Родительский коучинг может служить инструментом профилактики тревожности у детей, поскольку позволяет родителям лучше понимать и поддерживать своих детей Эмоциональное состояние родителей напрямую влияет на детей, и повышенная тревожность у родителей может передаваться детям. Коучинг помогает родителям справляться с собственными стрессами и эмоциональным выгоранием, что, в свою очередь, создает более стабильную и поддерживающую среду для ребенка.
Симптомы тревожности у детей могут включать кошмары, изменения в привычном сне, раздражительность и подавленность Поэтому, ранняя профилактика и создание поддерживающей среды крайне важны.

Влияние тревожности на развитие детей
Тревожность у детей может проявляться в форме:
- Социальной тревожности (страх общения, нежелание играть с другими).
- Различных фобий (страх темноты, животных и т. д.).
- Генерализованной тревожности (постоянное беспокойство о будущих событиях).
Симптомы тревожности могут негативно сказаться на:
- Социальных навыках: трудности в общении со сверстниками.
- Учебной деятельности: проблемы с концентрацией и памятью.
- Эмоциональном развитии: ухудшение настроения, проявление агрессии или замкнутости.
Можно говорить о коучинге с двух сторон: как обучение родителей более эффективным и позитивным способам воспитания своих детей, и, как помощь родителей своим детям (обучение справляться с жизненными задачами и развивать понимание себя). Для того, чтобы родители могли лучше понимать, воспитывать и обучать своих детей, существуют программы поддержки родительства.
В основе большинства программ поддержки родителей лежат 4 базовые теории:
- теория социального научения
- теория привязанности
- теория стилей семейного воспитания
- модель экологии человека

Откройте потенциал родительства с помощью коучинга! Узнайте, как стратегии работы с родителями помогают специалистам по раннему развитию снизить тревожность у детей и создать поддерживающую среду для семьи
Программы поддержки родителей
1)Программы, основанные на теории социального научения, учат родителей стратегиям:
- действий при неправильном поведении ребенка, таких как таймаут и лишение привилегий
- подкрепление позитивного поведения через проактивные системы поощрения, а именно таблицы достижений и системы начисления очков
2) Программы, основанные на теории привязанности, базируются на представлении о том, что возможность младенцев формировать сильную эмоциональную связь с их основным опекуном – это естественный элемент их развития.
- Защищенность этой связи, также известная как защищенность привязанности, в значительной степени определяется способностью родителей чутко и соответствующим образом реагировать на попытки их младенца привлечь внимание.
- Таким образом, программы, основанные на теории привязанности, направлены на улучшение родительской чуткости через углубление понимания родителями нужд их детей и связанного с привязанностью поведения
3) Теория стилей семейного воспитания
Теория основана на исследовании, которое предполагает, что поведение детей напрямую связано с тем, какие методы воспитания детей используются их родителями
- У родителей, которые сочетают высокий уровень родительского тепла с высоким уровнем контроля, с большей долей вероятности будут более уверенные в себе, более самостоятельные и социально ответственные дети
- В связи с этим, многие программы поддержки родителей включают в себя элементы, которые призывают родителей позволять детям рисковать в рамках семьи в условиях высокого уровня контроля.
4) Теория экологии человека
- Основана на предположении, что развитие ребенка определяется его/ее взаимодействием в рамках вложенных систем личности, семьи, школы, общества и культуры.
- Каждая из этих систем содержит элементы (также известные как факторы защиты и риска), которые могут либо улучшить жизненные показатели развития ребенка, либо подвергнуть его риску попадания в неблагоприятные обстоятельства.
- Каждая семья является уникальной с точки зрения факторов риска и защиты, которые на нее оказывают влияние
- Программы, основанные на этой модели, рассматривают способы усиления факторов защиты с целью снижения или устранения любых существующих рисков
Этот подход имеет основополагающее значение для программ, подходящих многим родителям.
Родительский коучинг расширяет возможности родителей и позволяет им ставить собственные цели:
- работает в партнерстве с родителями и определяет их сильные стороны и опыт
- рассматривает родителей как способных работать над поиском наилучших решений собственных проблем
- работает там, «где находятся родители» и, насколько это возможно, в их темпе.
«Это не та модель, при которой тренер обучает или советует. Речь идет о родителе, который продумал принципы, стал экспертом и предлагает идеи»

Составляющие программ поддержки родителей, которые показали свою эффективность
Обучение родителей навыкам, относящимся к эмоциональной коммуникации
- Навыки активного слушания
- Умение помочь детям распознавать и справляться с эмоциями
- Обучение тому, как ограничить негативную коммуникацию
Обучение родителей навыкам позитивного взаимодействия с детьми
- Обучение родителей тому, как демонстрировать энтузиазм и позитивное внимание за надлежащее поведение
- Обучение родителей тому, как взаимодействовать с ребенком на его уровне во время игры и как позволять ребенку лидировать во время игры
- Обучение родителей тому, как дать ребенку необходимый выбор занятий.
Обучение родителей тому, как использовать стратегию тайм-аутов и последовательной дисциплины
- Обучение родителей тому, как каждый раз отвечать на поведение единообразно
Рекомендации родителям тревожных детей
Поддержка родителей является ключевым фактором в помощи тревожным детям. Вот несколько рекомендаций, которые могут быть полезны:
- Создание безопасного и поддерживающего пространства
Слушайте и принимайте чувства ребенка: позвольте детям открыто обсуждать свои страхи и переживания. Убедитесь, что они чувствуют ваше понимание и поддержку.
Создайте рутинные моменты: установление регулярного расписания поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и безопасно.
- Обучение навыкам управления тревожностью
Моделируйте здоровое поведение: показывайте, как справляться со стрессом в обычной жизни (например, использование глубокого дыхания или расслабляющих упражнений).
Обучение техникам релаксации: занимайтесь с ребенком медитацией, дыхательными упражнениями или йогой. Это может помочь снизить уровень тревожности.
- Постепенное преодоление страхов
Постепенная экспозиция: вместе с ребенком постепенно подвергайте его страхам, начиная с наименее пугающих ситуаций и постепенно увеличивая уровень сложности.
Поддержка и похвала: хвалите ребенка за маленькие достижения, связанные с преодолением страхов, чтобы поощрять его усилия.
- Обеспечение естественного общения
Поощряйте открытость: регулярно говорите о чувствах и эмоциях. Спрашивайте о том, чего он боится, и будьте готовы обсуждать их.
Играйте и читайте: используйте книги и игры, чтобы говорить о чувствах, страхах и способах преодоления тревожности.
- Взаимодействие с учителями и специалистами
Сотрудничество с педагогами: информируйте учителей о состоянии вашего ребенка, чтобы они могли проявлять понимание и поддержку в школе.
Поиск профессиональной помощи: если тревожность ребенка серьезная, не стесняйтесь обратиться к психологу или специалисту по детской психологии.
- Укрепление уверенности и самоуважения
Стимулирование хобби и интересов: поощряйте ребенка заниматься любимыми делами, что поможет повысить его самоуважение и уверенность.
Развивайте социальные навыки: помогите ребенку наладить дружеские отношения, что поможет ему почувствовать себя более уверенно в социальной ситуации.
Родительский коучинг — это не просто современный инструмент поддержки, а мощный ресурс профилактики тревожности у детей. Он помогает родителям становиться более осознанными, чуткими и уверенными в своей роли, а детям — расти в атмосфере стабильности, доверия и принятия. Формируя тёплую, поддерживающую среду и обучая ребёнка справляться с эмоциями с раннего возраста, родители закладывают фундамент для его устойчивости, самооценки и психологического здоровья в будущем. Важно помнить: чем спокойнее и увереннее взрослый рядом, тем безопаснее чувствует себя ребёнок — и тем меньше места для тревоги в его жизни.
Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике с 2017 года.
Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.