Баланс между заботой и гиперопекой: где проходит граница

Забота — это любовь и поддержка. Гиперопека — тревога и контроль. Где проходит граница? В этой статье вы узнаете, как отличить здоровое внимание к ребёнку от чрезмерной опеки, какие последствия несёт гиперопека и как выстроить доверительные отношения, которые помогут ребёнку расти самостоятельным и уверенным.

Забота и опека — два схожих понятия, которые легко перепутать. Однако между здоровым вниманием к ребёнку и чрезмерным контролем существует чёткая граница. В этой статье мы разберём:

  1. Определения и ключевые признаки 
  2. Последствия гиперопеки 
  3. Принципы выстраивания баланса 
  4. Практические рекомендации 

1. Что такое забота и что такое гиперопека?

Забота — это осознанное внимание к потребностям ребёнка, поддержка его самостоятельности и развития. 

Гиперопека — это чрезмерный контроль, ограничивающий свободу выбора и препятствующий формированию навыков саморегуляции.

Признаки здоровой заботы

Забота о ребёнке — это не контроль и не подавление его инициативы, а создание условий, в которых он чувствует безопасность, поддержку и уважение. Настоящая забота помогает ребёнку взрослеть, учиться принимать решения и доверять миру.

  • Уважение личных границ
    Родитель не вторгается в личное пространство ребёнка без необходимости: стучится в комнату, не читает переписку, не навязывает разговор, если тот не готов. При этом остаётся рядом, если ребёнок захочет поделиться. Такое уважение формирует чувство собственного достоинства и учит строить здоровые отношения с другими.
  • Поддержка самостоятельности в мелких и крупных задачах
    Здоровая забота проявляется не в том, чтобы всё делать за ребёнка, а в том, чтобы дать возможность попробовать самому — застелить кровать, выбрать одежду, решить, как распределить карманные деньги. Родитель остаётся рядом, чтобы подстраховать, но не мешает естественному опыту.
  • Эмоциональная и словесная поддержка
    Когда ребёнку плохо, родитель не критикует и не обесценивает («Не реви», «Пустяки»), а помогает прожить эмоцию: выслушивает, поддерживает словами, учит называть чувства. Фразы вроде «Я понимаю, тебе сейчас трудно» или «Ты можешь на меня рассчитывать» укрепляют доверие и формируют эмоциональную устойчивость.
гиперопека родителей

Признаки гиперопеки

  • Гиперопека — это внешне заботливое, но по сути контролирующее и ограничивающее поведение. Родитель, движимый тревогой, стремится избавить ребёнка от всех трудностей и ошибок, но тем самым лишает его важного опыта самостоятельности.
  • Постоянное вмешательство в каждое действие
    Родитель буквально «живет» вместо ребёнка: поправляет, как тот ест, одевается, делает уроки, выбирает друзей. Такое вмешательство формирует неуверенность и зависимость — ребёнок привыкает, что за него всё решат.
  • Избегание любых неудач — «страх за ребёнка»
    Гиперопекающий взрослый старается уберечь ребёнка от малейших трудностей: не даёт участвовать в соревнованиях, боится отпускать на прогулку или в лагерь. За этим стоит тревога: «А вдруг что-то случится». Но без возможности ошибаться ребёнок не учится преодолевать трудности и боится мира.
  • Решение проблем за него, лишая опыта преодоления
    Когда родитель постоянно «гасит» все сложности — звонит учителю, решает конфликты со сверстниками, исправляет ошибки, — ребёнок теряет ощущение ответственности. Он не знает, как действовать самостоятельно, и вырастает с убеждением, что без чужой помощи он не справится.

Последствия гиперопеки

Аспект

Здоровая забота

Гиперопека

Уверенность

Растёт через успехи

Зависит от одобрения взрослых

Ответственность

Формируется постепенно

Отсутствует — взрослые решают за него

Социализация

Учится контактам и конфликтам

Избегает независимых отношений

Эмоциональное состояние

Чувствует себя защищённым

Испытывает тревогу и страх ошибок

влияние родителей на ребёнка

Программа «Направляемый диалог» была создана на основе норвежской программы ICDP с целью повышения родительской компетентности в разрешении сложных ситуаций, связанных с уходом, развитием и воспитанием ребенка. Для специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения, оказывающих услуги для семей с детьми раннего возраста.

Принципы выстраивания баланса

  • Доверие и диалог

Часто гиперопека появляется из-за недостатка информации у родителя о ребенке, а его мыслях и чувствах. Разговор перед сном о прошедшем дне, обсуждение книг или мультфильмов, разбор происшествий и конфликтов в детском саду, объяснение своих поступков помогают не только лучше узнать своего ребенка, но и научить его размышлять, осознавать свои чувства и побуждения, учиться не бояться ошибок и конфликтов, а решать их. В итоге, ребенок становится социально компетентным, способным решать возникающие жизненные задачи. То, что родитель обсуждает, а не дает готовый рецепт, делится своим опытом, дает возможность ребенку иметь свое мнение, как раз в будущем может стать залогом того, что в действительно сложной и небезопасной ситуации ребенок обратиться за помощью или хотя бы расскажет о том, что происходит с ним.

  • Постепенное расширение пространства самостоятельности

Начните с простых задач (одеться, собрать рюкзак), затем переходите к более сложным (расписание, организация досуга). Современная жизнь многозадачна, особенно в городах. Умение планировать свое время, выстраивать приоритеты, дозировать информационную нагрузку, правильно и вовремя отдыхать – важнейшие умения  человека в нашем мире. Учиться этому легче с детства, действительно, через освоение бытовых навыков, помощи по дому, к более сложным задачам – сделать самостоятельно уроки, следить за своими вещами, выполнять простые поручения родителей.

  • Разрешение ошибки как важного опыта

Позвольте ребенку самостоятельно исправлять незначительные промахи — это учит ответственности. В раннем детстве ребенок обладает уникальной способностью не бояться ошибок и пробовать вновь и вновь. ИМ в это же время можно погасить эту способность. Да, первые попытки поесть, помочь маме на кухне, полить цветы будут  грязными, неуклюжими, часто требующими от взрослого большего вовлечения и времени, чем самостоятельное выполнение. Одевание и раздевание, мытье, чистка зубов – все эти повседневных дела вполне доступны уже ребенку после 1,5 лет, но как часто из-за как раз неопрятности процесса, родители сами затягивают самостоятельное освоение навыков. 

  • Прозрачность правил

Объясняйте не только «что» делать, но и «почему» — понимание мотивов формирует внутреннюю мотивацию. Иногда родители спрашивают: “разве такой малыш что-нибудь понимает”. Но, когда мы объясняем “почему”, мы не ждем мгновенного понимания со стороны ребенка, мы показываем образец мышления, раскладываем ситуацию на кирпичики, делая ее более понятной. Многие опасные ситуации или серьезные ошибки возникали не из-за того, что ребенок не знал, а потому что не привык думать, размышлять, оценивать последствия. 

родительский перфекционизм

Как снижать гиперопеку у родителей особых детей

Гиперопека часто возникает из глубокой любви и страха за безопасность ребёнка с особенностями развития. Однако чрезмерный контроль мешает формированию у него самостоятельности и уверенности. Ниже — пошаговые рекомендации для родителей и специалистов, как постепенно снизить уровень опеки и поддержать рост ребёнка.

1. Признать свои страхи и установить цели 

  • Осознанность.

Запишите главные беспокойства: что вы боитесь за ребёнка больше всего? 

  • Целеполагание.

Определите конкретные области, где хотите дать больше свободы (например, самостоятельное выполнение домашней работы или подбор одежды). 

  • Малые шаги.

Ставьте реалистичные задачи: начните с 5–10-минутной самостоятельной активности и постепенно увеличивайте время.

2. Постепенное расширение автономии 

  • Разделение задач на этапы.

Разбейте сложное действие на несколько шагов и поручайте каждый по отдельности. 

  • Прием “помоги мне сам” (Монтессори-принцип).

Вместо того чтобы делать за ребёнка, помогите ему вспомнить алгоритм или предложите подсказку. 

  • Чёткие рамки.

Опишите, что ребёнок может делать самостоятельно, а где вам нужна совместная работа.

3. Переключение фокуса: от контроля к поддержке 

  • Вопросы вместо решений.

— «Как ты думаешь, как лучше поступить?» — «Что тебе поможет справиться с этой задачей?» 

  • Похвала за инициативу.

Отмечайте даже маленькие попытки самостоятельности: «Здорово, что ты сам позаботился о своей тетради!» 

  • Рефлексия.

В конце дня обсудите успехи и трудности: «Что сегодня было сложно? Что получилось лучше, чем ты думал?»

4. Вовлечение специалистов и адаптивных методик 

  • Индивидуальные программы развития.

Специалисты (эрготерапевт, дефектолог, логопед) могут предложить упражнения, направленные на развитие самостоятельности. 

  • Инклюзивное обучение и досуг.

Контакт со сверстниками в совместных группах учит ребёнка самостоятельному принятию решений в безопасной среде. 

  • Технологии и наглядные опоры.

Тайм-таймеры, карточки-пошаговки и мобильные приложения помогают организовать время и делают действия более предсказуемыми.

Как ребенок не сразу становится самостоятельным, так и родители не сразу могут научиться видеть свою гиперопеку, а главное, выстраивать баланс.

Коучинговые стратегии направлены на то, чтобы помочь родителю не бояться размышлять, принимать решения, пробовать, тренироваться, делать ошибки, исправлять, уставать, отчаиваться и снова возвращаться к практике. Стратегии коучинга помогают снижать стрессовость ситуации, показывать. что воспитание ребенка с особенностями развития по своим вызовам и решениям может быть доступно и приносить большую радость и удовлетворение.

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

3-5 декабря 2025

Научно-практическая конференция по Денверской модели раннего вмешательства

Реклама. АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» ИНН 7841059809  ERID 2VtzqwQhpbQ

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее