Пищевая избирательность — частое явление в раннем детстве. Многие родители не придают этому большого значения, считая “капризы за столом” нормой. Однако в ряде случаев ограничения в еде могут быть не просто этапом взросления, а важным сигналом о возможных задержках в развитии.
Как пищевая избирательность связана с развитием ребенка
Питание — это не только физиологическая необходимость, но и важный компонент сенсорного, моторного и социального развития. Через опыт еды ребёнок учится распознавать текстуры, вкусы, запахи, развивает жевательные и глотательные навыки, а также формирует первые социальные взаимодействия — совместные приёмы пищи, подражание, диалог.
Когда питание становится ограниченным, страдают сразу несколько сфер:
- Сенсорная — снижается толерантность к различным стимулам;
- Моторная — не развивается достаточная координация для приёма разнообразной пищи;
- Коммуникативная и социальная — ребёнок избегает совместной еды, не учится через наблюдение, еда не является значимым предметом общения со взрослыми (как это часто бывает у типично развивающихся сверстников), а также становится областью напряжения в детско-родительских отношениях.
Справедливо и обратное: если у ребенка уже есть сложности в какой-то одной или нескольких из этих областей, они будут проявляться, помимо прочего, и во время еды.
Основные причины пищевой избирательности у детей

Причины избирательности могут быть различны и часто многокомпонентны:
- Сенсорные особенности (гиперчувствительность к текстурам, запахам, вкусам и виду пищи);
- Медицинские причины (рефлюкс, пищевая аллергия, нарушения работы ЖКТ, трудности с жеванием и глотанием);
- Внешние факторы, которые, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы:
1) Факторы физической среды (какие продукты и как предлагаются ребенку, имеет ли он опыт взаимодействия с ними вне контекста приема пищи, может ли наблюдать, как едят взрослые
2) Действия и стратегии взрослых в попытке накормить ребенка (как родители реагируют, если ребенок соглашается или отказывается от пищи, как выстроен график кормления, негативный опыт кормления, такой как насильственное кормление или попытка обмануть ребенка, замаскировав один продукт под другой); - Собственные навыки ребенка также влияют на процесс и могут усугублять изначально небольшие трудности до такого размера, что они становятся настоящей проблемой. Здесь на первый план выходят, например, такие навыки:
Умение есть самостоятельно: руками, ложкой
Коммуникативные: просьба, отказ, выбор желаемого.
Понимание речи: выполнение инструкций, понимание последовательности действий («сначала-потом»).
Имитация: умение наблюдать и повторять за другими.
Навыки совместного внимания.
Саморегуляция: умение удерживать внимание в одной активности до 10-15 минут, спокойно сидеть.
Когда пищевая избирательность может быть индикатором задержек в развитии
Хотя временная избирательность встречается у многих детей и проходит без последствий, стоит насторожиться, если:
- Ребёнок ест менее 15–20 видов продуктов;
- Из рациона исключаются целые группы пищи (все овощи, все белковые продукты и пр.);
- Отсутствует интерес к новым продуктам и (в особенности) присутствует яркая негативная реакция на них;
- Прием пищи сопровождается сильной тревогой, рвотой, протестами;
- Есть признаки отставания в других сферах (задержка речи, сенсорные трудности, снижение социального взаимодействия);
- Пищевое поведение не улучшается со временем, несмотря на родительские усилия.
В этих случаях важно рассматривать избирательность как потенциальный симптом более широкой картины и направить ребёнка на комплексную оценку развития.
Одно из наиболее частых нарушений развития, которое сопровождается пищевой избирательностью, это расстройство аутистического спектра (аутизм). Ключевыми трудностями таких детей являются дефициты социального взаимодействия и социальной коммуникации, а также практически у всех детей с РАС есть сенсорные особенности. Все это находит свои проявления и в процессе приема пищи, поэтому, по разным данным, пищевая избирательность возникает у 50-80 процентов детей с РАС.
В 2024 году вышла отличная научная статья бразильских исследователей (К. Кастро, Р. Э. Фай и другие), в которой нарушения приема пищи рассматривались как возможные ранние признаки РАС. Так, ученые делали акцент на том, что у детей с РАС значительно чаще возникают проблемы с грудным вскармливанием, с переходом на твердую пищу, с введением новых продуктов, с разнообразием рациона, а также – с принятием разных способов подачи пищи (настаивание на определенной посуде и других аспектах сервировки). Также у детей с аутизмом чаще возникали поведенческие трудности за столом, такие как крики, истерики и протесты, невозможность сосредоточиться.
Как видно из описания выше, сенсорные причины являются важнейшими факторами формирования нарушений приема пищи, и для пищевой избирательности они особенно важны. Прием пищи – очень сенсорно насыщенная активность, поэтому любые особенности чувствительности сильно влияют на рацион ребенка в плане предпочитаемых текстур, вкусов или запахов. При этом нарушения обработки сенсорной информации встречаются не только у детей с РАС, но и в качестве отдельных трудностей у детей, которые в остальном развиваются типично. Такие трудности будут влиять не только на то, как ребенок ест, но и мешать ему в других ситуациях – например, мешать спокойно и сосредоточенно играть, усложнять купание и переодевание, гигиенические процедуры. Поэтому при наличии необычных сенсорных проявлений их важно диагностировать и разработать программу по снижению повышенной чувствительности, если она есть.
Еще одна группа навыков, тесно связанных с едой, это речь. Для откусывания и пережевывания пищи ребенок пользуется во многом теми же мышцами и системами своего организма, что и при говорении. Поэтому, если ребенок отказывается от тех видов пищи, которые ему сложно жевать или откусывать, важно обратиться к компетентному в этих вопросах логопеду и убедиться, что это не повлияет на его возможности к четкому произнесению звуков.
Таким образом, если у ребенка есть пищевая избирательность, важно обратить внимание и на его развитие в других областях, в особенности в сфере социального взаимодействия, коммуникации и речи, сенсорных особенностей. Если у ребенка есть поведенческие признаки аутизма, имеет смысл заполнить анкету-скрининг, подходящую по возрасту, такую как M-CHAT, SCQ, CARS, CASD, чтобы оценить наличие риска РАС.

Научитесь работать с пищевой избирательностью у детей!
Курс повышения квалификации даст чёткий алгоритм помощи при нарушениях питания. Практика, сенсорные подходы, сопровождение семей. Онлайн и очно.
Методы диагностики нарушений пищевого поведения у детей
При наличии трудностей с процессом приема пищи у ребенка сначала важно определиться, имеем ли мы дело с нарушением или с обычной личной или возрастной особенностью. Для этого хорошо подходят скрининговые опросники, такие как BAMBI и CEBQ. Они содержат простые и понятные вопросы для родителей, и на их основании можно понять, стоит ли беспокоиться и искать возможные причины существующих проблем. Также они позволяют понять, с какого рода трудностью мы имеет дело – избирательность, недостаточное питание, поведенческие трудности во время приема пищи и т.д.
Если скрининг показывает, что трудности в пищевом поведении присутствуют, нужна комплексная диагностика. Она поможет не только точнее изучить существующие проблемы, но и проверить, какие факторы вносят вклад в их появление.
Комплексная диагностика включает:
- Оценку сенсорной обработки (часто проводится эрготерапевтом);
- Логопедическую и орально-моторную диагностику (особенно при подозрении на нарушения жевания и глотания);
- Психологическую и поведенческую оценку (включая анализ рутин и заполнение дневника поведения);
- Оценку общего развития (при необходимости — с использованием шкал развития, например, Бэйли, Каролина, Куррикулум Денверской модели и др.);
- Медицинский осмотр (исключение гастроэнтерологических и неврологических причин).
Важно не рассматривать пищевую избирательность изолированно: она всегда должна анализироваться в контексте общего развития ребёнка.

Эффективные подходы к коррекции пищевой избирательности
В зависимости от выявленных причин подбирается комплекс мер, которые помогут облегчить трудности. Хорошая программа помощи будет включать в себя работу с медицинскими, сенсорными, средовыми факторами и с навыками ребенка, а кроме того – специфические процедуры расширения пищевого рациона ребенка.
Программа может включать в себя следующие направления:
- Сенсорная десенсибилизация и общая балансировка работы сенсорных систем — постепенное увеличение толерантности к разным текстурам, запахам, цветам;
- Игровые и поведенческие методы — моделирование, работа с навыками копирования и другими общими навыками;
- Нормализация стратегий семейного пищевого поведения — создание поддерживающей атмосферы за столом, устранение давления, организация подходящего ребенка места и режима питания;
- Постепенное введение новых продуктов — метод шейпинга и поведенческого импульса.
При работе важно сохранять баланс между структурой и гибкостью, и избегать насилия — при избирательности контроль усиливает тревожность и сопротивление.
Работа с пищевой избирательностью — задача междисциплинарной команды: логопеда, эрготерапевта, поведенческого терапевта, врача, специалиста по сенсорной интеграции. Ранняя оценка и вмешательство не только помогают нормализовать питание, но и могут выявить скрытые нарушения развития, что позволит вовремя учесть их в обучающем процессе.
Автор статьи: Комиссарчук Евгения Дмитриевна, психолог, преподаватель ИРАВ, специалист по оказанию ранней помощи семьям с маленькими детьми с РАС на основе Денверской модели раннего вмешательства.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

