Первый год ребёнка: радости и тревоги
Трудно найти в жизни человека периода, когда к нему приковано такое внимание, и когда человек так беззащитен и зависим от других людей.
Мы не помним наш первый год, но он отчетливо сохраняется в памяти наших родителей как время невероятной радости, и столь же невероятной тревоги. Никогда больше в своей жизни человек не проделает такой значительный путь в своем развитии, при этом практически ничего об этом не помня.
Маленькое съёжившееся существо за год превращается в любознательного ходящего лепечущего тоддлера, который уже знает, чего он хочет, а чего нет.
Как же происходит такая удивительная метаморфоза?
Долгое время было непонятно, почему человеческие дети рождаются такими незрелами и зависимыми. Было много теорий, объясняющих это «акушерской дилеммой». Но современные нейробиологические исследования показывают, что наш незрелый по сравнению с приматами мозг – это наше преимущество.
Известно, что мозг формируется и развивается через получение внешних впечатлений. Вне организма матери их очевидно больше и они ярче и разнообразнее, чем внутриутробно. Постоянная социальная коммуникация, звуки, цвета, образы, отношения превращают незрелый плод в человека.
Незрелость человеческого детеныша вынуждает родителей и ребенка долгое время проводить вместе, в тесном взаимодействии. Родители в процессе передают множество полезных навыков детям, что позволяет существовать культуре и сложному социальному обществу.
Сторонники этой теории отмечают, что мозг детей с расстройствами аутистического спектра в первые года после рождения созревает слишком быстро, что приводит к тому, что мозг не успевает получить и обработать достаточное количество социальных стимулов в самый восприимчивый период.
Но, пока нейробиологи и генетики раскрывают тайны детского мозга, поговорим о том, что известно.
Развитие ребенка в первый год
Развитие человека в первый год жизни подчиняется некоторым важным закономерностям.
Это теории о развитии нейронных связей.
Одна из них звучит, как «используй или потеряешь». Новорожденный младенец имеет полный набор нервных клеток (нейронов), которые однако, мало связаны между собой. Нейронная связь – это опыт, впечатление, которое получает мозг. Таким образом, те клетки и области, которые будут стимулироваться внешними впечатлениями и опытом, переживаемом ребенком, соединяться и заработают. Об этой теории мы говорим, когда беспокоимся о критических периодах для различных функций организма. К нашему счастью, у малыша есть достаточно времени для «включения ждущих своей очереди нейронов». Но, если этого не произошло, то функция в дальнейшем будет недостаточно развита. Например, таким законам подчиняются развитие зрения, слуха, особенно связь между слухом и развитием речи. Так что пугалки «надо успеть до 3-х» имеют под собой нейробиологическую основу.
Но есть и другие важнейшие условия для развития мозга в первые годы жизни.
Полноценное развитие мозга ребенка происходит только в процессе социальной коммуникации с другим человеком. Во время взаимодействия со стабильным, доступным, заботящимся и откликающимся на сигналы ребенка взрослым происходят нейроэндокринные изменения в отделах мозга – происходит увеличение и усложнение нейронных связей.
Но что делать, если в первый год жизни такого взрослого не оказалось. Многочисленные исследования конца 20-го века показали, что мозг таких малышей может получить необратимые нарушения, сказывающиеся не только на умственном, но и физическом развитии. Сейчас мы относимся к потребности ребенка первого года жизни в заботе и чуткости со стороны взрослого как к само собой разумеющемся вещам. Мало, кто из читателей, хотя бы мельком не читал про теорию привязанности. Но, еще каких-то 50-60 лет назад ученым и практикам приходилось доказывать, что ни хорошие условия, ни сытная еда, ни новая одежда и развивающие игрушки не заменят в первый год жизни качественной социальной коммуникации со «своим» взрослым. Или хотя бы более-менее стабильным взрослым, проявляющим заботу и откликающимся на сигналы ребенка.
Вторым важным условием для развития ребенка в первый год жизни является возможность проявлять собственную активность. Достижением нейробиологических исследований последних десятилетий стало то, что восприятие младенца как пассивного приемника внешних сигналов сменилось пониманием активного исследования младенцем окружающего мира и отношений с людьми.
Таким образом, только через обеспечение возможности для ребенка самостоятельно, активно, разнообразно постигать этот мир мы способствуем развитию мозга ребенка.
Сделаем небольшое резюме нашей первой части:
- В течение первого года жизни развитие ребенка происходит через его собственную активность.
- Социальная коммуникация и чуткое, заботящееся окружение – обязательное условие, чтобы развитие запустилось.
- Все области развития ребенка в первый год жизни тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие движения обусловливает развитие когнитивных навыков, развитие коммуникации придает движениям точность и направленность.
- Ребенок приобретает не только опыт взаимодействия со средой, но и опыт успешности, обучения, постановки и достижения целей, что в дальнейшем будет основной его навыков во взрослой жизни.
Уже в первый год мы учимся влиять на среду и переживать внешние влияния. Учимся делать выбор и принимать выбор других людей.
Классификации развития навыков в первый год жизни
Вторая часть нашей статьи посвящена обзору многообразия классификаций развития навыков в первый год жизни.
Для лучшей ориентировки в них мы вернемся к закономерностям развития детского мозга.
Для раннего возраста, особенно первого года жизни, характерно такое явление, как «окна возможностей». Это наиболее благоприятные периоды для развития той или иной области навыков. Одновременно, это некоторые рамки, внутри которых могут проявляться индивидуальные различия. Например, по «Будапештскому «Листу наблюдения» 3% младенцев начинают играть сидя к 10 месяцам, 75% — к 14 месяцам, и уже 97% в 17 месяцев уверенно играют сидя.
Еще более широкие окна возможностей у речевых навыков. Например, в 12 месяцев могут начать использовать слова 3% малышей, к 18 месяцам уже 75%, а к 24 месяцам мы ожидаем слов у 97% детей.
Можно говорить, что мозг малыша лучшим образом в разные периоды готов к разным областям навыков, при том, что развитие все равно происходит целостно и взаимосвязано.
Нередко, нормативные таблицы в интернете или в книгах не содержат эту важную информацию, и родители, обнаружив, что ребенок не делает какие-то навыки, пугаются и начинают искать сразу нарушение развития.
В то же время, такой сложный навык, как использование речи представляет собой целую систему навыков, базовые из которых формируются уже в первые месяцы после рождения. Мало кто связывает недостаточно яркий комплекс оживления или слабость коммуникативной настойчивости малыша в первый год жизни с дальнейшими нарушениями социальной коммуникации и речи, в частности. Поэтому, фраза «подождите до 3-х» должна быть четко аргументирована специалистом с оценкой предшествующих базовых навыков.
Кроме того, первый год жизни делится на самое большее число периодов: с 0 до 3-х месяцев, с 3-х месяцев до 6 месяцев, с 6-то до 9-ти месяцев, с 9-ти месяцев до 12 месяцев. Завершает первый год возрастной кризис первого года жизни. Однако, каждый из этих этапов может протекать бурно, неспокойно, с довольно значимыми изменениями, которые все больше и больше отдаляют нашего будущего тоддлера от беззащитного новорожденного.
Поэтому в первый год жизни необходим определенный ритм повседневных, повторяющихся дел: кормления, купания, переодевания. Начиная распознавать эти последовательности, малыш учится ориентироваться в своем теле, в окружающем мире. Так необходимые социальные впечатления в первый год жизни младенец получает как раз во время купания, кормления, переодевания, свободного общения с мамой. Для младенца важно, чтобы взрослые дали ему время приспособиться к их индивидуальному способу появления заботы, так как это первый и часто основополагающий социальный опыт в жизни человека.
Самое важное для ребенка в процессе этих рутин — это удовольствие и безраздельное внимание взрослых.
Каждый младенец развивается в своем темпе. Те дети, которые открывали и осваивали новые положения тела по собственной инициативе, приобретали плавность движений быстрее, чем дети, которым взрослые помогали принять новые позы.
Физический терапевт Моник Али пишет, что «чем увереннее ребенок двигается и находит равновесие, чем лучше он способен почувствовать, когда ему нужно отдохнуть, тем больше у него возможностей для того, чтобы исследовать самого себя и свое окружение с помощью всех органов чувств и учиться на своем опыте».
В этом случае любые нормы развития мы можем рассматривать через индивидуальный опыт развития ребенка, обращая внимания не только на то, что ребенок умеет, но и на его активность, инициативность, самостоятельность, умение учиться от другого человека.
Сигналы отклонения развития ребенка
Вдумчивое отношение к нормам развития, особенно в первый год жизни, также означает внимание к тревожным сигналам развития малыша.
О них мы поговорим подробнее.
Младенец первых месяцев жизни:
- не прослеживает глазами за движущимся предметом
- не тянет предметы в рот
Младенец, начинающий двигаться самостоятельно (переворачиваться, ползать, садиться и т.п.):
- не старается дотянуться до предметов, которые находятся в доступе
- с трудом тянет предметы в рот
- не играет в простые цикличные игры по очереди (например, «Ку-ку»)
- не узнает знакомых людей
- не смотрит туда, куда вы указываете
- не перекладывает игрушки из одной руки в другую
- не учится простым жестам вроде махания рукой или мотания головой
- утрачивает навыки, которые когда-то имел
- не ищет предметы, которые вы спрятали у него на глазах
Тоддлеры:
- не повторяет за другими
- не указывает на предметы, чтобы показать их другим
- не знает, как использовать обычные бытовые предметы (например, расческу, телефон, ложку)
- не следует простым указаниям
- утрачивает навыки, которые когда-то имел.
В этом случае родителям стоит обратиться к педиатру, неврологу и специалистам ранней помощи.
Мозг младенца первого года жизни чрезвычайно пластичен и изменчив. Специалисты анализируют не один изолированный навык, а развитие малыша в целом. Относительно многих тяжелых нарушений развития в первый год жизни корректнее употреблять «риск нарушения».
Наш практический опыт работы с младенцами первого, и не только первого года жизни, не раз показывал, что нет ничего невозможного для пластичного, восприимчивого детского мозга и чуткого, заботливого, помогающего развиваться окружения.
Литература
- Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Разум и чувства младенца: Пособие для любопытных родителей. — СПб.: XXI век, 1996.
- Бриш Карл. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. М.: Теревинф, 2015.
- Кипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок. М.: Теревинф, 2006.
- Фьюелл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру. СПб.: Институт раннего вмешательства, 2003.
- Али Моник. Мой ребенок в первый год жизни: недоношенный, с задержкой развития, с нарушениями? Или просто другой? Отвечая на вопросы родителей.-Пер.с нем.-СПб.:Скифия, 2016 г.
- Казанцева Ася. Откуда берутся дети? – М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2023.
Автор статьи: Русанова Юлия Петровна, педагог-психолог, специалист и супервизор в области организации программ помощи детям, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ».
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.