Уже много лет для помощи детям с различными особенностями развивается система абилитации и специального образования. Но до недавнего времени эта помощь начиналась, когда ребенку исполнялось 3 и более лет. Современные исследования в области физиологии детского мозга убедительно доказали, что мозг ребенка обладает удивительной пластичностью, и развивающая помощь должна начинаться максимально рано. Специалисты приходят на помощь семье буквально с первых дней жизни ребенка, и такой вид помощи получил название «раннее детское вмешательство» или, как в Российской Федерации – «ранняя помощь детям и семьям».
Кому нужна ранняя помощь?
Ранняя помощь детям и семьям в первую очередь предоставляется семьям, которые растят ребенка в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющего установленную задержку в развитии или трудности освоения обычных навыков в повседневной жизни, а также, если у ребенка есть риск возникновения задержки или трудностей. Такой риск возникает в случаях, когда у ребенка серьезно нарушено здоровье или он живет в неблагоприятной социальной среде.
Ранняя помощь детям и семьям не специализируется на помощи детям с какими-либо отдельными нарушениями или трудностями. Если помощь нужна, любая семья может обратиться к специалистам. Также, если родители испытывают беспокойство о развитии ребенка, специалисты ранней помощи с вниманием отнесутся к ним и помогут разобраться в ситуации.
Что такое ранняя помощь детям и семьям?
Ранняя помощь детям и семьям – это комплекс профессиональных действий специалистов направленных на:
- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях, чтобы ребенок мог овладевать навыками, необходимыми ему для самостоятельной жизни в будущем. Это помощь родителям в вовлечении ребенка в жизненные ситуации, такие, как еда, умывание, купание, одевание и обеспечение его активного участия в них. Это помощь ребенку в освоении навыков общаться с другими людьми, строить с ними отношения, навыков передвигаться по дому и на улице, играть и познавать окружающий мир.
- формирование позитивного взаимодействия и отношений ребенка и родителей, бабушек, дедушек. Это помощь членам семьи в понимании особенностей и потребностей ребенка, обучение их навыкам отзывчивого ухода и создания для ребенка условий, когда он проживает беззаботное и счастливое детство. Это помощь семье растить эмоционально благополучного ребенка с чувством собственного достоинства.
- включение ребенка в среду сверстников и его интеграцию в общество. Это помощь и ребенку, и его родителям, и обществу в том, чтобы строить толерантное инклюзивное сообщество, когда дети с раннего детства растут все вместе, учатся общаться друг с другом независимо от имеющихся особенностей.
- повышение компетентности родителей и других членов семьи, чтобы увеличить их умение развивать ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС).
Известно, что маленькие дети учатся в общении с родителями и в повседневных делах. Если родители знают актуальные цели развития ребенка, умеют в любую активность вплести развивающие возможности для ребенка, они многократно увеличивают возможности ребенка учиться новым навыкам.
Почему ранняя помощь полезна детям и семьям?
Ранняя помощь детям и их семьям (раннее детское вмешательство) является практикой с доказанной эффективностью. Положительное влияние ранней помощи на развитие ребенка и степень благополучия семьи доказано в ходе многочисленных международных исследований, опубликованных в международных журналах (например, «Infant and Young Children», «Early Intervention») и многочисленных учебниках.
Публикации включают в себя данные об инновационных методах раннего вмешательства, краткие сведения о важных научных исследованиях и их последствиях для практики, обновления по приоритетным тематическим областям, сбалансированное представление спорных вопросов, а также статьи, посвященные вопросам, касающимся политических решений, профессиональной подготовки специалистов, новых концептуальных моделей и эмпирических исследований.
Эффекты от оказания ранней помощи детям:
- Ранняя помощь начинается рано на 1-м году жизни, захватывает наиболее чувствительные сензитивные периоды развития, когда эффект от вмешательства – наибольший. Для значительной части детей ранняя помощь – возможность достичь того уровня развития, который недостижим при более позднем начале помощи.
- Ранняя помощь предупреждает возникновение вторичных нарушений в развитии у детей, что уменьшает у них ограничения жизнедеятельности в будущем.
- Ранняя помощь поддерживает семьи, помогает им научиться обучать ребенка, что значительно повышает эффективность помощи.
- Ранняя помощь детям помогает облегчить и нормализовать повседневную жизнь семьи.
- Ранняя помощь помогает ребенку включиться в систему образования уже в детском саду, что в дальнейшем значительно облегчает участие ребенка в школьном обучении, а также снижает необходимость дорогостоящего специального образования.
- Ранняя помощь приносит экономическую выгоду на государственном уровне, так как вложения в раннее детство значительно снижают дальнейшие необходимые вложения в зрелом и пожилом возрасте.
Как оказывается ранняя помощь?
Учеными и практиками определены важнейшие принципы и подходы к организации ранней помощи. Именно они делают её высокоэффективной.
Это принцип семейно-центрированности, когда помощь оказывается всей семье и отталкивается от ее интересов и потребностей. Специалисты помогают родителям научиться так устроить повседневную жизнь, чтобы ребенок мог учиться в естественных ситуациях многократно и регулярно повторяя важные действия, например, когда он что-то просит, или кого-то зовет, или осваивает навыки еды, одевания, мытья рук.
Принципы доступности, непрерывности, регулярности позволяют семьям получить помощь в учреждениях, расположенных близко от дома, иметь поддержку специалистов в самое трудное время в первые три года жизни ребенка, на постоянной основе, а не 1-2 реабилитационными курсами.
Функциональный подход, в рамках которого специалисты помогают ребенку приобретать, важные для его жизни навыки, необходимые ему в повседневной жизни, каждый день, например, играть, общаться с другими людьми, принимать еду, мыть руки, передвигаться. Они подбирают доступные для ребенка способы это делать, организуют окружающую среду, обучают родителей.
Комплексный командный подход, когда команда специалистов работает над едиными целями, например, если у ребенка есть трудности в том, чтобы принимать еду, искать решение будут сразу и логопед, и физический терапевт, и психолог, и эрготерапевт. Каждый из них сделает свой вклад, но они будут стремиться достичь одну общую цель.
Вся помощь основывается на том, что уже умеет делать ребенок, на его сильных сторонах. Имеющиеся навыки становятся фундаментом для развития следующих. Поэтому вся работа специалистов позитивно ориентирована, никто не концентрируется на том, чего у ребенка нет, все мыслят категориями имеющихся потребностей и оценивают достижения, делая вперед шаги в развитии ребенка.
Автор статьи: Самарина Лариса Витальевна, директор АНО ДПО СПБ ИРАВ, клинический психолог
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.