ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule, Second Edition) — это инструментарий для диагностики расстройств аутистического спектра (РАС), который предназначен для оценки и наблюдения за поведением и навыками детей и взрослых. Хотя ADOS-2 представляет собой важный инструмент для диагностики, его основная цель заключается в диагностике, а не в обучении. Вот несколько причин, почему ADOS-2 не следует использовать для обучения:
1. Целевое назначение: ADOS-2 предназначен для диагностики, а не для разработки или реализации образовательных программ. Этот инструмент создан для того, чтобы выявить наличие аутистических признаков и оценить уровни функционирования, а не для оценки методов обучения или образовательных программ.

2. Статус наблюдателя: ADOS-2 основан на структурированных наблюдениях, где оценщик (терапевт или специалист по диагностике) взаимодействует с ребенком в заранее заданных условиях. Это не предполагает активного обучения, а лишь представляет или фиксирует информацию о текущем состоянии ребенка.
3. Ограниченность в времени: Оценка с помощью ADOS-2 занимает ограниченное время и охватывает определенные аспекты поведения. По этой причине она не может дать всестороннее представление о навыках, необходимых для обучения, таких как социальные взаимодействия, коммуникационные навыки или обучаемые предметные знания.
4. Необходимость в интерпретации: Интерпретация результатов ADOS-2 требует специализированных знаний, и специалист должен быть обучен в области диагностики аутизма. Использование системы вне контекста диагностической оценки может привести к неправильному пониманию поведения ребенка.
5. Отсутствие конкретных рекомендаций: ADOS-2 не предоставляет конкретных рекомендаций или стратегий для вмешательства или обучения. Для разработки эффективных программ помощи могут потребоваться другие инструменты и подходы

6. Упор на оценке состояний: В отличие от методик, ориентированных на развитие, ADOS-2 фокусируется на задержках и трудностях в развитии, что не способствует активному обучению.
Для обучения детей с аутизмом лучше всего использовать специализированные подходы и методики, которые фокусируются именно на формировании навыков и обеспечении активного участия ребенка в учебном процессе. Такой подход может включать методы, такие как прикладной анализ поведения (ABA), Денверская модель, TEACCH и другие, которые разработаны для эффективного обучения и развития навыков у детей с РАС.
Но ADOS-2, давая четкие результаты относительно выраженности расстройства аутистического спектра у конкретного ребенка, позволяет выстроить как раз дальнейший маршрут диагностики навыков и построения программы. И, делая более видимыми особенности развития ребенка, сделать процесс выбора методов и конкретных методик более прозрачным для родителей.
Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике с 2017 года.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.