействие между детьми.

Игропедагог — это специалист, который применяет игровые методы для поддержки развития детей, особенно в раннем возрасте. В условиях ранней помощи игропедагог играет ключевую роль, помогая детям, имеющим различные трудности в развитии.

игропедагог обучение

Вот несколько примеров применения игрового подхода (play-based approach) в обучении и развитии детей, который может быть адаптирован для различных возрастных групп и образовательных контекстов.

  1. Ролевые игры

Дети создают сценарии, где выступают в роли взрослых (например, семейная жизнь, магазин, больница). Такие игры способствуют развитию воображения, социальных навыков и понимания социального взаимодействия.

  1. Строительство и конструирование

Использование строительных игрушек (например, Lego, кубики) позволяет детям экспериментировать с формами и пространственными концепциями. Это развивает мелкую моторику и учит основам физики и инженерии.

  1. Игры с водой и песком

Игры на улице с песком или водой помогают детям исследовать основные принципы физики (например, плавание, вес, объем) и развивать сенсорные навыки. Дети могут строить замки, делать дыры или смешивать разные вещества, что развивает их креативность.

  1. Игры на природе

Прогулки на свежем воздухе, где дети исследуют природу, собирают листья и камни, исследуют насекомых или играют в прятки. Эти активные игры способствуют физическому развитию, координации и знакомству с окружающим миром.

курсы игропедагога
  1. Темы и учебные центры

Организация учебных центров в классе (например, центр искусств, научный центр) предоставляет детям возможности для выбора и самостоятельного обучения через игру. Каждый центр может придерживаться определенной темы, где дети могут взаимодействовать с различными материалами и идеями.

  1. Настольные игры

Настольные игры (например, мемори, игры на подсчет, стратегии) учат детей логическому мышлению, сотрудничеству и правильным решениям. Они также развивают навыки представления информации и стратегического планирования.

  1. Игры с музыкальными инструментами

Музыкальные игры, где дети могут экспериментировать со звуками и ритмом (например, игра на барабанах или стучание по предметам), способствуют развитию слуха, музыкального восприятия и креативности.

  1. Создание искусств и ремесел

Дети могут заняться творчеством, используя различные материалы (бумагу, краски, клей). Это не только развивает художественные навыки, но и дает возможность самовыражения.

  1. Подвижные игры

Подвижные игры с элементами спортивных соревнований (например, эстафеты, «замороженные» игры) развивают физическую подготовку и навыки командной работы. 

  1. Сказкотерапия

Используя рассказ истории или создания своих сказок, дети могут учиться выражать свои чувства и мысли, а также развивать язык и воображение.

игропедагог

Эти примеры иллюстрируют, как игровой подход можно применять в различных формах и контекстах, чтобы сделать обучение увлекательным и эффективным, а также помочь детям развиваться в разных областях. 

Игропедагоги, применяющие эти методы, делают значительный вклад в раннюю помощь, обеспечивая индивидуальный, адаптивный и эффективный подход к каждому ребенку. Таким образом, игра становится основой для функционального и гармоничного развития личности, что является важным шагом к успешному будущему. 

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

СДВГ: комплексный подход к диагностике

СДВГ: как развивать исполнительные функции

Практические приемы: как помочь ребенку с СДВГ развить навыки планирования и организованности

Начало: 20 января 2025

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее