Родительский коучинг как инструмент профилактики тревожности у малышей

Родительский коучинг помогает снизить уровень тревожности у детей, формируя безопасную, стабильную среду и развивая эмоциональную связь между ребёнком и родителем. В статье вы найдёте ключевые подходы, рекомендации и практики, основанные на теориях воспитания, привязанности и семейной поддержки.

Родительский коучинг может служить инструментом профилактики тревожности у детей, поскольку позволяет родителям лучше понимать и поддерживать своих детей Эмоциональное состояние родителей напрямую влияет на детей, и повышенная тревожность у родителей может передаваться детям. Коучинг помогает родителям справляться с собственными стрессами и эмоциональным выгоранием, что, в свою очередь, создает более стабильную и поддерживающую среду для ребенка.

Симптомы тревожности у детей могут включать кошмары, изменения в привычном сне, раздражительность и подавленность Поэтому, ранняя профилактика и создание поддерживающей среды крайне важны.

преодоление тревожности у детей

Влияние тревожности на развитие детей

Тревожность у детей может проявляться в форме:

  1. Социальной тревожности (страх общения, нежелание играть с другими).
  2. Различных фобий (страх темноты, животных и т. д.).
  3. Генерализованной тревожности (постоянное беспокойство о будущих событиях).

Симптомы тревожности могут негативно сказаться на:

  • Социальных навыках: трудности в общении со сверстниками.
  • Учебной деятельности: проблемы с концентрацией и памятью.
  • Эмоциональном развитии: ухудшение настроения, проявление агрессии или замкнутости.

Можно говорить о коучинге с двух сторон: как обучение родителей более эффективным и позитивным способам воспитания своих детей, и, как помощь родителей своим детям (обучение справляться с жизненными задачами и развивать понимание себя). Для того, чтобы родители могли лучше понимать, воспитывать и обучать своих детей, существуют программы поддержки родительства.

В основе большинства программ поддержки родителей лежат 4 базовые теории:

  • теория социального научения
  • теория привязанности
  • теория стилей семейного воспитания 
  • модель экологии человека
родительский коучинг

Откройте потенциал родительства с помощью коучинга! Узнайте, как стратегии работы с родителями помогают специалистам по раннему развитию снизить тревожность у детей и создать поддерживающую среду для семьи

Программы поддержки родителей

1)Программы, основанные на теории социального научения, учат родителей стратегиям:

  • действий при неправильном поведении ребенка, таких как таймаут и лишение привилегий  
  • подкрепление позитивного поведения через проактивные системы поощрения, а именно таблицы достижений и системы начисления очков 

2) Программы, основанные на теории привязанности, базируются на представлении о том, что возможность младенцев формировать сильную эмоциональную связь с их основным опекуном – это естественный элемент их развития. 

  • Защищенность этой связи, также известная как защищенность привязанности, в значительной степени определяется способностью родителей чутко и соответствующим образом реагировать на попытки их младенца привлечь внимание.
  • Таким образом, программы, основанные на теории привязанности, направлены на улучшение родительской чуткости через углубление понимания родителями нужд их детей и связанного с привязанностью поведения

3) Теория стилей семейного воспитания 

Теория основана на исследовании, которое предполагает, что поведение детей напрямую связано с тем, какие методы воспитания детей используются их родителями

  • У родителей, которые сочетают высокий уровень родительского тепла с высоким уровнем контроля, с большей долей вероятности будут более уверенные в себе, более самостоятельные и социально ответственные дети 
  • В связи с этим, многие программы поддержки родителей включают в себя элементы, которые призывают родителей позволять детям рисковать в рамках семьи в условиях высокого уровня контроля. 

4) Теория экологии человека

  • Основана на предположении, что развитие ребенка определяется его/ее взаимодействием в рамках вложенных систем личности, семьи, школы, общества и культуры. 
  • Каждая из этих систем содержит элементы (также известные как факторы защиты и риска), которые могут либо улучшить жизненные показатели развития ребенка, либо подвергнуть его риску попадания в неблагоприятные обстоятельства.  
  • Каждая семья является уникальной с точки зрения факторов риска и защиты, которые на нее оказывают влияние
  • Программы, основанные на этой модели, рассматривают способы усиления факторов защиты с целью снижения или устранения любых существующих рисков  

Этот подход имеет основополагающее значение для программ, подходящих многим родителям.

Родительский коучинг расширяет возможности родителей и позволяет им ставить собственные цели:

  • работает в партнерстве с родителями и определяет их сильные стороны и опыт
  • рассматривает родителей как способных работать над поиском наилучших решений собственных проблем
  • работает там, «где находятся родители» и, насколько это возможно, в их темпе.

«Это не та модель, при которой тренер обучает или советует. Речь идет о родителе, который продумал принципы, стал экспертом и предлагает идеи»

Составляющие программ поддержки родителей, которые показали свою эффективность

Обучение родителей навыкам, относящимся к эмоциональной коммуникации

  • Навыки активного слушания
  • Умение помочь детям распознавать и справляться с эмоциями
  • Обучение тому, как ограничить негативную коммуникацию

Обучение родителей навыкам позитивного взаимодействия с детьми

  • Обучение родителей тому, как демонстрировать энтузиазм и позитивное внимание за надлежащее поведение
  • Обучение родителей тому, как взаимодействовать с ребенком на его уровне во время игры и как позволять ребенку лидировать во время игры
  • Обучение родителей тому, как дать ребенку необходимый выбор занятий.

Обучение родителей тому, как использовать стратегию тайм-аутов и последовательной дисциплины

  • Обучение родителей тому, как каждый раз отвечать на поведение единообразно

Рекомендации родителям тревожных детей

Поддержка родителей является ключевым фактором в помощи тревожным детям. Вот несколько рекомендаций, которые могут быть полезны:

  • Создание безопасного и поддерживающего пространства

Слушайте и принимайте чувства ребенка: позвольте детям открыто обсуждать свои страхи и переживания. Убедитесь, что они чувствуют ваше понимание и поддержку.

Создайте рутинные моменты: установление регулярного расписания поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и безопасно.

  • Обучение навыкам управления тревожностью

Моделируйте здоровое поведение: показывайте, как справляться со стрессом в обычной жизни (например, использование глубокого дыхания или расслабляющих упражнений).

 Обучение техникам релаксации: занимайтесь с ребенком медитацией, дыхательными упражнениями или йогой. Это может помочь снизить уровень тревожности.

  • Постепенное преодоление страхов

Постепенная экспозиция: вместе с ребенком постепенно подвергайте его страхам, начиная с наименее пугающих ситуаций и постепенно увеличивая уровень сложности.

Поддержка и похвала: хвалите ребенка за маленькие достижения, связанные с преодолением страхов, чтобы поощрять его усилия.

  • Обеспечение естественного общения

Поощряйте открытость: регулярно говорите о чувствах и эмоциях. Спрашивайте о том, чего он боится, и будьте готовы обсуждать их.

Играйте и читайте: используйте книги и игры, чтобы говорить о чувствах, страхах и способах преодоления тревожности.

  • Взаимодействие с учителями и специалистами

Сотрудничество с педагогами: информируйте учителей о состоянии вашего ребенка, чтобы они могли проявлять понимание и поддержку в школе.

Поиск профессиональной помощи: если тревожность ребенка серьезная, не стесняйтесь обратиться к психологу или специалисту по детской психологии.

  • Укрепление уверенности и самоуважения

Стимулирование хобби и интересов: поощряйте ребенка заниматься любимыми делами, что поможет повысить его самоуважение и уверенность.

Развивайте социальные навыки: помогите ребенку наладить дружеские отношения, что поможет ему почувствовать себя более уверенно в социальной ситуации.

Родительский коучинг — это не просто современный инструмент поддержки, а мощный ресурс профилактики тревожности у детей. Он помогает родителям становиться более осознанными, чуткими и уверенными в своей роли, а детям — расти в атмосфере стабильности, доверия и принятия. Формируя тёплую, поддерживающую среду и обучая ребёнка справляться с эмоциями с раннего возраста, родители закладывают фундамент для его устойчивости, самооценки и психологического здоровья в будущем. Важно помнить: чем спокойнее и увереннее взрослый рядом, тем безопаснее чувствует себя ребёнок — и тем меньше места для тревоги в его жизни.

Автор статьи: Юлия Петровна Русанова, педагог-психолог, преподаватель АНО ДПО «СПб ИРАВ». Использует ADOS-2 в клинической практике  с 2017 года. 

Еще больше полезных материалов найдете в нашем Телеграме.

Уведомление об использовании cookies-файлов

Мы используем куки-файлы для лучшей работы нашего веб-сайта. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении куки-файлов. Подробнее