Роль сенсорной интеграции в помощи детям с СДВГ

Сенсорная интеграция — ключ к улучшению качества жизни детей с СДВГ. Она помогает не только снизить гиперактивность, но и улучшить концентрацию, развить навыки саморегуляции и уверенность в себе. В этой статье мы расскажем, как методы сенсорной терапии могут стать важным инструментом в помощи детям с СДВГ, и какую роль играют родители и педагоги в этом процессе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это распространённое расстройство, которое затрагивает множество детей по всему миру. Оно характеризуется постоянной неусидчивостью, импульсивностью и трудностями с концентрацией внимания. В этой статье мы рассмотрим причины и симптомы СДВГ, влияние сенсорной интеграции на поведение и внимание детей, методы сенсорной терапии, а также роль родителей и педагогов в этом процессе.

Нарушения внимания и гиперактивность у детей: причины и симптомы

СДВГ может проявляться в раннем детстве и часто сохраняется во взрослом возрасте. Причины этого расстройства до конца не изучены, однако существует ряд факторов, которые могут способствовать его развитию. К ним относятся генетическая предрасположенность, биохимические изменения в мозге, а также влияние внешней среды, например, стрессовые ситуации или неблагоприятные условия проживания.

Симптомы СДВГ разделяются на три основные категории: 

  • невнимательность, 
  • гиперактивность 
  • импульсивность. 

Дети с СДВГ могут испытывать трудности с выполнением заданий, особенно тех, что требуют усидчивости и концентрации, часто отвлекаются на посторонние звуки или события, забывают о своих обязанностях. Гиперактивные дети проявляют чрезмерную активность, не могут усидеть на месте, часто вмешиваются в разговоры других, не понимают своих личных границ и с трудом соблюдают чужие. Импульсивность может проявляться в резких действиях без предварительного обдумывания последствий.

сенсорная интеграция для детей с аутизмом

Как сенсорная интеграция влияет на поведение и внимание детей?

Сенсорная интеграция — это процесс обработки и организации сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств. У детей с СДВГ этот процесс может быть нарушен. Они могут испытывать трудности в восприятии и интерпретации сенсорных сигналов, что приводит к проблемам с вниманием и поведением.

Исследования показывают, что дети с нарушениями сенсорной интеграции могут быть более чувствительными к определенным стимулам или, наоборот, недостаточно реагировать на них. Это может вызвать чувство дискомфорта или тревоги, что, в свою очередь, приводит к гиперактивности или невнимательности. Например, громкие звуки или яркие цвета могут отвлекать их внимание или вызывать стресс. Недостаточный постуральный контроль не дает удерживаться в любой статичной позе нужное количество времени, то есть мышцы-стабилизаторы просто не в состоянии долго сидеть или стоять, и как следствие, быть в движении – проще. Также важными системами для навыка управления своим телом являются вестибулярный аппарат и проприоцептивная система. Их ограниченная работа может привести к постоянной потребности к передвижению для лучшего ощущения своего  тела в пространстве. 

Сенсорная интеграция помогает детям научиться правильно обрабатывать информацию, что способствует улучшению их способности сосредотачиваться и управлять своим поведением. Развитие навыков сенсорной интеграции может привести к улучшению эмоционального состояния ребенка, снижению уровня тревожности и повышению его самооценки.

нарушение сенсорной интеграции

Методы сенсорной терапии для детей с СДВГ

Сенсорная терапия включает в себя различные методы и техники, направленные на улучшение сенсорной интеграции у детей. Вот некоторые из них:

  1. Игровая двигательная терапия: Использование нестабильных платформ, балансиров, качелей помогает развить постуральный контроль и хорошо активировать вестибулярный аппарат. 
  2. Сенсорные комнаты: Создание специально оборудованных пространств с различными стимулами (сенсорные коробки, текстуры, световые эффекты), где дети могут исследовать и играть.
  3. Массаж, глубокое давление, тактильные упражнения: Различные виды массажа и тактильные упражнения помогают улучшить восприятие тела и окружающего мира.
  4. Применение специальных устройств: Использование специального оборудования или устройств (например, мячей для сидения) для улучшения моторики и координации.

Эти методы помогают детям развивать навыки саморегуляции, улучшать внимание и снижать уровень гиперактивности.

Как сенсорная интеграция помогает снизить гиперактивность?

Сенсорная интеграция играет важную роль в снижении гиперактивности у детей с СДВГ, так как является базой во всестороннем развитии любого человека. Когда ребенок получает специально подобранную сенсорную стимуляцию, его нервная система учится реагировать адекватно, успокаивается, что способствует улучшению концентрации внимания и снижению импульсивного поведения.

Сенсорные занятия помогают детям осознать свои ощущения и научиться управлять своим телом. Например, занятия на балансировочных устройствах могут помочь развить чувство равновесия и координации, что в свою очередь способствует улучшению физического состояния ребенка и снижению гиперактивности.

Кроме того, сенсорная терапия может помочь детям научиться распознавать свои чувства и эмоции. Это знание позволяет им лучше контролировать свое поведение в стрессовых ситуациях, что также способствует снижению уровня гиперактивности.

сенсорная интеграция рас

Роль родителей и педагогов в применении сенсорной терапии

Родители и педагоги играют ключевую роль в процессе применения сенсорной интеграции для детей с СДВГ. Терапия должна осуществляться не только в стенах учебного пространства, но и дома и в дошкольных учреждениях, которые посещает ребенок и даже в школах. Только при повсеместном подходе возможен быстрый и значительный эффект. Обеспечить данный подход могут помочь конечно же родители ребенка и его педагоги. 

Это может быть: 

  1. Создание поддерживающей среды: Родители могут создать дома безопасное пространство для сенсорно-интегративных игр и занятий. Это может быть уголок для творчества, шведская стенка с подвесным оборудованием или место для игр с текстурами.
  2. Сотрудничество с педагогами: Индивидуальный план поддержки для каждого ребенка должен быть адаптирован и внедрен в те места и пространства, что чаще всего посещает ребенок.  
  3. Обучение методам сенсорной терапии: Родители могут обучаться специальным играм на занятиях по сенсорной интеграции и применять их в домашних условиях. Это хорошо будет поддерживать и развивать все сенсорные системы ребенка.
  4. Мониторинг прогресса: Важно отслеживать изменения в поведении ребенка и обсуждать их с педагогами и специалистами. Это поможет скорректировать подходы к терапии и выбрать наиболее эффективные методы.

Сенсорная интеграция является важным инструментом в помощи детям с СДВГ. Она помогает улучшить внимание, снизить гиперактивность и развить навыки саморегуляции. Использование методов сенсорной терапии в сочетании с поддержкой родителей и педагогов может значительно улучшить качество жизни детей с этим расстройством. Создание благоприятной среды для развития навыков сенсорной интеграции позволит детям лучше справляться с трудностями и достигать успехов как в учебе, так и в жизни в целом.

Автор статьиИгнатьева Екатерина Андреевна, физический терапевт, специалист по сенсорной интеграции, клинический психолог.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее