Специалист по сенсорной интеграции — кто он?

Давайте вместе разберемся, кто такие специалисты по сенсорной интеграции и как их деятельность улучшает качество жизни детей с нарушениями сенсорной интеграции.
Специалист по сенсорной интеграции

Прежде чем погружаться в саму специальность, предлагаю коротко разобраться в том, что же под собой подразумевает сенсорная интеграция и в чем заключается ее роль в развитии человека. 

Сенсорная интеграция – это процесс, который позволяет нам воспринимать и обрабатывать информацию от различных сенсорных систем (вестибулярной, проприоцептивной, зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния) и координировать их работу для эффективного взаимодействия с миром. Этот этап играет важную роль в повседневной жизни людей, так как нашу центральную нервную систему (ЦНС) ежесекундно бомбардируют миллионы различных ощущений. Мы постоянно что-то видим, слышим, чувствуем, управляем своим вниманием и реакцией, соответствующим образом располагаем тело в пространстве, держим равновесие и баланс. Сенсорная интеграция позволяет нам адаптироваться к окружающей среде, ориентироваться в ней и адекватно реагировать на внешние, внутренние стимулы.

Если мы обратимся к онтогенезу всестороннего развития человека, то увидим, что на первом месте располагаются именно сенсорные системы, обойдя даже моторно-двигательные функции. Это означает, что без их качественной и автоматизированной работы ни один человек не сможет соответствующим образом взаимодействовать с миром и решать поставленные перед ним задачи, тем более если они подразумевают под собой обучение новым навыкам. В таком случае большая часть ресурса ЦНС попросту уходит на регулирование систем сенсорных, а на формирование академического обучения остается лишь малая его часть, если вообще остается.

Помимо всего прочего, сенсорная интеграция состоит из этапов (рисунок 1), которые начинаются с регистрации сигналов от всех вышеперечисленных сенсорных систем. Затем информация передается в мозг, где происходит ее обработка и анализ, оценивается важность и качество каждого стимула. Если на каком-то этапе есть сбой, то это может привести к различным проблемам, таким как трудности с саморегуляцией, концентрацией, вниманием, сложности, связанные с координацией движений, усидчивостью, чувствительностью к звукам, свету, прикосновениям и т.д. Именно в таких случаях подключаются специалисты по сенсорной интеграции. Они могут помочь разработать индивидуальные программы помощи, направленные на улучшение работы сенсорных систем и повышение качества жизни.

Этапы сенсорной интеграции

Рисунок 1. «Этапы сенсорной интеграции»

Основные функции и задачи специалиста по сенсорной интеграции:

1.     Диагностика имеющихся нарушений

Это обязательный шаг, без которого невозможна дальнейшая терапия. Специалисту необходимо ориентироваться и уметь дифференцировать не только имеющиеся ограничения сенсорных систем ребенка, но и определить на каком этапе сенсорной интеграции происходит нарушение. Эксперт так же должен владеть техникой сбора и анализа полученной информации, обладать клиническим мышлением для выставления гипотез нарушения сенсорной интеграции и уметь проводить диагностические пробы для постановки диагнозов.

2. Разработка программы помощи

На основе результатов диагностики специалист создает индивидуальный план работы с ребенком, включающий в себя цели программы, которые обязательно выявляются и согласовываются совместно с родителями. Специалисту необходимо владеть техникой постановки функциональных целей в зависимости от запросов семьи, чтоб они были конкретными, достижимыми, измеримыми, актуальными и ограниченными по времени.  

3.     Проведение терапевтических занятий

Метод сенсорной интеграции основывается на принципе «следование за ребенком», то есть специалист при проведении занятия опирается на те интересы и ту игру, которую выбирают сами дети и затем встраивает цели своей работы в эту активность. Данный принцип помогает найти подход даже к самым «недотрогам». Поэтому на занятиях, включающих в себя данный подход вы почти не увидите сопротивление ребенка. Это помогает создать терапевтический альянс между специалистом и детьми, в котором вторые чувствуют себя в безопасности и могут стать успешными в выбранной деятельности. Если же ребенок предпочитает оставаться пассивным на протяжении занятия, то терапевт создает условия выбора и специальные ситуации, при которых ребенок становится более замотивированным на деятельность. Так же задачей терапевта является сделать выбранную игру как можно более разнообразной и затрагивающей одновременно несколько сенсорных систем, а не одну.

4. Консультирование и коучинг родителей и близких

На этапе ранней помощи участие родителей в занятиях является неотъемлемой частью терапевтического процесса. Специалист помогает родителям и близким понять особенности нарушений сенсорной интеграции у ребенка, объясняет, как они влияют на его ограничения в развитии и главное, учит родителей практическим приемам, необходимым для самостоятельного применения и поддержки детей в повседневной жизни. 

5.     Составление сенсорной диеты

Сенсорная диета – это комплекс ежедневных мероприятий, состоящих из сенсорных стимулов, необходимых для поддержания оптимального уровня возбуждения ребенка в течение дня. Использование данного способа помогает детям оставаться более собранными, организованными и внимательными. Помимо составления индивидуальной сенсорной диеты, специалист через рекомендации помогает семье встроить реализацию данной программы в свои ежедневные рутины. Например, если ребенку рекомендована «тяжелая» работа, то эксперт, узнав расписание семьи, может предложить привлекать ребенка к уборке постели по утрам, к разгрузке посудомоечной и стиральной машины, может предложить подниматься пешком по лестнице вместо лифта, помогать родителям нести пакеты из магазина и так далее. Так же, при необходимости, специалист сотрудничает с дошкольными и школьными образовательными учреждениями с целью повсеместного внедрения сенсорной диеты.

6.    Мониторинг прогресса

Специалист своевременно отслеживает изменения в состоянии ребенка и при необходимости корректирует или дополняет программу помощи в зависимости от результатов. Промежуточная оценка может происходить в любое время – как спустя месяц реализации программы, так и в рамках одного занятия. Во втором случае это легко позволяет сделать анализ адаптивной реакции в ответ на поставленную задачу. Специалисту, в свою очередь, необходимо подобрать такую активность, в которой бы ребенок смог повышать и совершенствовать свой уровень адаптивных ответов. Приведу простой пример: ребенок научился ловить мяч стоя на ровной поверхности. Теперь можно усложнить, поставив его с этой же задачей на балансир и проследить будет ли он адаптироваться к новой нагрузке, если да, то как.

Промежуточная оценка результатов не в рамках одного занятия, а более, обычно происходит с помощью качественной и количественной проверки поставленных целей из программы помощи. 

подготовка специалиста по сенсорной интеграции

Образование и подготовка специалиста по сенсорной интеграции

Важно отметить, что в настоящее время такой профессии как специалист по сенсорной интеграции отдельно не выделено, и это означает, что для работы с детьми в специализированной организации эксперту необходимо иметь профессиональное образование из смежных областей, выделенное в классификаторе профессий. Например: логопед, педагог, психолог, инструктор ЛФК. Почему так? Сенсорная интеграция — это прежде всего, один из методов коррекции нарушений, а не квалификация. Приведу более очевидный пример: хирург – это специальность, а лапароскопия – один из методов в работе хирурга, применяемый им по мере необходимости на операциях. Если нам нужен специалист, владеющий методом лапароскопии, то мы идем к хирургу. Аналогично и в нашем случае: есть специалисты по работе с детьми, владеющие методом сенсорной интеграции. Но отдельной такой должности нет, по крайней мере пока. Однако никто не запрещает овладеть этим методом «для себя». Например, если вы являетесь родителем ребенка, имеющего нарушения сенсорной интеграции и хотите самостоятельно помогать своему малышу, то спокойно можете обучиться данному способу и практиковать его в рамках своей семьи.

Обучиться методу сенсорной интеграции можно в специальных лицензированных учреждениях, в том числе и в нашем институте раннего вмешательства. Повышение квалификации с выдачей соответствующего удостоверения осуществляется на базе высшего или среднего профессионального образования и должно составлять минимум 50 академических часов по теории и практике сенсорной интеграции. 

В завершении хотелось бы отметить, что специалист, владеющий методом сенсорной интеграции, становится все более незаменимым в обществе и в мультимодальной команде специалистов, так как помогает обеспечивать базовый уровень развития ребенка, улучшая его физические возможности и высвобождая ресурс для получения новых знаний и навыков. Благодаря его работе дети с нарушениями сенсорной интеграции могут улучшить качество своей жизни, стать более успешными и адаптированными к окружающей среде.

Автор статьи: Игнатьева Екатерина, физический терапевт, специалист по сенсорной интеграции, клинический психолог.

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

logo

БЕСПЛАТНЫЙ практикум
для специалистов

Помощь детям с тяжелыми двигательными нарушениями и ТМНР

Узнайте методики, которые помогают “особенному” ребёнку

Реклама. АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства». ИНН 7841059809 2Vtzqvx77wu

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее