Особенности Денверской модели раннего вмешательства
Денверская модель раннего вмешательства (Early Start Denver Model, ESDM) — это научно обоснованный поведенческий подход, разработанный для поддержки и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Возраст детей, которым подходит модель, по-разному описывается в источниках: большинство исследований проводится для детей в возрасте от 12 до 48 месяцев, но в большинстве случаев она применима и позже, вплоть до достижения ребенком возраста 5 лет. Модель сочетает в себе элементы прикладного анализа поведения (ABA) и подходов, ориентированных на развитие, а также активно включает родителей в терапевтический процесс. Основная цель ESDM — формирование социальных, коммуникативных, когнитивных, игровых, моторных навыков через игру и другие формы естественного взаимодействия.
Особенностью модели является то, что она встроена в повседневную жизнь ребенка и семьи. Специалист работает в тесном сотрудничестве с родителями, обучая их применять стратегии ESDM в повседневных ситуациях — дома, на прогулке, в игре и в бытовых моментах. Такой подход требует гибкости, высокого уровня подготовки специалистов и активного участия семьи.

Актуальность применения Денверской модели в России
За последние десятилетия в мире наблюдается постоянный рост числа детей, у которых диагностировано РАС. Так, по оценке некоторых организаций распространенность аутизма может составлять 1 на 36 детей (то есть более 2.5 % популяции). По данным ВОЗ, статистика несколько ниже, 1 на 100 детей (1%), однако она тоже непреклонно растет в последние годы.
У детей в России тоже все чаще диагностируется РАС. Одна из проблем, традиционно связанных с аутизмом – проблема поздней диагностике. Как в России, так и в мире в целом постановка диагноза РАС ребенку в возрасте до 3 лет всегда была проблематичной несмотря на то, что это нарушение развития проявляется уже в раннем возрасте.
К счастью, благодаря распространению точных знаний и качественных методов диагностики специалисты все раньше обнаруживают аутизм у детей, а родители замечают уже достаточно ранние сигналы расстройства. Это повышает спрос на такие модели помощи ребенку и семье, которые подходили бы для раннего возраста. Традиционно методы помощи детям дошкольного и школьного возраста более широко распространены, чем подходы, ориентированные на маленьких детей. Потребность в эффективных, ранних и доказательных методах вмешательства становится все более очевидной. Денверская модель, зарекомендовавшая себя в международной практике, представляет собой важный ресурс в системе ранней помощи.
Сильная сторона ESDM — индивидуализация вмешательства и ориентация на развитие, что соответствует принципам ранней помощи, внедряемым в России. Кроме того, акцент на обучении родителей делает модель особенно ценной в условиях ограниченного доступа к специалистам в некоторых регионах страны.
Основные проблемы внедрения
За последние 10 лет Денверская модель стала применяться в России значительно шире: от первых пилотных проектов и просветительской работы активистов специалисты перешли к использованию двух полноценных пособий, переведенных на русский язык (в том числе учебника по применению модели для специалистов), качественных материалов для родителей и организованной системе обучения.
Однако практика внедрения ESDM в России сталкивается с рядом системных и методологических трудностей:
- Недостаток сертифицированных специалистов. Обучение ESDM требует прохождения специализированных курсов и супервизии. На сегодняшний день таких специалистов в России очень мало, что ограничивает распространение модели.
- Ограниченные ресурсы. Полноценная реализация модели требует временных, кадровых и финансовых вложений. Так, крупные исследования эффективности модели проводились при интенсивности терапии в объеме 20 часов в неделю занятий один на один со специалистом. Такой объем вмешательства трудно обеспечить как организациям, так и родителям в России. У этой трудности есть и другая сторона. Помимо частных организаций и НКО, помощью маленьким детям и их семьям в России занимаются службы ранней помощи. Их количество стремительно растет, однако многие учреждения ранней помощи по-прежнему работают с перегрузкой, а специалисты постоянно заняты клинической работой, что затрудняет и замедляет процесс внедрение новых программ.

Освойте Денверскую модель раннего вмешательства и применяйте её в работе с детьми с РАС и их семьями. Практический курс с выдачей удостоверения о повышении квалификации. Для специалистов здравоохранения, образования и соцсферы. Онлайн и очный формат обучения.
Культурные и социальные вызовы
ESDM предполагает активное вовлечение семьи, что требует от родителей не только мотивации, но и времени, эмоциональных и когнитивных ресурсов. В российской действительности это часто оказывается непростой задачей.
- Социально-экономические ограничения. Многие семьи не имеют возможности регулярно участвовать в сессиях, особенно если речь идет о сельских регионах или семьях с низким доходом.
- Культурные особенности родительства. В России сохраняется иерархическая модель взаимодействия «специалист — родитель», при которой родителям сложно воспринимать себя как активных участников вмешательства. Это требует серьезной перестройки профессиональной практики и коммуникации, причем инициаторами этого процесса должны являться специалисты, использующие специальные техники установления качественного доверительного контакта и вовлечения семьи в процесс помощи в качестве полноценных участников команды вокруг ребенка.
- Недостаток информирования. Уровень знаний о РАС и современных методах вмешательства среди родителей и даже среди специалистов остается довольно низким, что мешает принятию и доверию к новым моделям. Этому также препятствуют представления об аутизме как о диагнозе, который не может быть поставлен маленькому ребенку, популярность медикаментозных и физиологических вмешательств с недоказанной эффективностью и высокой стоимостью, недостаточная распространенность качественных и надежных методов выявления и диагностики.

Перспективы и пути решения
Для эффективного внедрения Денверской модели в России необходима системная работа на нескольких уровнях:
- Развитие системы обучения. Необходимо расширение программ подготовки специалистов, включая онлайн-форматы, а также поддержка системы супервизий и профессиональных сообществ.
- Межведомственное взаимодействие. Внедрение ESDM требует сотрудничества между системой здравоохранения, образования и социальной защиты, понимания преимуществ модели и фасилитации обучения среди сотрудников организаций ранней помощи.
- Просвещение и поддержка семей. Информирование родителей о возможностях раннего вмешательства и создание доступных форматов обучения и поддержки повысит их вовлеченность.
Денверская модель раннего вмешательства обладает высоким потенциалом для поддержки детей с РАС в России. Но для ее успешной интеграции в практику необходимо адаптировать модель к культурным и организационным реалиям. Также важна стратегическая поддержка на уровне государства и профессионального сообщества. Только в этом случае можно рассчитывать на устойчивое и эффективное внедрение модели, соответствующее лучшим мировым стандартам ранней помощи.
Автор статьи: Комиссарчук Евгения Дмитриевна, психолог, преподаватель ИРАВ, специалист по оказанию ранней помощи семьям с маленькими детьми с РАС на основе Денверской модели раннего вмешательства.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.