В настоящее время в организациях, оказывающих социальные, образовательные, даже медицинские услуги и озадаченных обеспечением и повышением качества своих услуг, все чаще используется профессиональная супервизия, зародившаяся и привычно практикуемая в сферах психологии и психотерапии. В ранней помощи, как инновационной сфере оказания услуг в Российской Федерации, супервизорская форма поддержки специалистов также является актуальной и востребованной, активно практикуется как в процессе профессиональной подготовки междисциплинарных команд, так и в процессе реализации индивидуальных программ ранней помощи с целью обеспечения их качества.
Существует множество определений супервизии и ее предназначения. Вот пара примеров, в которых расставляются достаточно важные и интересные акценты.
«Супервизорская поддержка предоставляет для специалиста шанс отказаться от легкого пути обвинения других – клиентов, коллег, организации общества, и даже самого себя; она может дать … шанс начать поиск новых возможностей». (П. Ховкинс, Р. Шохет, 2000).
«Супервизия – это интенсивные отношения межличностной направленности, в которых один человек призван содействовать развитию профессиональной компетенции другого» (Логанбил, 1982, цит. по Ховкинс, Шохет, 2002, с.92).
Какое определение супервизии можно применить в данном случае?
Супервизия – структурированное обсуждение работы специалистов, в ходе которого супервизор помогает специалистам увидеть ситуацию со всех сторон, свои сильные и слабые стороны, трудности в работе с семьей, понять природу возникающих трудностей, определить оптимальные способы их преодоления.
Почему супервизорская поддержка специалистов стала важной и необходимой частью процесса освоения специалистами ранней помощи работы в дистанционном формате?
Во-первых, специалисты осваивают новую форму оказания услуг ранней помощи. Как любой инновационный процесс, переход на «дистант» вызывает у специалистов много вопросов и трудностей разного характера – психологического, организационно-управленческого, методического и др. Следовательно, для преодоления и профилактики профессиональных трудностей, обеспечения устойчивости и качества услуг ранней помощи при переходе на дистанционный формат специалистам требуется своевременная поддержка.
Во-вторых, дистанционный формат оказания услуг ранней помощи предполагает, что каждый специалист из междисциплинарной команды осваивает новую для себя роль – роль трансдисциплинарного специалиста, сопровождающего ребенка и семью в формате телеконференцсвязи.
В-третьих, услуги ранней помощи, оказываемые в дистанционной форме, предполагают освоение и применение трансдисциплинарным специалистом упрощенных инструментов оценки. Групповое обсуждение опыта применения новых бланков и инструментов на супервизорских сессиях содействует эффективному их освоению.
И, в-четвертых, дистанционная работа предполагает новые вызовы в применении семейно-центрированного подхода. Через телеконференцсвязь специалисту проблематично напрямую устанавливать контакт и выстраивать игровое взаимодействие с ребенком раннего возраста, как это происходит на домашних визитах или очных сессиях в службе ранней помощи. Трансдисциплинарному специалисту необходимы умения и навыки общения и взаимодействия с заботящимися о ребенке взрослыми. Важно, чтобы родители ясно понимали, как общаться, взаимодействовать, играть с малышом в естественной домашней среде, осуществляя оценочные процедуры, обучая его новым функциональным навыкам в рамках Индивидуальной программы ранней помощи.
В каком режиме наиболее оптимально проводить супервизии для специалистов, осваивающих дистанционный формат работы?
Для оказания помощи специалистам в освоении нового формата работы было запланировано проведение профессиональных супервизий на протяжении 12 месяцев. Были организованы регулярные групповые онлайн супервизии в режиме 2 раза в месяц продолжительностью 2 астрономических часа каждая. Супервизии подготавливались и проводились супервизорами для групп специалистов с постоянным составом участников. Количество специалистов в каждой группе было не более 10 человек. Супервизорские функции осуществляли преподаватели, эксперты в области ранней помощи из Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи, имеющие опыт супервизорской деятельности.
Какие задачи стояли перед супервизором?

В течение 12 месяцев было проведено 20 супервизий для каждой группы.
Выделяют три этапа при проведении супервизий для одной группы специалистов в течение длительного времени, например 12 месяцев.

Какие важные изменения произошли в работе специалистов благодаря участию в супервизиях?
Наличие профессиональной супервизии как формы поддержки специалистов ранней помощи при переводе услуг в дистанционный формат обеспечило достижение важных изменений и результатов, которые специалисты отмечали на аналитическом этапе. Обсуждение во время супервизии позволило по-новому взглянуть на рутинную текущую деятельность, осуществить некоторую переоценку своей работы. Стали заметны дефициты в профессиональных знаниях, умениях и навыках, актуализировалось осознание логики и последовательности этапов ранней помощи, понимание необходимости и достаточности каждого рабочего действия в порядке оказания услуг. Специалисты отметили развитие навыков в области кейс-менеджмента, приобретение новых технических навыков.
Особую ценность представляет собой осуществляемые на супервизиях тренировка и развитие навыков коучинга в реализации семейно-центрированного подхода, повышение эффективности специалистов при выстраивании, поддержании и развитии взаимоотношений с родителями и членами семьи, улучшение навыков постановки функциональных целей, достижимых в дистанционном формате сопровождения семьи.
Какие компетенции необходимы супервизору, чтобы качественно сопровождать и поддерживать освоение специалистами нового формата работы?
Опыт проведения супервизий, приобретенный в проекте, подтверждает не только ценность и необходимость такой формы поддержки специалистов, реализующих услуги в дистанционной форме, но и ценность и необходимость определенных компетенций для осуществления супервизорской деятельности. Выделяются как профессиональные, так и личностные компетенции специалиста, который способен обеспечить в организации супервизорскую форму поддержи своим коллегам.
Среди профессиональных компетенций супервизора необходимо отметить обязательность следующих.
- Знание, понимание и умение руководствоваться в процессе работы принципом безусловного уважения к личности, принципами и подходами ранней помощи, правилами командной работы.
- Наличие навыков кейс-менеджмента.
- Наличие знаний, умений, навыков, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей в соответствии с требованиями технологии оказания услуг ранней помощи.
- Некоторые компетенции не имеют непосредственного отношения к технологии ранней помощи, а относятся к области общих аналитических навыков и способностей:
- умения и навыки выявления профессиональных трудностей специалистов,
- умение анализировать самому и организовать в группе анализ сильных сторон, трудностей, причин их возникновения, а также организовать поиск путей решения трудностей и преодоления барьеров.
- Важно отметить также необходимость компетенций супервизора, связанных с фасилитацией активности и участия каждого человека и группы в целом:
- умение устанавливать и поддерживать в группе безопасные и доверительные отношения,
- умение активизировать группу для обсуждения определенных вопросов и тем, удерживать высокий уровень вовлеченности каждого при групповом обсуждении,
- умение предоставлять положительные оценки и продвигать позитивный образ специалиста, родителя, ребенка,
- умение предоставлять примеры из личного опыта.
Какие личностные качества важны для успешной работы супервизора?
Важно обозначить необходимость и наличие некоторых личностных компетенций, которые позволяют эффективно осуществлять супервизорскую практику:
- способность к эмпатийной идентификации,
- нервно-психологическая выносливость, психологическая устойчивость в кризисных ситуациях, навыки адаптивности, способность к эмоциональной саморегуляции,
- способность принятия решений в трудной ситуации с опорой на ценности,
- способность к фиксации и изменению устаревших установок и социальных стереотипов, открытость к усвоению новых знаний, умений, навыков.
Как сделать профессиональную супервизию регулярной практикой в службах ранней помощи?
Проведение регулярной профессиональной супервизии в рамках проекта «Доступная ранняя помощь детям и семьям» стало «модельной» ситуацией как для эффективной дистанционной работы трансдисциплинарных специалистов с семьями, так и для обеспечения устойчивости и высокого качества услуг ранней помощи после завершения проекта.
Эффективность и польза супервизорской формы поддержки трансдисциплинарных специалистов поставили перед командой и многими участниками проекта следующие важные вопросы:
- Как сделать профессиональную супервизию регулярной практикой в службах ранней помощи?
- Как готовить и поддерживать супервизоров из числа специалистов и методистов организаций?
Нужно ли специально готовить супервизора для работы с группой специалистов?
Некоторые решения уже найдены и реализуются: это самоопределение некоторого количества специалистов в развитии своих методических и супервизорских компетенций, проведение для них семинара «Как научить специалиста работать в дистанционном формате». Верным видится решение отдать супервизорские функции региональным ресурсно-методическим центрам по ранней помощи. Опыт супервизорского сопровождения специалистов ранней помощи в рамках проекта «Доступная ранняя помощь детям и семьям» явился базой для создания соответствующего образовательного курса для подготовки будущих супервизоров. В перспективе – проведение данного курса для методистов ресурсных центров, помощь им в их становлении в качестве супервизоров.
Авторы статьи: Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО СПБ ИРАВ, клинический психолог, Игрушкина Татьяна Викторовна, старший преподаватель, специальный педагог АНО ДПО «СПб ИРАВ»
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.