Применение методики ADOS-2 для обследования детей раннего возраста с риском аутизма

Узнайте, как методика ADOS-2 помогает выявить ранние признаки аутизма у детей. Наша статья освещает ключевые аспекты и преимущества использования этого метода для обследования детей с высоким риском развития аутизма.

Одним из самых сложных для диагностики в раннем возрасте нарушением развития является аутизм.  Связано это с тем, что нет никакого универсального теста или биологического маркера. При диагностике специалисты опираются на наблюдения, взаимодействие и интервью с родными ребенка. В профессиональном сообществе пока нет единой договоренности по поводу терминологии.  Эти три источника могут оказаться слишком разными, иногда противоречивыми. Так как до сих пор нет договоренности по поводу критериев диагностики и терминологии, то выводы и диагнозы могут значительно отличаться у специалистов разных направлений. В зависимости от своего мнения специалисты назначают лечение или предлагают педагогические методы помощи. Не всегда эти методы являются первоочередными при наличии расстройства аутистического спектра. Некоторые методы являются устаревшими и неэффективными для использования с детьми, особенно раннего возраста. В итоге, семьи тратит время и ресурсы сначала на “диагностическую одиссею”, потом на пробы разных методов терапии. 

дети с аутизмом

Сейчас существует несколько программ ранней помощи, специально разработанных для детей с аутизмом или риском аутизма, которые являются научно доказательными или показали свою высокую эффективность. 

Но семьи, сталкиваясь с категоричными заявлениями специалистов “это точно аутизм/это точно не аутизм; аутисты не такие” либо не попадает в такие программы, либо избегает их, опасаясь слова “аутизм”. 

Те, стандартизированные методы, которые используют специалисты, часто не учитывают особенности социальной коммуникации детей раннего возраста. 

Например, если ребенок отказывается взаимодействовать со специалистом, игнорирует задания, плачем, то специалист оказывается бессилен сделать необходимые пробы. Кроме того, дети раннего возраста дискомфортно чувствуют себя без родителей, но в присутствии родителей могут полностью переключать свое внимание на них, избегая специалистов.

Особенности методики ADOS-2

АДОС-2 является стандартизированной методикой, которая позволяет учесть особенности как детей раннего возраста, так и особенности социальной коммуникации детей с риском аутизма. 

В настоящее время золотым стандартом диагностики во всем мире считается использование скрининга, ADOS-2 и ADI-R.

Эти инструменты позволяют увидеть симптомы аутизма уже в 18 месяцев. Но медицинский диагноз нередко ставится значительно позже, что нередко затягивает для семьи получение ранней помощи. При этом выявление, постановка диагноза и описание расстройств, относящихся к спектру аутизма, являются этапами диагностического маршрута, осуществляемого специалистами разных профессий в рамках соответствующей профессиональной компетенции — врачами, педагогами, психологами и исследователями. Эксперты немедицинского профиля в большинстве используют стандартизированные способы изучения истории развития ребенка и оценки состояния на момент обследования на основании опросников, которые заполнили родители ребенка  (например, M-CHAT- R/F). Выбор методов непосредственного мониторинга за поведением ребенка с подозрением на отклонение в спектре аутизма до недавнего времени ограничивался инструментами с определенным допустимым возрастом испытуемых. То есть специалисты не имели инструмента, чтобы достаточно точно выявлять детей раннего возраста (до 18 месяцев) с риском аутизма и предоставлять им программу помощи. 

Авторами «Плана диагностического обследования при аутизме» АДОС-2 является группа специалистов из многих стран, в состав которой входят – клинический психолог, директор Центра аутизма и развития мозга Нью-Йоркского пресвитерианского госпиталя Кэтрин Лорд, крупнейший британский детский психиатр, профессор Микаэл Раттер и другие. ADOS был опубликован Western Psychological Services (WPS) в 2000 году и, с того времени он стал одним из базовых инструментов для диагностики, которые используются как в школе, так и в независимых клиниках при проверке на отклонения в развитии. «План диагностического обследования при аутизме» ADOS-2 – это второе издание метода непосредственного наблюдения, в которое включен модуль Т для оценки детей младшего возраста. Модуль Т рекомендуется использовать с детьми в возрасте до 30 месяцев, которые обладают способностью ходить или хотя бы предпринимать самостоятельные шаги, а также у которых невербальный ментальный уровень развития составляет не менее 1 года. Среди других ограничений применения метода следует отметить элективный мутизм, слепоту и глухоту.

методики ADOS-2

Модули АДОС-2

Стандартизированные методы диагностики для расстройств аутистического спектра (РАС) используются разными экспертами для валидизации клинического диагноза, исследований, определения диагностической категории для планирования помощи, для структурированного сбора информации об особенностях поведения и развития. 

Прежде, чем выбрать модуль, необходимо определить уровень владения речью у ребенка. Но учитывается также хронологический возраст и уместность материалов.

Ребенку предлагаются различные социальные и игровые ситуации во время диагностики по ADOS-2 . 

Специалист записывает формы поведения, сосредотачиваясь не на правильности/неправильности выполнения проб, а на способах коммуникации, социального взаимодействия ребенка со специалистом и родителями, на сенсорных интересах, особенностях игры.
Отдельными пунктами описываются формы поведения, которые могут затруднять обследование и приводить к уязвимости выводов. 

Также одним из преимуществ ADOS-2 в применении с детьми раннего возраста является наличие отдельных пунктов для описания взаимодействия с родителями. Это важное дополнение, учитывающее особенности социально-эмоционального развития детей в раннем возрасте. 

Естественно, если 2-х летний или 3-х летний ребенок не захочет сразу играть или общаться с чужим взрослым, испугается или будет плакать.  Присутствие родителей помогает специалисту дать понять ребенку, что он в безопасности, наблюдать формы поведения с родителями, уточнять информацию и далее избежать недоверия родителей при интерпретации результатов.
Родитель является своеобразным гарантом комфортного проведения обследования и согласованности при дальнейшем обсуждении результатов. 

Всего ADOS-2 состоит из  пяти модулей: 

  • Модуль 1 для детей, которые владеют  отдельными словами для коммуникации или полностью не владеют речью. 
  • Модуль 2 для детей, использующих отдельные  фразы для коммуникации. 
  • Модуль 3 для детей и подростков с беглой речью. 
  • Модуль 4 для обследования бегло говорящих взрослых. 
  • Модуль Т для детей ясельного возраста от 12 до 30 месяцев. 

Хотя характеристики ADOS-2 или ADI-R обладают надежностью, в клинической практике они не идут изолированно друг от друга. Профессионалам в области психологии, преподавателям и исследователям следует учитывать данные из различных источников, таких как медицинские документы и учебные показатели, и с особой аккуратностью интерпретировать итоги оценки. Процедура проведения обследования – описание процедуры (плана) прохождения диагностики с использованием ADOS-2, включая подготовку к сессии, структуру сессии и особенности взаимодействия с ребенком. Для проведения теста необходим специальный комплект игровых материалов и руководств для создания определенного  ситуационной обстановки. 

Как проводится диагностика ADOS-2

ADOS-2  проводится на родном языке ребенка согласно протоколу. В клинических целях иногда допускается перевод родителями на первых модулях. 

Сегодня АДОС-2 доступен на 20 языках и стандартизирован во многих странах, что позволяет сводить результаты полученные в разных странах у одного ребенка. (дети, живущие в двуязычной среде). 

 Сам тест занимает 40-60 минут, в течение которых специалист общается с ребенком или взрослым с подозрением на аутизм. 

диагностика ADOS-2

Задача эксперта заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для ребёнка и приблизить процесс контакта к естественной игре и общению. Иногда случается, что ребёнок чувствует нервозность в присутствии чужого взрослого или в новом окружении, поэтому эксперт уделяет ему достаточно времени на привыкание. Для ребёнка важно, чтобы обследование казалось не тестированием или экзаменом, а просто игрой, где он может поиграть и пообщаться с дружелюбным взрослым. Взрослый предлагает различные игры, такие как пускание мыльных пузырей и игра с воздушными шариками, чтобы сделать процесс приятным и увлекательным. В комплект материалов для обследования включено множество игрушек и книг с картинками, которые действительно интересны детям.

Например задание «Игра с мыльными пузырями», в которой интервьюер незаметно для ребенка начинает пускать мыльные пузыри специальным пистолетом. 

Специалист наблюдает, какие эмоции выражает ребенок, сенсорные особенности (боится звука пистолета/ радуется пузырям и пр.), как и с кем он ими делится. Если ребенок хочет продолжения игры, как он об этом сообщает. Протоколом предусмотрены многие нюансы проведения пробы и даны рекомендации специалистам (что делать, если ребенок отбирает пузыри, как аккуратно прекратить игру, как задействовать родителей). Для специалистов разработано подробное руководство с описанием всех заданий и алгоритмом перевода форм поведения в шифры.

Эти разнообразные формы поведения специалист сразу заносит в протокол для того, чтобы непосредственно после обследования перевести их в цифровые шифры. 

Затем шифры переносятся в алгоритм, и суммарный балл сравнивается с пороговыми значениями для оценочных групп по ADOS-2 — аутизм, спектр аутизма и вне спектра аутизма. Также, можно определить степень выраженности аутистических проявлении по сравнению с другими испытуемыми того же возраста и уровня владения экспрессивной речью с подтвержденным диагнозом в спектре аутизма по 10-балльной шкале, которая делится на четыре уровня: высокая степень, умеренная степень, низкая степень и минимальная степень/отсутствие симптомов. Большинство заданий и шифров основаны на научных данных, это высококачественный инструмент диагностики. При этом, что именно делает эксперт достаточно четко прописано, хотя и создается атмосфера непосредственного общения. Целью ADOS-2 является перевод особенностей поведения в цифровые показатели, поэтому значительные отклонения от протокола компрометируют результаты. 

выявление аутизма у ребенка

Кто может проводить ADOS-тестирование – описание требований к специалисту

На основании проведенных исследований ADOS-2 можно использовать в исследовательских и клинических целях. К исследовательскому уровню предъявляются более строгие требования. 

В клинических целях ADOS-2 может проводить любой специалист педагогического профиля в рамках своих профессиональных компетенций.
Такой специалист тоже должен пройти специальное обучение по использованию методики ADOS-2, а также иметь опыт работы с детьми и взрослыми с аутизмом.

Однако для окончательного диагноза только ADOS-2 недостаточно. То есть, мы проводим определенную процедуру – общение с родителями, наблюдение за поведением и особенностями коммуникации ребенка, которое проводит клинический специалист, – и получаем данные о том, попадает или нет в группу аутизма. 

Врач, который должен проанализировать все данные и соотнести их друг с другом, может учесть результаты  ADOS-2, а может и не учесть. 

Как для постановки клинического диагноза, так и для выяснения неврачебной диагностической группы, важно сделать три вещи: оценить историю развития, часто включая внутриутробное, – раз. Оценить со слов родителей текущее состояние ребенка – два. Понаблюдать за его поведением своими глазами – три. Если какая-то из этих частей не выполнена, то мнение специалиста, аутизм это или нет, сразу становится очень уязвимым для критики. Поэтому так важно при проведении ADOS-2 соблюдать разработанный протокол, предварительно обсуждать с родителями возможности и ограничения ADOS-2. Довольно часто родители, а иногда и специалисты ошибочно воспринимают обследование по ADOS-2 как процедуру определения медицинского диагноза или подбора образовательного маршрута. 

До начала обследования важно договориться с родителями и специалистами, что ставить диагноз на основании одного исследования недопустимо. При использование ADOS-2 в качестве диагностического этапа практически полезна, потому что сходимость результатов по ADOS-2 весьма высока и помимо установления диагностической̆ группы он позволяет в относительно короткий̆ период времени собрать большое количество важной̆ информации для планирования лечения и психолого-педагогических вмешательств. 

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее