Опыт применения методики Адос-2

Как мы писали в предыдущей статье, посвященной применению методики ADOS-2  в практике специалистов, данное обследование является только одним из звеньев медицинской диагностики расстройства аутистического спектра. Одной из проблем использования ADOS-2 является неправильное или однобокое понимание результата обследования.

С целью улучшить понимание родителей и специалистов хода и интерпретации результатов, в АНО ДПО СПб «ИРАВ» около 10 лет используется и регулярно модифицируется алгоритм подготовки семьи к ADOS-2  и сообщения родителям результатов. 

Алгоритм проведения тестирования ADOS-2

При подготовки данного алгоритма мы опирались на рекомендации по сообщению диагноза и поддержке пациентов, разработанными для врачей.

Перед обследованием ADOS-2 всегда проводится встреча специалиста с семьей длительность 30-60 минут. На этой встрече проясняется запрос родителей, их осведомленность о процедуре и об использовании результатов обследования в дальнейшем. Кроме этого, специалист наблюдает за ребенком и фиксирует образцы спонтанной неотраженной речи. Уточняются некоторые значимые медицинские данные: отсутствие сенсорных и моторных нарушений, уровень когнитивного развития (через анализ игры ребенка).

Далее специалист готовит кабинет для обследования по подходящему модулю. Основная задача интервьюера — создать как можно больше возможностей для коммуникации и социального взаимодействия ребенка. Так как маленькие дети часто реагируют на встревоженное состояние мамы, то первичная консультация и время в начале обследования помогает установить контакт с родителями. 

После встречи, которая длится 40-60 минут, специалист приступает к шифровке форм поведения. Через несколько дней родителям назначается встреча в удобное время (онлайн или офлайн).
Специалист знакомит их со своими выводами, а также обсуждает варианты маршрута помощи. 

опыт применения методики Адос-2

Результат тестирования ADOS-2

На примере заключения по результатам теста ADOS-2, которое используется в практике АНО ДПО СПб «ИРАВ», можно познакомиться с алгоритмом беседы. 

Первый блок заключения посвящен общей информации о запросе или направлении семьи на обследование. Если проводились предварительные скрининги развития, приводятся их результаты. 

Был проведен первичный прием, который включал в себя оценку развития ребенка с использованием опросников R-CDI, скрининг расстройства аутистического спектра по анкете M-CHAT, интервью с родителями и наблюдение за свободной игрой ребенка. По результатам обследования были выявлены умеренные ограничения жизнедеятельности в областях межличностного взаимодействия, коммуникации, самообслуживания, научения и применения знаний. 

Анкета M-CHAT: 10 Итого 3 Критических

По данным анкет, возраст развития ребенка по разным областям развития на 20.03.2024 составляет: 

Анкета R-CDI
Социальная сфера   –    <1-2 (отстает)
Самообслуживание   –   <1-2 (отстает)
Крупная моторика   –   1-7 (отстает)
Тонкая моторика   –   1-8 (отстает)
Продуцирование речи   –   1-3 (отстает)
Понимание речи   –   <1-2 (отстает)

Такое введение помогает специалисту вернуться с родителями к изначальным трудностям ребенка, связать результаты обследования с изначальной задержкой развития. 

Также эти данные помогают следующим специалистам опираться на уровень развития ребенка при проведении проб или определении медицинского диагноза. 

Следующий компонент заключения и беседы — это сообщение непосредственного результата обследования. Это часть беседы, требующая от специалистов проявления эмпатии, умения переспрашивать, давать паузу, переформулировать. Несмотря на то, что специалист предупреждает, что диагностическая категория не является медицинским диагнозом, слова «аутизм», «спектр аутизма» могут звучать для родителей шокирующе и пугающе.

Поэтому мы рекомендуем в этот момент сделать паузу и позаботиться о состоянии родителей, уточнить, готовы ли они продолжать дальше, есть ли у них вопросы. Обязательно специалист разделяет два понятия: медицинский диагноз и диагностическую категорию.

Поведение Р. на обследовании соответствовало следующему: Диагностическая группа – аутизм (23 балла при 16 достаточных для попадания в данную категорию) с высокой выраженностью симптомов. 

Далее идет описание наблюдений специалиста относительно того, свидетельствует ли поведение ребенка признаками расстройства аутистического спектра или нет. ADOS-2 не интерпретирует, какие иные состояния могли бы вызвать данное поведение. 

алгоритм проведения тестирования АДОС-2

Наблюдения специалиста группируются по  формам поведения: 

  • Речь и общение

На приеме Р. спонтанно не использовал слова или подобия слов, наблюдались частые вокализации «ууу», мычание. 

  • Социальное взаимодействие

В ситуациях просьбы Р. обычно использовал телесные способы выражения: тянул взрослого за руку, толкал, использовал руку и тело взрослого, как инструмент. Стоит отметить, что ребенок редко обращался с просьбами. Чаще он просто водил взрослого за руку по помещению без определенного намерения, или собирал всех в круг и стоял посередин.

  • Игра

Р. правильно играл только с конструктивными и механическими игрушками, мог поставить свечки в торт в игре «День рождения», но спонтанная игра понарошку отсутствовала.

  • Стереотипные формы поведения и ограниченные интересы

На обследовании наблюдалось много форм необычных сенсорных интересов: бег из угла в угол с ударами ладонями, рассматривание себя в зеркало под определенным углом, перелистывание страниц и прослеживание за их движением. 

  • Другие аномальные формы поведения

На обследовании Р. постоянно перемещался по кабинету, движения ребенка было трудно прервать, что препятствовало проведению некоторых проб. Не проявлял недовольства или плохого поведения, агрессии. 

Подобное развернутое заключение помогает в беседе с родителями свериться с ними относительно наблюдаемых форм поведения, что, в итоге, придает выводу специалиста о наличии признаков РАС не умозрительный, а вполне конкретный характер. 

Это помогает родителям сосредоточиться не на поиске очередного авторитетного мнения «похоже это на аутизм или нет», а сфокусироваться на конкретных необходимых ребенку навыках, учитывая особенность развития его мозга. 

Самым главным итогом проведения ADOS-2 в раннем возрасте становится более понятный маршрут помощи и мониторинга признаков РАС по мере развития ребенка.

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее